Трансмиссия Allison в России
Недавно в Государственном научном центре РФ, Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте прошло совещание, на котором рассматривались конструктивные особенности новых моделей автоматических коробок передач Allison Transmission (США), возможности их применения для транспортных средств и спецтехники. В этом мероприятии приняли участие руководители компании «Новые дизели и коробки передач. Сервис», дистрибьюторы фирмы Allison World Transmission в СНГ, а также специалисты некоторых ведущих отечественных предприятий.
![]() |
На совещании представлялись технические материалы, описания, характеристики коробок передач последнего поколения, рассматривались их достоинства и возможные варианты установки на автомобили, автобусы и другую отечественную технику. Большое внимание уделялось диагностике и особенностям обслуживания при эксплуатации.
При обсуждении к числу основных достоинств новых моделей коробок передач отнесли значительное снижение выброса токсичных веществ и уменьшение эксплуатационного расхода топлива за счет сокращения числа переключений передач, более плавного изменения частоты вращения коленчатого вала двигателя при этих переключениях, а также блокировки гидротрансформатора со 2-й по 5-ю передачу. Еще одним достоинством коробок Allison является их способность обеспечивать движение автомобиля с очень малыми скоростями. Применение косозубых шестерен, изготовленных с повышенной точностью, уменьшает уровень шума. Микропроцессорные блоки управления в автоматической коробке передач обеспечивают адаптивный контроль с обратной связью и приспосабливают автомобиль к изменениям нагрузки, рельефу местности, стилю вождения и позволяют увеличить срок службы тормозов (до 5 раз).
![]() |
Приведенные в таблице модели коробок передач оснащены одноступенчатым трехэлементным многофазным гидротрансформатором с муфтой блокировки, демпфером крутильных колебаний и масляным насосом. Имеется возможность создания и 4-, 5-, 6-ступенчатых коробок передач небольшого размера. Следует обратить внимание и на то, что в стандартную комплектацию входит электронный блок управления с кнопочным переключателем передач.
Системы смазки оснащены встроенными фильтрами со сменным фильтрующим элементом. Имеются и масляно-водяные теплообменники, а также встроенные или установленные отдельно датчики уровня масла. Для первых шести моделей рекомендуются смазки С4 и DEXRON-III. По заказу возможна установка механизмов отбора мощности с разными передающими характеристиками.
Коробки передач В300 и В300R предназначены для городских, пригородных и экскурсионных автобусов. В них средства адаптивного управления могут изменять переключение в соответствии с условиями эксплуатации. А для двигателей с электронным управлением добавляется датчик положения дроссельной заслонки.
![]() |
Коробки передач MD306ОР и MD356ОР используются преимущественно в универсальных грузовиках, трехосных тягачах, бетоновозах, автофургонах, снегоуборщиках, самосвалах, мусоровозах и школьных автобусах. А по согласованию с дистрибьютором фирмы Allison могут применяться и в тягачах тяжелого оборудования, военных автомобилях и другой технике.
Коробки передач В400 и В400R в основном предназначены для городских низкопольных, двухэтажных, туристических и междугородных экскурсионных автобусов. В электронную систему здесь входит адаптивное управление для безударного переключения передач, а также устройство для блокировки стартера при включенной передаче.
Коробки передач НD406ОР и НD456ОР применяются в автомобилях для перевозки жилых фургонов, транзитных бетоновозах, трех- и пятиосных автофургонах, снегоуборочной технике, самосвалах, автобусах, универсальных грузовиках, мусоровозах, аварийных и строительных тягачах, а также в сельскохозяйственных тракторах, лесовозах и пожарных автомобилях. Кроме общего комплекта, устанавливаемого на заказ оборудования, сюда также входят тахограф и тормоз-замедлитель.
![]() |
В междугородных, транзитных и сочлененных автобусах с особо мощными двигателями используются коробки передач В500 и В500R.
Отдельную группу представляют гидромеханическая модель CL(B)T 754 и коробка CL(B)T 755 с электронным управлением. Они предназначены для насосных скважинных подъемников, скреперов, самоходных установок техобслуживания, автокранов, самосвалов, аварийных тягачей. Их входная мощность составляет 332 кВт при 2 500 мин-1 и максимальный крутящий момент 1 760 Н.м. Гидротрансформатор – одноступенчатый, трехэлементный. Коэффициенты трансформации находятся в пределах от 1,51 у ТС487 до 2,72 у ТС 497. Муфты сцепления – многодисковые, с масляным охлаждением, гидравлическим управлением, деблокируются пружинами и самокомпенсируются. Все это снижает степень их износа. Автоматическая муфта блокировки включается при всех передачах переднего хода, а также и в нейтральном положении. Встроенные замковые устройства исключают переключение передач при несоответствующей скорости или включение заднего хода при движении вперед.
![]() |
Программируемые электронные средства управления автоматических коробок Allison обеспечивают выполнение операций, требуемых каждым типом транспортного средства в зависимости от его назначения. А встроенные средства диагностики постоянно следят за работой трансмиссии и обнаруживают возникающие недостатки.
Для отбора мощности используется привод гидротрансформатора: при прерывистой работе крутящий момент привода 543 Н.м, при непрерывной работе – 407 Н.м. Распределительная коробка с передаточным числом 1:1 устанавливается по заказу. Для понижающей коробки предусмотрено пять разных мест установки вокруг выходной оси.
![]() |
Фирмой Allison разработаны электрические приводы, обеспечивающие существенное снижение расхода топлива и уменьшение выброса токсичных веществ почти на 90%. Они представляют собой системы параллельных гибридных бесступенчатых передач, объединяющие два концентрических мотора-генератора внутри планетарной передачи. Для достижения требуемых динамических качеств автотранспортных средств этот механизм позволяет суммировать мощности электродвигателя и двигателя внутреннего сгорания.
Для выбора оптимального варианта двигателя и коробки передач региональный дистрибьютор фирмы Allison World Transmission использует систему компьютерного анализа, учитывающую требования, предъявляемые к автотранспортному средству, и особенности условий его дальнейшей эксплуатации.
![]() |