Новый DAF – компактно-мощный

В. Мамедов

На осеннем Франкфуртском автосалоне грузовиков голландская фирма DAF, входящая в состав американской компании PACCAR, представила новую серию тяжелых машин CF (Compact Forte – компактно-мощных). Оснащенные более просторными кабинами, электронно-управляемыми дисковыми тормозами на всех колесах, с новыми облегченными шасси и широкой гаммой дизелей, отвечающих нормам Euro-3, эти автомобили призваны заметно увеличить долю DAF на европейском рынке, составляющую сегодня около 10%.

Производство грузовиков новой серии начнется в первые месяцы этого года. Они придут на смену весьма популярным во многих странах Европы моделям 65, 75 и 85, предназначенным для местных и региональных перевозок, которые после модернизации 1998 г. получили буквенное обозначение CF. Вначале покупателям предложат тягачи и шасси с колесной формулой 4 х 2. Уже этой осенью дебютируют варианты с тремя осями и задним ведущим мостом (6 х 2). Затем, в начале будущего года, начнется выпуск грузовиков с колесной формулой 6 х 4 и 8 х 4. До освоения новых с конвейера будут сходить старые модели.

Кабины стали длиннее

Дизайн новых кабин перекликается со стилистикой грузовиков более тяжелой серии XF (EXtra Forte – особо мощные). Разработано три типа кабин: дневная (Day Cab), двухместная «спальная» (Sleeper Cab) с одним спальным местом и «просторная» (Space Cab) со спальными местами для двух членов экипажа и увеличенной высотой. По сравнению со старыми кабинами новые стали длиннее на 140 мм. Это позволило увеличить ширину матраса на нижней полке до 700 мм, что обусловлено требованиями многих покупателей, одновременно его толщина выросла до 120 мм в стандартной комплектации и до 150 мм в заказной.

Кабина Space Cab имеет теперь увеличенную до 1,85 м высоту от кожуха двигателя до потолка и общий объем багажных емкостей 0,9 м3. Три больших ящика для клади расположены над ветровым стеклом, основной багажник находится под нижней спальной полкой. Существенно расширен диапазон регулировок сиденья водителя, которое теперь можно перемещать на 200 мм по горизонтали и на 125 мм по вертикали. Модернизирована рулевая колонка. Она стала похожа на ту, что используется на машинах XF, и обеспечивает большие возможности по регулировке. Рулевое колесо стало меньше по диаметру, улучшив доступ к переключателям на панели приборов. По эргономике новые кабины являются одними из самых совершенных среди грузовиков-аналогов.

Интерьер кабины

Внутреннее пространство кабины дизайнерами переделано основательно. Рассказывая о нем, во-первых, стоит отметить высокое качество подгонки элементов обивки и панели приборов, во-вторых, отменное качество используемых материалов. Изменилась и панель приборов. Перенос тахографа вверх, на место над ветровым стеклом, освободил пространство для информационного дисплея.

На него выводится информация о наличии давления в тормозной системе, давлении и уровне масла в системе смазки дизеля, давлении наддува, напряжении в электрической сети, температуре охлаждающей жидкости, износе тормозных накладок и о вступлении в работу АБС, ПБС и системы стабилизации курсовой устойчивости EBS. Если автомобиль оборудован пневмоподвеской ECAS, ее параметры также можно отслеживать на экране дисплея. Благодаря установке на грузовики бортового компьютера водитель всегда может узнать о средней скорости движения по трассе, времени нахождения в пути, расходе топлива и еще нескольких важных вещах, необходимых для планирования выполнения рейса.

Информирует дисплей и о времени проведения ближайшего техобслуживания, что не лишнее, поскольку межсервисные пробеги машин увеличены с 50 до 70 тыс. км, а синтетическое моторное масло меняется вдвое реже – не через 10, а через 20 тыс. км.

