«Туристы» 6х2: такие разные «одноклассники»

Александр Трохачёв
Mercedes-Benz Travego М
Mercedes-Benz Travego М
Mercedes-Benz Travego М
Mercedes-Benz Travego М
Схемы Setra S416HDH, Neoplan Cityliner С, Neoplan Starliner, Mercedes-Benz Tourismo, Mercedes-Benz Travego М
Neoplan Starliner
Neoplan Starliner
Neoplan Starliner
Setra S 416 HDH
Setra S 416 HDH
Setra S 416 HDH
Mercedes-Benz Tourismo
Mercedes-Benz Tourismo
Mercedes-Benz Tourismo
Mercedes-Benz Tourismo
Mercedes-Benz Tourismo
Neoplan Cityliner С
Neoplan Cityliner С
Neoplan Cityliner С

Транспортному оператору, стоящему перед выбором средств производства, сегодня не позавидуешь. С одной стороны, хозяин – барин: можно выбрать все что душе угодно, были бы деньги. С другой стороны, принять правильное решение сложно. Это обусловлено и сервисными возможностями различных брендов в России, и сроками поставки товара, и наличием склада запчастей, и другими факторами. Немаловажен и сам продукт: его качество, ремонтопригодность, эксплуатационные параметры и ликвидность на вторичном рынке. С этой точки зрения для комфортабельных перевозок пассажиров на международных линиях и для спортивных клубов привлекательны пять ведущих автобусных марок: Mercedes-Benz, Setra, Neoplan, Scania, Volvo. Их и рассмотрим.

«Пять минус два»

Хороших «туристов» в России любят. Подтверждение тому – фирменные автобусы спортивных клубов, частных команд и богатых компаний. Есть такие лайнеры в экскурсионных бюро и у транспортных операторов. Но все-таки современных пассажирских машин у нас мало. Объяснение этому довольно банальное: высокие таможенные пошлины делают цены на такую технику заоблачными. Оттого перевозчики нередко предпочитают брать секонд-хенд. Но европейская техника после трех–пяти лет эксплуатации все еще как новая. Она ломается реже, чем новая китайская или российская, исправно приносит прибыль и с учетом дальнейшей продажи способна окупиться в расчетный период.

Одно время самыми популярными «туристами» в нашей стране были чешские автобусы Karosa и венгерские Ikarus, но уровень их оснащения и престиж проигрывают ведущим западноевропейским маркам, к тому же венгерский бренд лет пять как почил в бозе, влившись в состав холдинга Irisbus. Само объединение, куда вошли автобусные заводы Renault, IVECO, Karosa, не набрало на просторах России той популярности, на которую могло бы претендовать, и потому наиболее популярными пассажирскими машинами туристского класса в России являются Mercedes-Benz Travego и Tourismo, Setra TopClass 400, Neoplan Starliner и Cityliner, Scania Irizar PB и Volvo 9700. Впрочем, даже в этой когорте шведские бренды проигрывают немецким и по объему продаж, и по популярности, а потому российские покупатели чаще выбирают между Mercedes-Benz, Setra и Neoplan. Так что формула выбора выглядит как «пять минус два».

Три оси предпочтительнее

Двухосные автобусы полной массой 18 т были и остаются классикой «дальнего боя» на пассажирских перевозках. Но время диктует новые условия комфортабельного перемещения людей в пространстве. Большинство европейских транспортных операторов предпочитают перевозить туристов на трехосных автобусах полной массой 24 т. Примеры такого выбора можно найти в Германии и Испании, Франции и Италии. Трехосники выбирают и многие операторы Восточной Европы. Дело не только в сезонных ограничениях допустимой нагрузки на ось, хотя и этот фактор нельзя сбрасывать со счетов. Дело еще и в максимальной вместимости салона. Если автобус с колесной формулой 4х2 (например, Mercedes-Benz Tourismo) предоставляет 44 места для сидения, то аналогичная модель, но уже с формулой 6х2 – 56 мест. При цене в сотни евро на дальних дистанциях дополнительные 12 билетов приносят хорошую прибавку при сопоставимых эксплуатационных затратах.

