Техника Komatsu для северных условий

Николай Протасов

Корпорация Komatsu – давний, проверенный партнер российских нефтяников, газовиков и строителей. Начиная с конца 1970-х годов Komatsu поставила на месторождения и ударные стройки СССР более 22 тыс. ед. техники – бульдозеров, трубоукладчиков, экскаваторов и других машин. Техника направлялась на Север и в Сибирь, где экстремальные климатические условия, бездорожье, полное отсутствие инфраструктуры предъявляли чрезвычайные требования к возможностям, надежности, ресурсу, ремонтопригодности техники и условиям работы машинистов.

Разработка и поставка техники для регионов с суровыми природными условиями – сложная и ответственная задача, требующая значительных научных, инженерно-конструкторских, материальных ресурсов и времени, и далеко не каждая машиностроительная компания обладает такими ресурсами. Компания Komatsu в числе первых приступила к северной тематике и достигла значительных успехов, заняв на этом направлении одно из лидирующих положений.

Как показал опыт, машина в северном исполнении – это не модернизированная или дооснащенная стандартная модель, а полностью самостоятельная разработка. Техника должна выдерживать не только морозы за минус 50, но и 20-градусные суточные перепады температуры. И та же машина должна работать летом на 40-градусной жаре, нередкой в условиях резко континентального климата. То есть машина и оператор должны быть защищены и от мороза, и от изнурительной жары.

