Дефицит шин для строительной техники на мировом рынке

А. Малышев

На мировом рынке шин для строительной техники наблюдается устойчивый дефицит. Нехватка шин обу­словлена высокой активностью в мировой строительной индустрии и непрерывно растущим спросом на оборудование для добычи и перевозки полезных ископаемых в КНР, Индии, странах Латин­ской Америки, Ближнего и Среднего Востока. Кроме того, серьезное негативное влияние на состояние рынка оказал пожар на крупном предприятии японской компании Bridgeport в сентябре 2003 г.

По мнению группы Bridgestone, мировой спрос на внедорожные шины превышает предложение с конца 2003 г., а устойчивый дефицит шин сформировался на рынке с конца 2004 г. По оценке компании Michelin, в 2005 г. рыночный спрос на 30...50% превысил уровень предыдущего года. В апреле 2006 г. два крупных американских изготовителя внедорожных шин – Continental Tire North America Inc. (CTNA) и Goodyear Tire & Rubber Co. сообщали, что их заводы (соответственно в г. Брайан, шт. Огайо, и в г. Топика, шт. Канзас) работают на максимальную мощность при полном отсутствии складских товарных запасов.

В условиях нехватки шин ведущие поставщики строительной техники перестраивают свои взаимоотношения с клиентами. Так, компании Caterpillar и Volvo в 2005 г. начали в ряде случаев отгружать продукцию без запасных комплектов шин с обязательством последующей их отправки или предоставлением клиенту права их самостоятельной закупки.

Bridgestone, владеющая 51 шинным заводом в 24 странах мира с общим числом занятых более 100 тыс. чел., в 2005 г. выделила 17 млрд. иен (153 млн. USD) на расширение мощностей по производству больших и сверхбольших радиальных шин для горнодобывающего и строительного оборудования. К 2008 г. предполагается увеличить мощность завода в г. Симоносеки примерно на 20%, а также расширить на 5% мощности по выпуску стального корда для внедорожных шин на заводе в г. Сага и деталей шин на заводе в г. Хофу. Строительство новых цехов в Симоносеки началось во втором полугодии 2005 г. и должно завершиться к концу 2006 г. Новые мощности на заводе в г. Сага войдут в строй в текущем году, а в Хофу – в 2007 г.

Компания Goodyear также повышает производительность труда на своих предприятиях и осуществляет инвестиции в расширение производственных мощностей. Например, на заводе в Бразилии она наращивает выпуск шин диаметром 1,3 м.

Продолжает свою инвестиционную программу и группа Michelin, в 2007 г. ожидается ввод в эксплуатацию нового завода в г. Кампо-Гранде (Бразилия). В 2005 г. Michelin объявила о намерении в течение ближайших пяти лет инвестировать в свой завод по производ­ству шин для землеройной техники в г. Лексингтон (шт. Южная Каролина, США) 85 млн. USD. К 2010 г. производственная мощность предприятия должна возрасти примерно в 1,5 раза, а численность персонала – на 70 чел. Завод планирует выпускать шины для карьерных машин диаметром 1,4...1,6 м.

Японская компания Yokohama Tire Corp. запланировала в этом году увеличить выпуск внедорожных шин на 3% по сравнению с 2005 г. Однако, по мнению специалистов компании Terex, заметного расширения предложения шин для строительной техники на рынке можно ожидать не ранее 2007–2008 гг. Согласно данным Michelin, инвестиции в сооружение среднего современного предприятия по выпуску шин для землеройного оборудования составляют около 250 млн. USD, подготовка квалифицированного персонала требует около 8 месяцев, а процесс строитель­ства – не менее двух лет. Это означает, что разрыв в спросе и предложении таких шин в ближайшей перспективе сохранится.

В условиях устойчивого дефицита шин происходит их удорожание. Так, c 1 марта 2006 г. в среднем на 6% повысились прейскурантные цены на все виды шин для грузовых автомобилей и внедорожной техники марок Continental, General, Semperit. Об аналогичных шагах заявили и другие крупнейшие изготовители внедорожных шин, в част­ности Goodyear и Michelin. Сами компании единодушно заявляют, что повышение цен обусловлено лишь ростом затрат на закупку исходных материалов, прежде всего каучука. По мнению компании Bell Equipment UK, ведущие поставщики шин не уделяют достаточного внимания выпуску продукции для строительной техники вследствие более низкой рентабельности в этом секторе шинной индустрии по сравнению прежде всего с производством шин для легковых автомобилей.

Важным направлением деятельности ведущих поставщиков шин сейчас является разработка для клиентов комплекса специальных рекомендаций с целью обеспечить максимальный срок службы шин, снизить затраты на приобретение и ремонт шин, а также сократить простои строительной техники.

У компании Bridgestone комплекс рекомендаций для клиентов включает сокращение возможностей повреждения шин за счет уменьшения загрязнений на карьерных дорогах, а также сокращение пробега в дождливую погоду. Важным фактором является своевременная замена и ремонт поврежденных шин, а также их эксплуатация в строгом соответствии с техническими характеристиками, в частности с учетом допустимой нагрузки и скорости движения, а также давления в шинах.

Нехватка шин сейчас ощущается при по­ставках всех видов строительного оборудования, однако ее острота является различной. Так, компания Bell Equipment UK сталкивается с наиболее серьезными проблемами при закупках шин большого диаметра для горнодобывающей и карьерной техники во всех европейских странах, особенно в Великобритании и Франции. У группы Caterpillar нехватка шин серьезно отражается на поставках карьерных самосвалов с колесами большого диаметра.

Об аналогичных трудностях сообщает и компания Terex; дефицит шин затрагивает прежде всего самосвалы грузоподъемностью более 90 т, которые пользуются особенно высоким спросом в горнодобывающей промышленности. В то же время ведущие продуценты строительной техники ощущают растущую нехватку шин и при поставках самосвалов меньшей грузоподъемности (25, 30 и 50 т).

В условиях нехватки шин фирмы – изготовители строительной техники предпринимают попытки поиска новых поставщиков указанных изделий, в том числе в КНР и России. Однако, по мнению компании Terex, российские и китайские шины при достаточно высокой цене не имеют нужных качественных характеристик и не соответствуют европей­ским и американским требованиям. Основным по­ставщиком шин для оборудования Terex является группа Michelin. Компания пыталась заключить контракт на поставку шин с фирмой Goodyear, которая сейчас загружена заказами до конца 2006 г. Согласно заявлению компании, она впервые сталкивается с такой ситуацией при поставках шин в течение двух последних десятилетий.

По мнению экспертов, устойчивый дефицит шин для строительной техники на мировом рынке сохранится по меньшей мере до 2007–2008 гг., а по некоторым оценкам, даже до 2010 г.