Королевский выход

Л. Малютин

Экскаватор-погрузчик Terex 970 Elite

Экскаватор-погрузчик Terex 860 Elite

На сцене думпер PS3000

Мини-экскаватор ТС37 с нулевым радиусом поворота платформы

Колесный экскаватор TW190

Средний погрузчик TL260

Сочлененный самосвал ТА30

Американцы устремились в Россию. Дела на их родине идут не блестяще – строительный рынок стагнирует, доллар падает, ресурсы дорожают. Развивающиеся рынки, в том числе российский, для них теперь как медом намазаны, и экономическая ситуация прямо-таки вынуждает инвестировать в развитие сбытовых и сервисных сетей, в сборочное производство.

В течение ряда лет несколько российских компаний самостоятельно занимались поставками и сервисом техники Terex. Действовали они разрозненно, каждая в своем сегменте, без централизованной поддержки и внимания со стороны могущественной корпорации, до тех пор, пока, наконец, в сентябре прошлого года корпорация Terex не зарегистрировала представительство ООО «Терекс Рус», придя, таким образом, не на голое место, а на подготовленную почву.
Кстати, о почве. Питающие слабость к монархическим символам американцы придумали и толкуют название Terex как terra rex – «король земли». Terra (лат.) – государство, грунт, территория, материк, родина, отвал, почва, чернозем. Rex – король, повелитель, монарх, руководитель. Логотип корпорации представляет собой стилизованную корону. Корпорация, созданная путем поглощения более полусотни независимых производителей, объединив усилия многих, вошла в пятерку ведущих мировых поставщиков строительной и горной техники. Своего рода империя.
Набор представительских функций стандартный. Это централизованное продвижение бренда Terex, помощь в импорте техники, поставки запасных частей, сервис и обучение. Первый тренинг сервисного персонала назначен на октябрь этого года, а в следующем, 2009 году в Москве откроют тренинг-центр для обучения персонала дилеров и клиентов. В Москве и Санкт-Петербурге обещают открыть склады запасных частей.
Представительство пока в стадии становления, и демо-шоу, устроенное 21–22 мая для заказчиков и прессы на территории парусного клуба «Водник» в ближайшем Подмосковье – своего рода проба пера. Если бы не погода, то проба прошла бы на отлично, организация на высоком уровне, все-таки у корпорации немалый опыт проведения подобных мероприятий.
Номенклатура техники Terex самая широкая в отрасли. Под брендом Terex выпускают землеройную, строительную, дорожно-строительную и горную технику, оборудование для переработки нерудных материалов, мобильные и башенные краны, коммунальную технику и подъемно-транспортное оборудование. Больше ни у одной из ведущих корпораций нет такого разнообразия интересов.
Открывали демонстрацию техники экскаваторы-погрузчики. Завод в Ковентри (Великобритания) собирает семь моделей экскаваторов-погрузчиков массой от 7,8 до 8,2 т, предназначенных для европейских рынков. От американских вариантов их отличает экскаваторное оборудование с боковым сдвигом и вертикальными опорами. Стрела установлена на каретке, которая перемещается по направляющим в поперечной плоскости. На шоу представили «младшие» модели Terex 820 и 860 Elite и среднюю модель 970 Elite. Легкие модели 820 и 860 с колесами меньшего размера на передней оси находят применение в городском хозяйстве и строительстве. Мощный экскаватор-погрузчик 970 с колесами одинакового размера и трехрежимным рулевым управлением свособен выполнять масштабные задачи в строительстве. Большие передние колеса значительно повышают его проходимость и очень удобны при планировании грунта, когда экскаватор-погрузчик работает как бульдозер.
На том же заводе в Ковентри собирают думперы, или, как их назвали на шоу, «компактные самосвалы для строительных площадок». В Западной Европе, для которой характерны тесные строительные площадки, это очень популярный вид техники. Высочайшая проходимость, малый радиус поворота, разгрузка на три стороны позволяют думперам доставлять насыпные материалы и бетон в любое место даже самой неряшливой площадки. Рабочее место ограждено дугой, кабины не предусмотрено, поэтому оператор должен пристегиваться ремнем, а на ночь пульт управления закрывать крышкой на замок. Завод собирает два десятка моделей думперов грузоподъемностью (г/п) 1000…9000 кг с разными исполнениями шасси и рабочего оборудования. Не шоу показали две модели – PS3000 и PS6000 г/п 3000 и 6000 кг. Это машины с полным приводом и трехсторонней разгрузкой, а опционная система высокой разгрузки позволит разгружать кузов в высокий бункер.