Северные спецификации «–30» и «–50» это прежде всего другие сорта сталей. Сталь, применяемая для стандартных спецификаций, на морозе может дать трещину, причем не только под нагрузкой. У стали и резины разные коэффициенты температурного расширения, из-за этого на морозе уплотнения теряют герметичность и начинают пропускать рабочую жидкость или смазочный материал. Стандартные резинотехнические изделия, а также изоляция электропроводки теряют эластичность и разрушаются. Для пуска двигателя и начала движения нужны средства предварительного подогрева двигателя и силовой передачи, а также мощный генератор для питания большего количества потребителей, чем в стандартной спецификации. Для кабины требуется усиленная теплоизоляция и эффективная система отопления.
Первые поставки техники Komatsu выявили недостатки в стандартных спецификациях и потребовали переосмысления самого подхода к северной тематике. То, что прекрасно подходило для средней полосы, оказалось недостаточно надежным для суровых климатических условий эксплуатации. Много отказов, металлоконструкции не выдерживали, гидроцилиндры и катки начинали течь. К чести компании с первыми неудачами справились, нашли верный подход к решению проблем, основанный прежде всего на тесном взаимодействии с заказчиками. Сбор и анализ опыта эксплуатации, претензий и пожеланий заказчиков и встраивание результатов анализа в систему проектирования заложили основу для дальнейших разработок. Вот почему уже полвека нефтяники и строители Сибири и Севера отдают предпочтение технике Komatsu.
За прошедшие десятилетия сменилось не одно поколение техники. Отработку и совершенствование северных спецификаций вели и продолжают постоянно вести параллельно с получением информации с мест эксплуатации. Современная северная спецификация предусматривает специальные сорта стали, из которых выполнены несущие металлоконструкции, особые сорта резины и пластика для уплотнений и изоляции, мощные генераторы. Гидроцилиндры, кроме того, конструктивно отличаются от стандартных, что позволяет сохранять их герметичность. Узлы с плавающими уплотнениями также отличаются по конструкции от стандартных. На машины ставят кабины с двойным остеклением и высокоэффективным автономным отопителем.
Большая и сложная тема – предпусковой подогрев. Возможны два варианта подогрева – электрический от стационарной сети и автономный топливный. Для сосредоточенных парков машин предпочтителен первый вариант как более быстрый, безопасный и экологически чистый. Однако опыт показал, что у этого варианта есть ограничение – иногда необустроенность трасс и большая потребляемая мощность. Когда несколько машин включают подогрев, то в северном поселке или на трассах гаснет свет. Тем не менее этот вариант предпускового подогорева хорош для колесных машин, работающих сосредоточенно, а гусеничные машины, как правило, разбросаны по карьерам и трассам, куда не протянуты электросети. Поэтому Komatsu, поставляющая преимущественно именно гусеничную технику, отдает предпочтение условиям заказчика по выбору топливного подогрева. Автономная система разогревает масло в картере, систему охлаждения и агрегаты трансмиссии. Komatsu использует подогреватели Mikuni, что характеризует подход корпорации к дополнительному оснащению – не пытаться самой охватить всё и вся без гарантии успеха, а использовать лучшие, проверенные решения своих поставщиков, самой же сосредоточиться на основном – на функциональности и надежности машины. В номенклатуре Mikuni есть подогреватели с таймером. Можно выставить определенное время запуска системы подогрева, чтобы оператор, приехав на трассу, сел в уже протопленную кабину и мог быстро приступить к работе.
Подогрев рабочей жидкости, особенно в крупных машинах – большая проблема. Рукава высокого давления представляют собой большой объем охлаждения, и масло, проходя по ним, быстро охлаждается. Корпорация, исследовав эту проблему, отказалась от предварительного автономного подогрева и приняла другое решение, которое облегчило разогрев гидросистемы холостыми движениями рабочего оборудования перед основными видами работ. Чтобы масло не старело и был увеличен интервал его замены, стали использовать гидросистемы с закрытым контуром и соответственно меньшим объемом рабочей жидкости.
Двигатели Komatsu зарекомендовали себя как очень надежные агрегаты. Они адаптированы к российскому топливу, неприхотливы, надо только вовремя менять масло и фильтры. Что касается масел, то преимуществом Komatsu было использование для всех агрегатов доступного сорта масла или российского аналога. Удобно и экономично. Сегодня с новым поколением двигателей и трансмиссий ситуация меняется, появились новые спецификации масел, и Komatsu рекомендует использовать в своих машинах для каждой системы свои специальные масла, поставляемые корпорацией. При применении рекомендованного масла ресурс агрегата увеличивается на 18...20% и даже более. Цена вопроса не только в цене масла, но и в ресурсе, и в расходах на ремонт и потерях на простое.
Другая характерная для такой нефтедобывающей страны, как Россия, проблема – топливо. За последние пару лет ситуация с качеством топлива несколько улучшилась, но осталась проблема воды. Северные спецификации, в том числе спецификация «–50», обязательно включает водоотделители в том или ином исполнении. Сравнительно недавно Komatsu приступила к спецификации –40 °С для сочлененных самосвалов. Раньше корпорация поставляла их в страны с теплым и пустынным климатом, и сочлененный самосвал в северном исполнении для нее тема новая. Еще предстоит решить много проблем, но есть успешные наработки. В частности, разработана самая эффективная система подогрева кузова выхлопными газами, потому что конструкцию отрабатывали в процессе реальной эксплуатации. И эту систему уже копируют другие фирмы. Машина сложная, но в ее конструкцию заложено множество изобретений и новшеств. Она требует более деликатного обращения, поэтому ее доработка для экстремальных условий потребует еще какого-то времени, чтобы появилась неприхотливость к суровым условиям эксплуатации.
По инициативе потребителей Komatsu начала поставлять навесное дополнительное оборудование. На основе многолетнего опыта корпорация сотрудничает только с теми фирмами-производителями, которые завоевали отличную репутацию в мире. Появляется такое навесное оборудование, как гидроножницы, гидроразрушители, буровое оборудование и т. п. Сейчас заказчик может приобрести машину в комплекте с адаптированным оборудованием, которое легко монтируется и дает максимальную производительность.
Корпорация Komatsu завоевала прочную репутацию поставщика надежной, неприхотливой техники. До сих работают машины, поставленные двадцать и тридцать лет назад. Они настолько понравились своим владельцам, что те сегодня требуют экскаваторы не современной 7-й серии, а предыдущих 6-й и 5-й, которые давно не выпускают, и это неудивительно, ведь они нарабатывали по 22...25 тыс. часов без капремонта. Однако теперь новые времена, новые требования, причем гораздо более жесткие, чем к 5-й серии, и современное поколение машин Komatsu готово предложить не только высокий уровень качества и надежности, прославивший их в прошлом, но и высокий уровень комфорта и безопасности.