Преимущество трех осей перед двумя отражено и в способности предоставить больше места для вещей путешественников. Простой пример: в двухосном варианте допустимая масса багажа на одного пассажира составляет, как в самолете, 20 кг, а в трехосном втрое больше, т. е. 60 кг. Есть и другие преимущества. В трехоснике можно оборудовать гардероб, разделить багажный отсек по высоте горизонтальной полкой, обеспечить больший объем для вещей пассажиров. Увеличенная длина кузова позволяет без проблем разместить бортовую кухню, холодильник, мини-бар, туалет и при необходимости установить столики с развернутыми к ним сиденьями. Встретить такую комплектацию на двухосниках сложно, поскольку в салоне дорог каждый сантиметр.

Travego или Tourismo?

Страшное дело стереотипы. Какими бы хорошими ни были претенденты на пополнение автопарка транспортной компании, самой желаемой маркой, согласно опросам российских перевозчиков, остается Mercedes-Benz. Наиболее распространенные туристские модели в пользовании – это Travego и Tourismo. Старое поколение Tourismo было исключительно двухосным, зато теперь выпускается и трехосное. Travego производили и с тремя осями. А сейчас колесная формула 6х2 является наиболее востребованной в Западной Европе. Она же постепенно набирает популярность и в нашей стране.

Tourismo можно считать бюджетным выбором для тех, кто хочет сэкономить. Автобус предоставляет высокий уровень комфорта, сопоставимый с уровнем комфорта Travego, и все-таки вторая модель выглядит предпочтительнее. У нее выше уровень базового оснащения, да и перечень дополнительного оборудования гораздо внушительнее. Даже с точки зрения активной безопасности лайнер «упакован» лучше. Для него предназначены системы, которых на борту Tourismo не может быть по определению.

Уже в базовой комплектации Tourismo оснащают электропневматической тормозной системой EBS с ограничителем скорости при длительном торможении DBL. В стандартном пакете, разумеется, антиблокировочная АБС и антипробуксовочная ASR, система электронной стабилизации ESP и комплекс экстренного торможения BA. На новом Travego есть все то же самое, только вместо ассистента экстренного торможения BA (Bremse Assistant) устанавливают более современную систему адаптивного торможения ABA (Adaptive Bremse Assistant). Кстати, у большинства конкурентов подобные устройства не входят в базовую комплектацию и поставляются исключительно за дополнительную плату.

Список опций Tourismo скромнее, чем Travego. Скажем, в нем отсутствует система слежения за пересечением дорожной разметки SPA (Spurassistant). Между тем этого электронного помощника заказывают на каждую четвертую пассажирскую машину в Европе. Выбор цветов и материалов отделки салона Tourismo тоже ограничен. Достаточно сказать, что обивку потолка можно заказать только серого цвета. Да и максимальный уровень оснащения по принятой классификации – только «три звезды», тогда как у Travego их может быть и четыре, и пять. Базовое число пассажирских мест – 55 в Tourismo M и 59 в Tourismo L для перевозок по Германии. Для других стран немцы поставляют версии с кухней и туалетом, из-за чего число пассажирских мест на 2...4 меньше. В «пятизвездном» исполнении в Travego 44 места, а в самом популярном «четырехзвездном» – 48.

Для Tourismo предусмотрен только один двигатель – рядная «шестерка» в трех вариантах мощности – 354, 408 и 428 л.с. Коробок передач две, и обе только 6-ступенчатые механические. Travego M оснащают 8-цилиндровым V-образным турбодизелем мощностью 476 л.с. и кроме механической коробки передач устанавливают автоматическую трансмиссию PowerShift. При этом эксплуатационные затраты обеих моделей вполне сопоставимые.

Таким образом, если компания выбирает между Tourismo и Travego, первый идеально подойдет тем, кто хочет получить современный транспорт за «разумные» деньги, а второй устроит тех, для кого уровень комфорта наряду с безопасностью и престижем важнее финансовых трат.

Верх престижа

Новый Travego, безусловно, хорош, но есть и престижнее: Setra TopClass 400, настоящий лайнер для тех, кто знает толк в технике. Его обновили полтора года назад, и он стал еще привлекательнее для перевозчиков, однако высокие таможенные пошлины делают продажи этих автобусов в России в буквальном смысле слова штучными.

Среди «одноклассников» это самые дорогие «туристы», но они стоят своих денег. Совокупность потребительских качеств этих Setra такова, что они становятся недосягаемыми для большинства конкурентов. Прежде всего речь идет о высокой плавности хода. Подвеска TopClass обеспечивает эффективное гашение продольных колебаний и не поддерживает режим качки – клевки кузова при проезде неровностей быстро затухают, не вызывая у пассажиров ощущения дискомфорта, а также не создает сильных боковых кренов при скоростном прохождении поворотов и резкой смене полосы движения.

