Всё в одном. Так можно охарактеризовать мобильную транспортную систему «Мультилифт» столичного Машиностроительного завода опытных конструкций.

В № 8 нашего журнала за 2002 г. мы рассказали о новинке Машиностроительного завода опытных конструкций – гидравлическом подъёмнике «Мультилифт» на шасси КамАЗ для работы со сменными кузовами. На Васильевском спуске посетители могли увидеть машину с кузовом-бункером. Хотя выставка, в первую очередь, была рассчитана на работников коммунального хозяйства, интерес к машине проявили и представители строительных организаций, занятых капитальным и дорожным строительством, ремонтом и содержанием дорог. Причём интерес этот выразился не только в заказах на новую машину, но и в предложениях расширить возможности использования автомобиля за счёт увеличения ассортимента кузовов.

Cегодня завод, идя навстречу пожеланиям заказчиков, предлагает уже не просто автомобиль со сменными кузовами, а мобильную систему для максимально эффективного решения разных транспортных задач. При этом высокая универсальность базовых компонентов – собственно подъёмника, несущей рамы кузова и панелей сменных кузовов, а также использование при производстве кузовов универсальных деталей гарантируют удовлетворение пожеланий каждого конкретного заказчика.

Серийный выпуск подъёмника завод начал около года назад, и ни одну из машин не вернули для гарантийного ремонта (заводская гарантия на подъёмник составляет 12 месяцев). Высокая надёжность машины обеспечена за счёт использования высококачественных сталей в механической части и импортной гидравлической системы. Специалисты завода готовы также провести любое послегарантийное обслуживание и ремонт подъёмника.

В каких случаях автомобиль с подъёмником «Мультилифт» предпочтительнее автомобиля со стационарно закреплённым кузовом? Прежде всего, при выполнении сезонных работ в коммунальном хозяйстве. Пескоразбрасыватель необходим лишь зимой, а поливомоечная цистерна только летом. При этом время работы этих машин в небольших хозяйствах составляет несколько часов в день. Остальное время автомобиль простаивает, не принося никакой прибыли. А ведь ещё нужно вывезти мусор, прочистить засорившиеся сточные колодцы. Для этого требуются мусоровоз и илосос, каждый на собственном шасси. И если мусоровоз нужен круглый год, то илосос зимой оказывается «не у дел». Проблемы такого рода призван решать «Мультилифт».

Пескоразбрасыватель, цистерна, илосос и бункеры для сбора мусора монтируются на универсальных подрамниках, позволяющих работать им в комплексе с «Мультилифтом». Обработав дорогу антиобледенителем, базовый автомобиль оставляет кузов пескоразбрасывателя в гараже и оставшееся время таскает кузова с мусором на городскую свалку. А во время уборки снега используется как обыкновенный самосвал. Если необходимо произвести очистку канализационной сети, «Мультилифт» перевозит вакуумную цистерну к месту работ и спокойно уезжает по своим делам.

Как видим, и автомобиль, и его водитель работают без простоев, с максимальной отдачей. А наличие в хозяйстве нескольких «Мультилифтов» позволяет решить и проблему внезапных поломок автомобилей. Если у пескоразбрасывателя заклинит двигатель, дорога останется скользкой, а если сломается один «Мультилифт», с его кузовом сможет работать другой. Подрамник-то универсальный.

Переоценить достоинства «Мультилифта» в строительной сфере вообще очень сложно. Прежде всего, бункер для строительного мусора, который заполняется по мере образования этого самого мусора, а не в момент приезда обычного самосвала, способствует улучшению условий работы строителей. Возможность монтажа на универсальном подрамнике специального оборудования, например, бетономешалок, растворонасосов или компрессоров, позволяет быстро и дёшево перебрасывать эти машины с объекта на объект, а также более рационально размещать их на строительной площадке. Это особенно ценно при проведении работ в условиях плотной застройки.

Привезя на стройку кузов-топливозаправщик, «Мультилифт» сразу же может забрать заполненный мусором бункер, разгрузиться на свалке, а после этого, еще раз сменив кузова, привезти на стройплощадку такой же бункер, но, например, с песком. Один автомобиль выполнит работу трёх: мусоровоза, заправщика и самосвала, да ещё и без простоев.

«Мультилифт» поможет решить и проблему вагончиков-бытовок для строителей. Обычно эти бытовки устанавливаются на шасси автомобильных прицепов. После пары месяцев на стройплощадке шины и рессоры такого вагончика представляют собой не лучшее зрелище. А это деньги, которые можно сэкономить. Хотя эта экономия ничто по сравнению с экономией при покупке нового бункера вместо нового самосвала. Дальнейшие возможности использования «Мультилифта» эксплуатационники увидят сами, а нам хотелось бы рассказать и о конструкции самого подъёмно-транспортного механизма.

На раме обычного грузового автомобиля жёстко крепится подрамник с направляющими роликами и двумя гидроцилиндрами самосвальной разгрузки. К нему шарнирно крепится второй подрамник с крюковым захватом, управляемым собственным гидроцилиндром. Механизм снабжён также оригинальным замком, позволяющим жестко зафиксировать подрамники при снятом кузове и вывесить задние мосты автомобиля.

Почему выбран именно крюковой захват, а скажем, не тросовый? В первую очередь, из соображений безопасности. Практически во всех странах Западной Европы с 70-х годов эксплуатация тросовых подъёмников запрещена из-за частых случаев травмирования людей при обрыве или перехлёсте тросов. Кроме того, трос имеет тенденцию ржаветь... Как следствие, тросовые подъёмники там уже лет тридцать не выпускают.

Во-вторых, крюковой захват позволяет погрузить кузов, стоящий под углом к продольной оси машины, на что тросовый механизм не способен, это уменьшает время для маневрирования. В-третьих, водитель тросового погрузчика должен обязательно выйти из машины, чтобы зацепить или отцепить трос на кузове и привести в действие лебёдку, а крюковой захват автоматически управляется из кабины автомобиля. Как следствие, общее время подготовительных операций при погрузке крюковым захватом как минимум в 2 раза меньше, чем тросовым.

Добавим, что за счёт более жёсткой трёхточечной фиксации кузова (крюком и двумя гидрофиксаторами) транспортная скорость груженой машины с крюковым подъёмником выше, чем у машины с тросовой системой. Трёхточечная фиксация также полностью исключает возможность опрокидывания автомобиля во время транспортировки, погрузки и разгрузки кузова.

И, наконец, эксплуатационные расходы. Обслуживание гидравлической системы одинаково для обоих типов погрузчиков. Затраты на обслуживание лебёдки и замену тросов у крюковой машины отсутствуют. Помимо этого, перехлёст троса намного повышает возможность перекоса платформы погрузчика, исправление которого тоже стоит денег. Вот почему именно крюковой «Мультилифт» выпускают на Машиностроительном заводе опытных конструкций.