Оптимальный силовой агрегат для каждого назначения грузовика

В соответствии с традицией компании DAF новые грузовики получили комбинации дизелей и трансмиссий, удачно сочетающие такие свойства, как экономичность, высокие мощностные параметры, а также относительную простоту в эксплуатации и ремонте. Все вместе взятое должно обеспечить высокую эффективность перевозок автопоездами с тягачами семейства CF, и в этом они никак не должны уступить прежним удачным моделям.

Самыми малыми по грузоподъемности в новом семействе CF является группа моделей CF 65, которые выпускаются в виде шасси с кабиной под установку специализированных и специальных кузовов, в основном, для внутригородских перевозок (у них в маркировке две первые буквы – FA). Она включает модели FA CF 65.180, FA CF 65.220 и FA CF 65.250, при этом цифра после точки означает мощность дизеля в лошадиных силах. Грузовики оснащаются только кабиной Day Cab. Они имеют 12 вариантов по колесной базе (от 4,0 до 7,5 м). Собственная масса этих машин колеблется от 5,28 до 5,995 т, а грузоподъемность – от 12,6 до 13,3 т. Они комплектуются 5,9-литровым шестицилиндровым дизелем Cummins с четырьмя клапанами на цилиндр и системой впрыска Common Rail. Диаметр цилиндра и ход поршня равны 102 и 120 мм. Степень сжатия – 17,3. Турбокомпрессор поставляется компанией Holset, он дополнен перепускным клапаном. Эти моторы развивают 185, 220 или 250 л.с. при 2 100 – 2 500 об/мин и обладают максимальным крутящим моментом 700, 800 и 850 Нм при 1 200 – 1 700 об/мин, соответственно.

Следующая группа моделей в новом семействе CF 75. В нее входят как двухосные шасси с кабиной (FA CF 75.250, FA CF 75.310 и FA CF 75.360), так и седельные тягачи (FT CF 75.250, FT CF 75.310 и FT CF 75.360). Причем последние могут работать в составе автопоездов полной массой до 40 т на региональных и международных маршрутах.

На автомобили устанавливают шестицилиндровые турбодизели собственной разработки модели PE с четырьмя клапанами на цилиндр с рабочим объемом 9,2 л. Система впрыска UPEC управляется электронным контроллером, обеспечивающим эффективность сгорания при сниженном расходе горючего. Этой же цели способствует повышение степени сжатия с 16,3 (на моделях прежнего 75-го семейства) до 17,4. В итоге экономичность нового дизеля улучшилась на 1,5 %. Выходная мощность составляет 249, 310 или 360 л.с. при 2 200 об/мин. Максимальный крутящий момент равен соответственно 1 050, 1 275 и 1 450 Нм при 1 100 – 1 700 об/мин. В качестве интересной особенности дизелей PE отметим их уменьшенный объем техобслуживания. В частности, новый автоматический натяжитель ремня, имеющего V-образный профиль, полностью избавил механиков от контроля его натяжения.

Шасси предлагают с базами от 4,0 до 6,9 м; его масса колеблется от 5,9 до 6,4 т, а грузоподъемность – от 13,3 до 13,8 т. Седельные тягачи, выпускаемые с кабинами Day Cab и Sleeper Cab, имеют базу 3,25, 3,6 или 3,8 м, а нагрузка на их седельное устройство составляет от 13,8 до 14 т.

Грузовики 85-го семейства включают двух- и трехосные версии с колесной формулой 4 х 2 (шасси и тягачи) и 6 х 2 (тягачи). Шасси выпускают с обозначениями FA CF 85.340, FA CF 85.380 и FA CF 85.430, двухосные тягачи обозначают как FT CF 85.340, FT CF 85.350 и FT CF 85.430, а трехосные машины имеют впереди индекса CF буквы FTG (FTG CF 85.340, FTG CF 85.380, FTG CF 85.430).

