Гусеничная техника FIAT-ALLIS

А. Краснов

В прошлый раз мы рассказали о колесной технике международной фирмы FIAT-ALLIS (см. «ОС» № 1, 2005 г.). Кроме колесных машин компания производила и гусеничную технику. Следует оговориться, что это подразделение фирмы – не один заводик, а шесть основных предприятий, разбросанных по всему свету. И продукцию собирали там не на сборочных стапелях, как большинство конкурентов, а на настоящих сборочных конвейерах, куда подавали готовые узлы и агрегаты. Их в свою очередь комплектовали либо на предприятии, где шла основная сборка, либо подвозили с небольших смежных профильных заводов или из мастерских, которые занимались изготовлением только этих узлов.

FIAТ-ALLIS 8 с открытой кабиной

Такая специализация повышала производительность труда и снижала себестоимость продукции. Как правило, мастерские для предварительной сборки располагались в странах «третьего мира» с дешевой рабочей силой. Тем самым владельцы FIAТ-ALLIS обеспечивали местному населению дополнительные рабочие места. Сборка шла в Бразилии, Мексике, на Ближнем Востоке, в Южной Америке. Основные конвейеры располагались в США, Японии, ФРГ, Франции, Англии, Италии.

В основу производства гусеничной техники был положен полувековой опыт производства бульдозеров американской фирмы ALLIS-Chalmers и многолетний опыт изготовления сельскохозяйственных гусеничных машин итальянской фирмы FIAT. Очень мощной по тем временам была одна из моделей – AD12: ее двигатель развивал 125 л.с., а на модели 411 был установлен совсем маленький двигатель – мощностью всего 45 л.с. Номенклатура гусеничной техники фирмы FIAT-ALLIS к началу производства насчитывала более 50 единиц. Это были гусеничные погрузчики, бульдозеры, многофункциональные гусеничные машины, гусеничные тракторы, трубоукладчики, сварочные машины и большая гамма гусеничных экскаваторов, несколько строительных машин и техника для сельского хозяйства.

FIAТ-ALLIS S9

Самые маленькие машины – бульдозеры с индексами «4» и «8». Модель 8 представляла собой гусеничную машину с раздельными картерами «двигатель–сцепление» и «коробка передач–дифференциал», соединенными между собой карданным валом. Двигатель – четырехцилиндровый дизель рабочим объемом 5,4 л, мощностью 87 л.с. при 2100 мин-1. Коробка передач – комбинированной конструкции: по две передачи (вперед и назад) переключаются автоматически и по четыре – вручную. Покупатель мог выбирать из двух вариантов. Задние катки являлись ведущими.

Здесь следует сказать об одном преимуществе гусеничной техники FIAT-ALLIS. Гусеничные траки выполнены из специального запатентованного сплава – сталь с присадками бора. К ним не прилипает даже самая вязкая глина или грязь. Кроме того, они, как правило, окрашены. Благодаря такой защите ободья свободных катков, покрытые жесткой резиной, не испытывают перегрузок и служат также во много раз дольше, чем у конкурентов. Кажется, такая мелочь, а ходовая часть гусеничных машин FIAT-ALLIS не имела себе равных несколько десятилетий.

Кабину бульдозера производили в двух основных исполнениях – «летнем» и «зимнем». В «летнем» исполнении водитель видел вокруг себя лишь защитные балки на случай переворачивания, в «зимнем» – трактор оснащали полноценной кабиной с эффективной системой обогрева. Эта же версия с закрытой кабиной предназначалась для работ в пыльных условиях, в этом случае обогреватель заменяли кондиционером. В общей сложности бульдозеров FIAT-ALLIS насчитывалось более десяти моделей с двигателями мощностью от 45 до 500 (!) л.с.

FIAТ-ALLIS FL9 экскаватор

Модель 31 – одна из самых крупных машин фирмы. Ее дизель фирмы Сummins рабочим объемом 18 900 см3 развивал мощность на маховике 425 л.с. У этого гиганта были общий картер «двигатель–коробка передач–главная передача–дифференциал», автоматическое сцепление, одноступенчатый гидротрансформатор и коробка передач Power Shift с тремя передачами вперед и тремя – назад. Ведущие катки задние, со встроенными планетарными редукторами. Устройство гусениц и катков такое же, как и на самой маленькой модели. Различия лишь в размерах. В больших тракторах конструкторы уделили намного больше внимания водителю. Стандартной версией являлся трактор с закрытой кабиной, установленной на раму через четыре амортизатора, которые сглаживали удары с гусениц на раму и далее на кабину водителя. Сиденье в машине регулировалось в горизонтальном и вертикальном направлениях. Расположение приборов, рычагов и педалей эргономически обосновано. Они находятся в удобных зонах и легкодоступны. В закрытой кабине имелся кондиционер, но по желанию заказчика в жарких условиях работы кабину можно было заменить простым, но прочным каркасом, обеспечивающим безопасность водителя при опрокидывании трактора, ведь его масса в снаряженном состоянии составляла 61 236 кг.

FIAТ-ALLIS 8 с закрытой кабиной

Помимо бульдозерных работ модель 31 могла выполнять ряд дополнительных функций. Для этого сзади она имела стандартизованное крепление для навесного оборудования, приводимого в движение при помощи гидравлики. Это мог быть экскаватор, рыхлитель и многое другое.

FL9 – представитель уже другой «профессии»: это гусеничный универсальный погрузчик. Двигатель такой же, как и на модели 8 бульдозера, мощностью 87 л.с., и конструкция такая же. Например, двигатель, коробка передач и дифференциал располагались в отдельных картерах, как на бульдозере, вот только в коробке передач было три передачи вперед и три – назад. В остальном погрузчик и легкие бульдозеры по конструкции были очень похожи. Подобная унификация охватывала практически весь модельный ряд гусеничных машин FIAT-ALLIS, что благоприятно сказывалось на их цене и ремонтопригодности.

Как и бульдозер модели 8, погрузчик FL9 оснащали закрытой или открытой кабиной. Правда, сзади имелось приспособление, позволяющее устанавливать дополнительное оборудование, как у больших машин. Мы специально приводим фотографию этого погрузчика с открытой кабиной и закрепленным сзади экскаватором – фирма предлагала заказчику бесконечное число вариантов гусеничной техники. А ведь спереди могли устанавливаться еще и ковши разной формы и назначения – для сыпучих грузов или каменистого грунта.

FIAT AD12

Кроме гусеничных бульдозеров и погрузчиков фирма предлагала около 20 базовых вариантов гусеничных экскаваторов грузоподъемностью от 9 до 44,4 т. Самым маленьким был экскаватор S9, но даже для этой модели предусматривались пять съемных ковшей разной конфигурации и подвесной кран. Мощность основного двигателя составляла 79 л.с.

На шасси базовых тракторов фирма изготавливала также трубоукладчики (максимальный вылет стрелы 12 м и грузоподъемность 60 000 кг), трубовозы-раскладчики, трубосварочные машины и гусеничные машины специального назначения. Одним словом, гусеничную технику FIAT-ALLIS можно было использовать при решении самых разных задач.