Глобализация и эффективность работы компаний

П. Владимиров
Мы все чаще становимся свидетелями образования мировых мегакорпораций по производству строительной и прочей спецтехники, которые растут путем поглощения более мелких фирм или слияния именитых компаний-тяжеловесов. Независимых одиночных производителей остается все меньше. Как охарактеризовать данное явление? Положительная это тенденция или, наоборот, вынужденная защитная реакция на неблагоприятные изменения в мировой экономической структуре?
 
 
 
 
 
 

Анализом общих причин и последствий пусть занимаются макроэкономисты. Лично мое видение данной ситуации ближе к практике. Самостоятельный и независимый производитель решает поставленные перед ним вопросы более оперативно и зачастую более эффективно, чем член огромной корпорации, зависимый от решений вышестоящих управленцев, часто запоздалых и не всегда компетентных.

Многие наши коллеги, не один десяток лет проработавшие в строительной сфере, сходятся в едином мнении: укрупнение бизнеса для многих производителей техники обернулось снижением качества продукции и сервиса.

Стереотипы потребителей устойчивы, и у них вызывает некоторое недоумение внезапная смена окраски и логотипа экскаватора или трактора. Но если бы только логотипа – претерпевают изменения и ответственные агрегаты. Меняются эксплуатационные качества привычной, казалось бы, техники. Открыв капот, вы можете обнаружить под ним совсем не то, что ожидали. Какие-то неведомые боссы волевым решением заставили подчиненную компанию приобретать двигатель у другого зависимого поставщика. Все логично: прибыль должна распределяться внутри корпорации.

Конечно, есть много положительных результатов слияния. Caterpillar, Sandvik, Hitachi, Terex, Komatsu, Wirtgen, Bucyrus и др. – все эти компании в большей или меньшей мере поглощали чужие марки. Иногда эти вливания позволяли спасти отдельных производителей от банкротства, способствовали сохранению марки. Поглощения Wirtgen вообще оправданы с точки зрения специализации. Компания смогла собрать в одну группу производителей машин, которые составляют единый дорожно-строительный комплекс: фрезерование–укладка–уплотнение. Теперь машины проектируются с учетом работы в одной технологической цепочке, что позволяет повышать ее эффективность. В результате сегодня Wirtgen Group буквально вымел конкурентов с рынка.

Если говорить об отрицательных результатах поглощения более мелких производителей, то речь может идти не только о банальном снижении качества продукции, но и об усложнении управленческой структуры, неразберихе в распределении функций среди подразделений.

Одним из крупнейших игроков на рынке специальной и строительной техники является корпорация TEREX, вобравшая в себя множество хороших марок по всему миру. «Корпорация TEREX – крупный многоотраслевой глобальный производитель, представленный в четырех бизнес-сегментах: производство подъемного оборудования, строительной техники, кранов и обработка материалов» – это информация с корпоративного сайта TEREX. Действительно, номенклатура оборудования впечатляет, охвачены самые разные промышленные сегменты.

Теперь рассмотрим результат коллегиальной деятельности подразделений компании. С 1998-го по 2010 г. компания O&K Mining GmbH входила в состав корпорации TEREX. Экскаваторы O&K хорошо известны потребителям мощной карьерной техники по всему миру. Компания начала производить первые экскаваторы еще в начале прошлого века и непосредственно участвовала в эволюции мирового экскаваторостроения. Именно на заводах O&K первыми в Европе наладили серийное производство гидравлических экскаваторов. За время нахождения в составе TEREX машины O&K поставлялись в самые разные уголки мира, в том числе в местечко Альмендинген (Германия), где на местном карьере по добыче карбонатного сырья успешно работает экскаватор TEREX O&K RH-120-E. Это гидравлическая «обратная лопата», оборудованная специально изготовленным скальным ковшом вместимостью 8,4 м3 при вместимости стандартного ковша 17 м3. Важно то, что экскаватор разрабатывает массив крепкого известняка без предварительного взрывного рыхления. Успешная работа RH-120-E в Альмендингене на относительно крепких известняках обеспечивается прежде всего неоднородностью массива, слоистостью и наличием системы эндогенных трещин, а также размерами отдельностей.

Но локальный опыт еще не гарантирует успешной работы подобных машин на других месторождениях известняка. Однако специалисты TEREX начали продвижение данной концепции на рынок, убедительно утверждая, что технология отработана и эффективна.