Думперы сменили представители семейств мини- и миди-экскаваторов ТС37 и ТС75, их производит завод Terex Schaeff в Германии. Линейка мини-экскаваторов включает 8 моделей массой от 1,5 до 4,7 т, причем показанный ТС37 массой 3,65 т отличается нулевым радиусом поворота платформы. В линейку миди-экскаваторов входят три модели массой 5,6…12,8 т. Особенность компактных экскаваторов в том, что гидроцилиндр стрелы помещен сверху и защищен тем самым от повреждений.
Завод в Ковентри также выпускает линейку тротуарных виброкатков, от одновальцового ручного массой 476 кг до тандемного двухвальцового массой 4500 кг. В шоу участвовали двухвальцовые катки TV800 массой 1,6 т с сочлененной рамой и TV1200 массой 2,9 т.
Следующим пунктом программы стала продукция завода Terex Atlas из Дельменхорста, Германия. Семейство колесных экскаваторов представляли модели TW170 и TW190 массой 17 и 19 т с моноблочными стрелами. По заказу устанавливают двухзвенные стрелы. Полная линейка колесных экскаваторов состоит из 13 моделей массой от 15 до 24 т, в том числе две модели 1404ZW и 1604ZW с двойным ходом – штатным пневмоколесным и рельсовым.
В мероприятии участвовали экскаваторы ТС210LC (22,2 т.) и TC260LC (27 т.) на удлиненных гусеничных тележках. Линейка строительных гусеничных экскаваторов пока невелика – 4 базовые модели массой 22...27 т, но в ближайшем будущем ее пополнят модели массой 30 т и более.
Между тем немецкие экскаваторы сменили шотландские автогрейдеры TG150A и TG160A. Всего в линейке четыре модели массой 11,5; 14,5; 18,7 и 21 т. Эти машины отличаются симпатичным дизайном, а скошенный капот двигателя улучшает обзор назад. Грейдеры с сочлененной рамой, расширяющей возможности по планированию. Завод поставляет их как с двумя ведущими мостами, так и с полным приводом.
За грейдерами выступали фронтальные погрузчики завода Terex Schaeff. В номенклатуре Terex три размерные группы погрузчиков – компактные, средние и большие, или, как их называют в представительстве, «промышленные». Кстати, последние – новинка сезона, по крайней мере в прошлом году на выставке BAUMA их не было. Под брендом Terex поставляли погрузчики, выпущенные по маркетинговому соглашению другими машиностроительными компаниями. Теперь Terex осваивает собственное производство погрузчиков больших типоразмеров. Линейка компактных погрузчиков включает 5 моделей с ковшами от 0,65 до 1,2 м3, в том числе модель TL70S с рабочим оборудованием на поворотной опоре – явление не уникальное, но редкое. Рабочее оборудование компактных погрузчиков с параллелограммным механизмом запрокидывания ковша, т. е. его кинематика такова, что при подъеме стрелы угол наклона ковша остается постоянным. У средних погрузчиков TL160, TL210 и TL260 усложненная версия Z-образного механизма запрокидывания с так называемой SP-кинематикой, сочетающей достоинства Z-образного и параллелограммного механизмов. На шоу выступили средние погрузчики TL160 и TL260 с основными ковшами вместимостью 1,6 и 2,6 м3 и большой погрузчик TL450 с ковшом вместимостью 4,5 м3. Большой погрузчик сильно отличается дизайном от младших моделей. Особенно обращает внимание высокий, угловатый моторный отсек – стилистическое решение, больше присущее американской, чем европейской школе дизайна. Кабина, кстати, тоже другая. Рабочее оборудование выполнено с классическим параллелограммным механизмом запрокидывания. Все погрузчики Terex оснащают самоблокирующимися дифференциалами.
Завершили показ сочлененные самосвалы ТА30 и ТА35. Завод в Шотландии выпускает пять моделей самосвалов г/п от 23 до 38 т, с кузовами вместимостью 13,5...23,3 м3. Так, самосвал ТА30 оснащен кузовом объемом 17,5 м3, ТА35 – 21 м3. Это машины высокой проходимости, маневренные и мощные.
Модели ТА25, ТА27 и ТА30 оснащены дизелями Cummins мощностью 221...248 кВт. Новые модели ТА35 и ТА40 получили дизели Detroit Diesel мощностью 289 и 326 кВт, усовершенсованную подвеску переднего моста, позволяющую развивать большую скорость, автоматическую коробку передач Allison со встроенным ретардером, усовершенствованные мосты и рамы и новую кабину. Межсервисный интервал – 500 часов. Отличительная особенность самосвалов Terex – откидная кабина, облегчающая доступ к узлам и агрегатам при обслуживании и ремонте. Модели ТА25, ТА27 и ТА30 комплектуют независимой подвеской переднего моста, обеспечивающей комфортабельное вождение.
В завершение программы зрителей пригласили лично помесить грязь как ногами, так и за рулем или рычагами представленной в их распоряжение техники.