В ожидание зимы

В. Резников, канд. техн. наук, зав. Отделом моторных масел ВНИИ НП

Близится зима, а вместе с ней приходят проблемы пуска двигателя при низкой температуре. Если автомобиль или другая самоходная машина «ночует» под открытым небом или в не отапливаемом гараже (а другая ситуация исключительно редка – ред.), то за несколько часов масло охлаждается почти до температуры окружающего воздуха. Неправильный выбор масла или неверное выполнение пуска в лучшем случае приведут к повышенным износам, а в худшем – к аварии двигателя. Что нужно, чтобы стартовать зимой без проблем?

До наступления холодов необходимо сменить масло. Это целесообразно, даже если в двигателе находится всесезонное масло, залитое где-то в середине лета. В процессе работы из-за окисления, испарения легких фракций и загрязнения масла нерастворимыми примесями его вязкость растет, причем низкотемпературные характеристики ухудшаются в большей мере.

Какому классу вязкости должно соответствовать масло, заливаемое в картер в зимний период? Это зависит от климатических особенностей той местности или тех регионов, где будет работать машина. Каждый производитель в инструкции по эксплуатации устанавливает диапазоны температуры окружающего воздуха, в которых следует использовать масло того или иного вязкостного класса по SAE. Важно отметить, что для разных моделей одного производителя, а уж тем более для моделей разных фирм, рекомендуемые классы вязкости по диапазонам температуры могут заметно различаться.

Классификация масел по вязкости SAE J300 DEC99 для зимних и всесезонных масел устанавливает максимальные значения низкотемпературной вязкости. В левой колонке приведенной таблицы даны максимальные значения вязкости, при которых масла обеспечивают возможность проворачивания двигателя стартером. Наименее вязкие масла классов 0W и 5W обеспечивают пуск без предварительного подогрева соответственно при –35 и –30°С, т.е. в условиях суровой зимы. В климатических условиях средней полосы Европейской части России оптимально использование масел с зимней характеристикой классов 10W и 15W.

В правой колонке таблицы представлены предельные значения вязкости и температур, при которых насос может обеспечить удовлетворительную прокачиваемость масла, т.е. создавать и стабильно поддерживать давление масла в главной магистрали при проворачивании двигателя стартером с пусковой частотой вращения. Характеристику прокачиваемости масел в классификацию SAE J300 ввели в 1980 г. после того, как во время суровой зимы 1978/79 гг. наблюдался выход из строя двигателей многих автомобилей из-за заклинивания распредвала в процессе холодного пуска.

Отсутствие прокачиваемости масла бывает обусловлено либо невозможностью при очень высокой вязкости масла преодоления гидравлического сопротивления маслоприемника и патрубка, соединяющего маслоприемник с насосом, либо попаданием воздуха в масляный насос из-за образования воронки в объеме масла под маслоприемником. В обоих случаях масло не поступает к наиболее удаленным узлам, смазываемым под давлением (подшипники распределительного вала). Из-за сухого трения вал заклинивает.

Чтобы избежать подобной аварии, после неудавшейся попытки холодного пуска, не следует сразу вторично включать стартер. Нужно подождать 2 – 3 минуты, чтобы воронка под маслоприемником, если она возникла, успела затечь. Да и аккумулятор немного «отдохнет».

Предельная температура прокачиваемости для каждого вязкостного класса на 50 °С ниже температуры проворачиваемости. Это своеобразная гарантия того, что при холодном пуске «масляное голодание» не наступит. И все-таки, внимательно следите за давлением масла при пуске.

Еще один совет. После холодного пуска не прогревайте двигатель на холостом ходу более 3 минут. Начинайте движение. Под нагрузкой двигатель прогреется гораздо быстрее, а это важно для предотвращения коррозионного износа цилиндров и поршневых колец.