Наличие довольно длинной структурно-управленческой цепочки между заказчиком экскаваторов и конструкторами O&K приводило к искажению информации, итогом чего явился, например, неудачный опыт внедрения экскаваторов на известняковом карьере Жигулёвского комбината строительных материалов. Специалисты TEREX, ссылаясь на успешный опыт работы RH-120-E в Германии, предложили внедрить на карьере Жигулёвского комбината безвзрывную технологию с иcпользованием двух гидравлических экскаваторов TEREX O&K RH-90 с ковшами вместимостью 8 куб.м.

В геологическом строении Жигулёвское месторождение представлено разными по составу ярусами с переслойками известняков и доломитов (крепость 7…8 по шкале М.М. Протодьяконова, плотность 2,3 т/м3). В течение первых дней после запуска экскаваторов в работу разработка велась удовлетворительно ввиду наличия перебура и ослабленной породы, оставшихся после предыдущего взрывания. Однако по мере завершения отработки ослабленного слоя нагрузки на машины резко возросли, и экскаваторы уже не справлялись с разборкой забоя. Начали повреждаться шарнирные соединения рабочего оборудования, вместо полноценного черпания ковш просто «царапал» поверхность забоя, для полного его наполнения требовалось многократно «сдирать» некое подобие породной стружки, значительно удлиняя тем самым рабочий цикл.

Что говорить, результат провальный. И в значительной степени причиной стала позиция представителей TEREX, авторитетно уверявших в действенности внедрения экскаваторов. Достижение цели – продажа дорогостоящей техники любым путем – нанесло ущерб репутации и компании TEREX, и марки O&K, и дилера TEREX в России. Нельзя стопроцентно утверждать, что, будучи независимой, O&K Mining GmbH не допустила бы такого промаха. И все же думается, что при работе с заказчиком напрямую конструкторы O&K более детально изучили бы вопрос внедрения и, вполне возможно, предложили адекватное решение: более тяжелую машину, меньшую вместимость ковша и т. д.

В 2010 г. O&K вошла в состав специализированной компании Bucyrus, обогатив тем самым номенклатуру карьерных экскаваторов Bucyrus, чьи заводы ранее не производили гидравлику. В принципе, такое слияние можно понять. Обе марки специализируются на изготовлении карьерных экскаваторов и, образно говоря, общаются на одном языке. Будем надеяться, что в корпорации Bucyrus в силу общей специализации подобных ситуаций возникать не будет.

Холодные фрезы Wirtgen работают по всему миру, значительное их количество экспортируется и в США. А ведь в этой стране существуют собственные производители подобной продукции: ASTEC-Roadtec, подразделение той же TEREX Roadbuilding, и др. Почему они не составляют значимой конкуренции для Wirtgen даже на своей родине? Конструктивно и по способу компоновки агрегатов машины всех производителей похожи (за исключением привода исполнительного органа). Конечно, конкурировать с Wirtgen сложно, и это прочувствовали и в Dynapac, и в Bomag, и в Сaterpillar. У всех перечисленных производителей высокий уровень производства, все стараются внедрять инновационные решения, мало в чем уступая Wirtgen. Однако факты упрямая вещь, Wirtgen безусловный мировой лидер. А уж на российском рынке у Wirtgen вообще нет конкурентов. Что мешает другим конкурентам? Разный уровень качества или иная корпоративная стратегия? Скорее всего, второе.

Попытка контролировать обширные секторы производства приводит к ослаблению концентрации на отдельных, более узких направлениях. Это гибельно влияет и на продвижение продукции на рынок, и, естественно, на организацию сервиса. Трудно обеспечить эффективный централизованный сервис при таком разнообразии поставляемой техники. Привлечение плохо управляемых дилеров не решает проблемы, это вынужденная мера, призванная обеспечить хоть какое-то послепродажное обслуживание. Хоть какое-то, но не самое качественное! Следует заметить, что корпоративной стратегией Wirtgen предусматривается тщательная организация послепродажного сервиса техники.

Важность сервиса давно понятна всем. Грамотно обслужить сложные современные машины может только высококвалифицированный персонал, в распоряжении которого специальные инструменты и методы диагностики. Прошли времена, когда участковый механик мог с помощью «цешки» починить машину прямо на стройплощадке. Правильная эксплуатация современной техники подразумевает наличие рядом профессионального сервиса, включающего и ТО, и ремонт.

Сегодня глобальных «поглотителей» сильно теснит Китай. Мы уже стали свидетелями перехода под управление китайских компаний нескольких автомобильных марок. Времени прошло не много, и говорить о последствиях данных поглощений рано. Будем надеяться, что привычные и полюбившиеся нам марки сохранят свой уровень, что мы не станем свидетелями снижения привлекательности некогда легендарных машин. Будем надеяться, что, купив привычную технику, мы получим высокопроизводительный, приносящий прибыль инструмент, а не головную боль.