В Украине обновились правила движения

В. Вдовенко

10 октября прошлого года Кабинетом Министров Украины принято постановление №1306 «О Правилах дорожного движения». Им утверждена новая редакция основного документа, устанавливающего единый порядок дорожного движения на всей территории Украины. Основанием для разработки новой редакции ПДД послужило то, что в действовавшие до 31 декабря 2001 г. правила девять раз вносились различные изменения и дополнения. Кроме того, Украина присоединилась к международным конвенциям «О дорожном движении», «О дорожных знаках и сигналах».

В Правила, которые вступили в силу с 1 января 2002 г., внесено довольно много изменений и дополнений, но основными являются всего десять. В первую очередь, расширены права водителя. К примеру, он сможет потребовать у автоинспектора предъявления удостоверения, а в случае несогласия с его действиями обжаловать их в судебном порядке. Кроме того, владелец автомобиля имеет право брать с работников милиции плату за использование его машины в служебных целях. Эти вопросы также решаются через суд.

Уточнён и вопрос с полисами гражданской ответственности владельца автотранспортного средства. С 1 января водитель (кроме водителей транспортных средств Вооружённых Сил) должен иметь страховой договор в том случае, если он его заключил. Это позволит, в случае необходимости, вызывать на место ДТП представителя страховой организации для оценки причин и условий, способствовавших происшествию. Правда, сейчас в комиссиях Верховного Совета проходит обсуждение проекта Закона Украины «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств от нанесения ущерба третьим лицам», принятие которого потребует очередной корректировки ПДД.

С нового года изменилось понятие «обгон». Им считается опережение одного или нескольких автомобилей с выездом на встречную полосу. Таким образом, объезд впереди идущей машины как слева, так и справа обгоном не считается, если, конечно, не выезжать на встречную полосу. Междугородным автобусам (кроме микроавтобусов) разрешено развивать на загородных трассах скорость до 90 км/ч. Ранее им нельзя было превышать скорость в 80 км/ч.

Значительно расширены права пешеходов. Они смогут пересекать дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу, даже не останавливаясь на разделительной полосе, а водитель обязан их пропустить. Автоинспекторам поручено обращать особое внимание на соблюдение водителями этого правила. Вместе с тем, расширена и статья о запретах для пешеходов. Им запрещено внезапно выходить или выбегать на проезжую часть, в том числе и на пешеходный переход.

Новая редакция Правил максимально расширила права водителей-инвалидов. Им теперь позволено ездить по пешеходным зонам и ставить машину в тех местах, где для обычных водителей стоянка запрещена.
Из Правил устранен такой вид наказания, как снятие номерных знаков с автомобиля.

Еще ряд новшеств. Водителям разрешено ставить автомобили на тротуарах, но только при условии, если не менее 2 м тротуара остается свободным для пешеходов. В то же время запрещено ставить на проезжей части автомобили в 2 ряда и более.

Теперь не разрешается разговаривать во время движения по мобильному телефону. Правда, за это нарушение водителю будет всего лишь сделано предупреждение.

В соответствии с новыми Правилами запрещено использовать прицепы на автобусах. Кроме того, введён запрет на буксировку мопедами и велосипедами разного рода прицепов непромышленного изготовления. Кстати, все велосипеды должны быть оборудованы звуковыми сигналами.

Каждый человек, который учится вождению, даже если он занимается не по программе автошколы (при езде с инструктором, имеющим водительский стаж более 3 лет), а самостоятельно, должен иметь при себе медицинскую справку.

Изменения коснулись также станций техобслуживания и авторемонтных мастерских. Их работникам запрещается вносить изменения в идентификационные номера и номерные таблички кузова или шасси (рамы), двигателя автомобиля, а также уничтожать (переносить, укреплять, обновлять и т.п.) без согласования с ГАИ, поскольку по этим номерам устанавливается факт угона автотранспорта и его подпольной разборки на запчасти. В то же время номерные знаки на задних частях кузовов грузовиков и автобусов не придется дублировать большими цифрами и буквами, нанесенными краской.

В новую редакцию Правил включено 16 новых терминов, значения которых не были разъяснены в ныне действующих правилах.