«ГАЗПРОМ»: больше газа

Л. Никифоров, фото Ю. Бритова

Как показывает статистика, Россия занимает 9-е место в мире (из 27 стран) по уровню перевода автомобильного транспорта на природный газ. По данным экспертов, в стране насчитывается 31 тыс. газифицированных коммерческих автомобилей и 207 газонаполнительных станций. Ежегодный прирост парка составляет более 15%.

Одним из активных участников процесса перевода транспорта на альтернативные виды топлива является «Газпром», который недавно провел очередную крупную выставку, посвященную «газификации» не только автомобилей, но и коммунальной и строительной техники. Участие в ней приняли несколько крупных разработчиков и изготовителей автомобильного газобаллонного оборудования (АГБО) для сжиженного (пропан-бутановые смеси) и сжатого газа (метан), его заправки и обслуживания.

Выставка получилась интересной и во многом неожиданной. На ней было представлено несколько десятков грузовых и легковых автомобилей, автобусов, коммунальных машин и тракторов, оснащенных АГБО. «Газпром» продемонстрировал оригинальные отечественные разработки на базе оборудования, выпускаемого в Пензе, Казани, Волгограде, Орске, Рязани и других городах. По существу, он заявил о готовности приступить к системной работе по газификации транспорта. Справедливости ради, надо отметить, что часть экспонатов уже перешла в разряд ветеранов, но все же основная масса образцов показана впервые.

Одной из важнейших проблем эксплуатации городского газифицированного транспорта является его заправка – в Москве, например, автомобильные газонаполнительные станции (АГНС) регулярно открывают, и столь же регулярно выселяют за пределы МКАД «по соображениям безопасности». Это приводит к тому, что автобусным паркам становится нерентабельно ежедневно гонять десятки автобусов на заправку. КБ «Союз» и ОАО «Автогаз» из Казани разработали мобильную станцию, способную доставить в крупное автохозяйство до 5 тыс. м3 сжиженного газа, «упакованного» в 48 емкостей под давлением 25 атм. Раздаточный пост позволяет одновременно заправлять три машины. Мобильная АГНС смонтирована на шасси нижнекамского полуприцепа и седельного тягача КамАЗ. Вторая ее версия – бортовой ЗИЛ-4331 с прицепом. Автопоезд рассчитан на доставку непосредственно к потребителю 1 000 кубов газа в баллонах из стали или композитных материалов. Появление таких мобильных станций позволяет значительно расширить возможности перевода на природный газ общественного и грузового транспорта, коммунальной и специальной техники, работающих в условиях города.

Были продемонстрированы и почти все типы легковых автомобилей отечественного производства, оснащенных двухтопливными системами питания. ВАЗ-1113 «Ока», переведенная на пропан, вполне может обслуживать административные округа, службы социальной поддержки, коммунальное хозяйство.

За последние годы отечественные конструкторы, технологи и производственники смогли разработать и наладить выпуск нового поколения баллонов, в том числе металлопластиковых, клапанов, редукторов, испарителей, отличающихся повышенной надежностью и экономичностью. Среди лидеров новой отрасли стоит назвать московскую компанию «САГА». За несколько лет работы на рынке автогазовых систем ее специалисты разработали системы автоматического перехода с одного вида топлива на другое, позволившие, в свою очередь, разработать комплексные решения для всех типов легковых и грузовых автомобилей, работающий на пропане. А комплекс «САГА-7» рассчитан уже на перевод автомобилей семейства ВАЗ-2110 на более экономичный метан. Срок окупаемости перевода на альтернативное топливо малотоннажного грузового автомобиля «Газель», как правило, не превышает одного года при месячном пробеге 5 – 6 тыс. км.

На выставке были показаны микроавтобусы семейства «Газель», оборудованные системами питания на метане. На нем же может работать и Ikarus-280, подготовленный специалистами «Мостранса» совместно с «Газпромом». Перевод на метан большого количества автомобилей, работающих в городских условиях, гораздо выгоднее работы на пропан-бутановой смеси, но этот процесс требует применения баллонов, рассчитанных на более высокое давление.

С появлением емкостей новых типов, способных обеспечить безопасную эксплуатацию газодизельных силовых агрегатов, стал возможным переход на новые виды топлива не только грузовых автомобилей, но и коммунальной и дорожно-строительной техники. Эти категории были представлены на выставке мусоровозом на шасси КамАЗа, подметально-уборочной машиной на базе ЗИЛ-433362, гидромеханическим трехзвенным подъемником ПМС-212 на шасси ГАЗ-3301 «Газель».

Кроме автомобилей была также представлена гамма сельскохозяйственных и промышленных тракторов с двухтопливными системами питания, позволяющими значительно расширить область их применения. Эти работы успешно проводятся в саратовском ООО «Югтрансгаз». И если разработки на базе тракторов Т-150К и К-701 уже хорошо известны, то минский трактор с размещенными на крыше кабины баллонами показал, как можно избежать габаритных ограничений. Они обусловлены необходимостью навески на эти машины специального оборудования, например, фронтального погрузчика, стогометателя, крана или экскаваторного комплекса.