Эти автобусы отличает отменная курсовая устойчивость и эффективное рулевое управление. Водитель чувствует себя хозяином положения и не пасует в сложной дорожной обстановке и при неблагоприятных погодных условиях. Практически то же самое можно сказать о более доступном по цене спектре моделей ComfortClass, но TopClass все-таки предпочтительнее. Хорош он и тем, что предлагает на выбор три модели трехосников: S 415 HDH длиной 123 м, S 416 HDH длиной 13,19 м и S 417 HDH длиной 14,05 м. Салоны этих лайнеров рассчитаны на 44 места при уровне оснащения «4 звезды» и 49 мест при уровне «3 звезды». Двухэтажный S 431 DT длиной 13,89 м вообще не обсуждается: транспортное средство ценой за полмиллиона евро явно «не про нас».

Золотой серединой можно считать S 416 HDH с салоном на 49 мест. Автобус комплектуют 12-литровой рядной «мерседесовской» турбодизельной «шестеркой» ОМ 457 LA. У нее только один недостаток с точки зрения российских перевозчиков – Euro 5 с реагентом AdBlue, который замерзает при температуре воздуха ниже –11 °С. Шестиступенчатая механическая коробка передач Mercedes-Benz GO 240-8 PowerShift отлично зарекомендовала себя в эксплуатации, и желать ее замены можно разве что на «автомат».

На пике моды

«Немцам» трудно бороться не только по брендам, но и в рамках одной марки между собой. Это в полной мере относится к продукции холдинга NEOMAN, который достойные модели «туристов» выпускает под маркой и MAN, и Neoplan. Достаточно вспомнить MAN Lion's Coach или Neoplan Starliner. Но товар с символикой льва только набирает популярность в нашей стране, а альтернатива дорогому «Автобусу года» Starliner – более доступная модель Cityliner.

Neoplan Starliner 5218 SHD в «четырехзвездном» исполнении предлагает 49 пассажирских мест и довольно внушительные багажные отсеки. Несмотря на его футуристичность и высокую цену, погоня за модой имеет и обратную сторону. Пассажиров первого ряда, например, сильно отвлекает (а кого-то и раздражает) дорожная разметка, отражающаяся, как в зеркале, в гнутых стеклах передней части кузова. Даже когда мелькающей разметки нет, в этих элементах конструкции «демонстрируются» придорожные кусты и идущие по соседним полосам автомобили. Когда вы дремлете, это вас не касается, но если решили понаблюдать за дорогой, настроение будет испорчено.

К 13-литровому рядному дизелю MAN D2876 LOH 204 Euro 3 претензий нет: он работает хорошо и на низких, и на высоких оборотах. Его удачно агрегатировали с 12-ступенчатой гидромеханической трансмиссией MAN TipMatic, у которой есть встроенный Intarder. География сервиса MAN в России постоянно расширяется, и опасаться проблем с обслуживанием и ремонтом не стоит. Следует подумать о дорогих деталях. В случае повреждения ветрового прямого или наклонного стекла придется снимать автобус на время с линии и отправлять на СТО, поскольку такую работу в дорожных условиях никто делать не станет.

Более привлекательным для российских транспортных операторов может стать Neoplan Cityliner C N 1217 HDC. В нем тоже салон на 49 комфортабельных мест, и по весовым параметрам он фактически ничем не отличается от Starliner: 25 800 кг полной массы против 26 000 кг у «коллеги». Объем багажных отделений составляет внушительные 10,4 м3, а вместительные полки в салоне добавляют еще 1,7 м3 полезного пространства для личных вещей путешественников. Коробка передач на Cityliner точно такая же, и 12,4-литровый двигатель MAN D2066 LOH 02 Euro 4 практически ничем не хуже.

При сопоставимых функциональных возможностях Cityliner ощутимо дешевле Starliner, и эксплуатационные затраты на него чуть скромнее. Их величина напрямую зависит от маршрута и интенсивности пассажирских перевозок, степени загрузки лайнера и других факторов. В условиях кризиса, как известно, не до жиру – быть бы живу, и лайнер для работы на туристских маршрутах надо выбирать с учетом всех обстоятельств. Поговорка «посмешишь – людей насмешишь» здесь имеет продолжение: еще и деньги потеряешь. А раскошеливаться понапрасну никому не захочется.