Эти машины получили новый 12,6-литровый 24-клапанный дизель DAF XE мощностью 340, 381 или 428 л.с., достигаемой при 1 900 об/мин. Максимальный крутящий момент равен, соответственно: 1 600, 1 750 и 1950 Нм при 1 000 – 1 500 об/мин. Этот мотор также имеет степень сжатия 17,4, электронную систему впрыска UPEC и 1,5%-ный выигрыш в экономичности по сравнению с предшественником. В самом мощном дизеле семейства CF впрыск топлива осуществляется 8-струйными форсунками, работающими при давлении 1 600 бар.

Шасси FA CF 85 предлагают на выбор с 11 вариантами по базе (от 4,0 до 6,9 м). Его собственная масса составляет от 6,19 до 6,8 т, а грузоподъемность – от 12,9 до 13,5 т. Седельные тягачи FT CF 85 с колесной формулой 4 х 2 имеют три варианта по базе и могут входить в состав автопоезда с полной массой до 50 т. Тягачи FTG CF 85 (6 х 2) имеют базу 3,9 м и транспортируют полуприцепы большой грузоподъемности, а разрешенная полная масса автопоезда может достигать 60 т.

На новые грузовики DAF предлагает широчайший ряд коробок передач, подбор которых осуществляется в зависимости от особенностей будущей эксплуатации машины. Самыми простыми являются 6-ступенчатые коробки ZF Ecolite или 9-ступенчатые Eaton. Дальше, по возрастанию передаваемого момента идут: 8, 9 или 16-ступенчатые коробки передач ZF (Ecomid или Ecosplit). Последние могут быть дополнены сервоустройством, снижающим усилие на рычаге переключения на 50%. В списке дополнительного оборудования присутствует также несколько моделей автоматических трансмиссий фирмы Allison, которые заказывают для установки на коммунальные машины.

Новое в шасси грузовиков

Полному пересмотру подверглась конструкция шасси грузовиков нового семейства. Их конфигурация стала лучше отвечать особенностям тех кузовов, которые монтируют на них. Применение новых более прочных материалов позволило облегчить рамы. Шасси всех моделей по заказу оборудуются противоподкатными щитами.

Новые рессоры длиной 1 800 и шириной 80 мм являются стандартным направляющим и упругим элементом передней подвески. Мост грузоподъемностью 7,5 т работает с двухлистовой рессорой, а 9-тонный – с трехлистовой. Стабилизатор поперечной устойчивости входит в обязательное оснащение всех моделей. По заказу 7,5-тонный мост может быть подвешен на пневмобаллонах, давление воздуха в которых контролирует электроника. Любопытно, что при этом два листа в подвеске остаются в качестве направляющего аппарата. Задние мосты также имеют 1,8-метровые рессоры в стандартной комплектации.

Система пневмоподвески обоих мостов ECAS, управлять которой можно с выносного пульта, позволяет быстро и точно поднимать и опускать шасси. Такой тип подвески используется при работе шасси с быстросменными кузовами.

Учитывая, что в большинстве своем грузовики серии CF работают в городе, конструкторы уделили особое внимание маневренности машины. Можно отметить точность рулевого управления и малое усилие на рулевом колесе, которое наверняка оценят водители. Впрочем, новое семейство CF имеет также улучшенные параметры устойчивости и управляемости при движении с солидной скоростью по автомагистрали.

Однако «изюминкой» конструкции новых шасси, безусловно, стала тормозная система с новыми вентилируемыми дисковыми тормозами на всех колесах. Она входит в стандартное оборудование моделей CF 65, CF 75 и CF 85, но два последних семейства по заказу могут иметь еще и электронный контроль за распределением тормозных сил по колесам.

Появление на рынке обновленной серии CF можно считать началом постепенного перехода на новые модели во всем семействе DAF. Какие модели, классом ниже (45 и 55) или выше (95) вскоре получат замену, покажет время. О планах поставок новой серии грузовиков в Россию пока ничего неизвестно. Прежние модели 75-й и 85-й серий у нас работали в основном в качестве коммунальных машин в больших городах.