«Чайка-сервис» расширила типаж

Ю. Петров

Для нижегородского ПО «Чайка-Сервис» этот год стал самым «урожайным». Модельный ряд помимо традиционных бортовых грузовиков и эвакуаторов с краново-манипуляторными установками (КМУ), фургонов, полуприцепов и прицепов в этом году пополнился новыми моделями, среди которых совершенно оригинальный грузовик «Добрыня» и седельный тягач «Валдай», дебютировавшие на выставке «КомТранс-2006». Однако на этом сюрпризы не закончились, в чем могли убедиться специалисты и представители мест­ной и столичной прессы, приглашенные 18 июля на завод ПО »Чайка-Сервис».

Презентация главным образом была рассчитана на дилеров и заказчиков из числа эвакуаторных служб, а журналистов призвали в качестве свидетелей очередного инженерного прорыва. На этот раз в центре внимания оказался эвакуатор-автовоз на шасси ГАЗ-33104 «Валдай» со сдвижной платформой производства «Чайки-Сервис» – машина новая как в своем классе, так и в типаже продукции Горьковского автозавода.

Идея создания эвакуатора со сдвижной платформой на шасси «Валдая» возникла осенью 2005 года, когда «Чайка-Сервис» выпустила первый эвакуатор со сдвижной платформой на шасси среднетоннажного ГАЗа. Исследования, проведенные отделом маркетинга, показали, что потребность рынка в такой технике постоянно растет. В отличие от других выпускаемых эвакуаторов с КМУ и стационарной платформой Л?образного профиля эвакуатор со сдвижной платформой имеет ряд преимуществ. В числе прочих – способность погрузки-разгрузки легковых автомобилей с малыми углами переднего и заднего свеса (угол заезда 10°) и большим углом рампы (не регламентируется, по­скольку платформа прямая). Кстати, столь пологий наклон явился следствием собственных решений, направленных на снижение погрузочной высоты, которую удалось уменьшить на 200 мм по сравнению с первоначальным расчетным уровнем.

Достоинства такой схемы перед эвакуаторами других типов налицо: эвакуатор не нуждается в выдвижных аппарелях, как у стационарных платформ с ломаным профилем, не требуется увеличивать опорный контур вне пределов габарита, как у эвакуаторов с КМУ. Кроме этого высокий задний свес позволяет заезжать на бордюры, а погрузка осуществляется силами одного оператора.

Наглядная демонстрация различных схем эвакуаторов «Чайка-Сервис»

Второй человек, который бы следил за тем, чтобы груз не был поврежден, а стрела КМУ не зацепилась за провода и деревья, не нужен. Все это позволяет не только облегчить работу, снизить риски при транспортировке груза, но и сократить время на рабочие операции. Все эти достоинства были продемонстрированы гостям на «подопытной» Honda Accord. Шасси «Валдая» выбрано по весьма прозаической причине – сейчас эта машина, получившая звание «Лучший коммерческий автомобиль», будет вытеснять среднетоннажные ГАЗы. «Валдай» более маневренный и компактный, что важно в условиях городской застройки.

Эвакуатор прошел окончательные эксплуатационные испытания 4 июля, а это 850 циклов погрузки-разгрузки, и на момент презентации уже был готов к сдаче столичному заказчику. В процессе испытаний груз массой 3 т размещался на заранее «неблагоприятных» местах: не по центру, со сдвигом в сторону одного из бортов. Грузовая платформа усиленного типа смонтирована на надрамнике и поднимается двумя гидроцилиндрами. Выдвижение осуществляется телескопическим механизмом.

Платформа оборудована отверстиями под крепления для колес и позволяет перевозить не только легковые автомобили, но и среднеразмерные внедорожники (массой до 3 т), легкие коммерческие автомобили, а также, в теории, малогабаритную коммунальную технику и дорожно-строительное оборудование, тем более что в комплектацию входят подкатные тележки, облегчающие по­грузку машины с заторможенными колесами. Платформа оборудована лебедкой с тяговым усилием 3,6 тс и 23-метровым тросом. Для устойчивости во время погрузки в задней части рамы смонтированы два невыносных аутригера.

Все погрузочно-разгрузочные работы
осуществляются силами одного оператора-водителя

В процессе проектирования решено было использовать гидрокомпоненты зарубежного производства. Такое решение принято по двум соображениям. Во-первых, «Чайке-Сервис» нужны гарантии качества, а при существующем разнообразии выпускаемой техники нет ни сил, ни желания брать на себя ответственность за чужой брак и отвлекать специалистов на сервисные работы. Во-вторых, по­требители научились-таки считать комплектацию в относительных цифрах, а не в абсолютных. Увеличение стоимости машины с импорт­ной гидравликой в данном случае составляет примерно 1%, и экономия получается грошовой.

Сейчас число фирм, производящих сдвижные платформы, невелико, и на рынке ощущается дефицит подобных машин в этом сегменте, а потому конструктор­ское бюро ПО «Чайка-Сервис» взялось за новую задачу – создать модельный ряд эвакуаторов со сдвижной платформой грузоподъемностью порядка 5 т на шасси бескапотных грузовиков: Hyundai HD-120, МАЗ-437041 «Зубрёнок» и КамАЗ-4308. Причем последнюю машину нижегородские машиностроители планируют показать уже на Международном автосалоне–2006 в Москве 30 августа.