К 100-летию концерна FIAT

В. Мамедов

В июле этого года исполнилось сто лет с того дня, когда девять промышленников и финансистов по инициативе Джованни Аньелли основали акционерное общество ФИАТ (Fabbrica Italiana di Automobili Torino – FIAT), чтобы наладить в Италии крупномасштабное производство легковых и грузовых автомобилей. Предприятие общества поначалу занимало площадь в 12 тыс. м2 и на нем работало 50 человек.

Получив государственные заказы и пользуясь поддержкой крупнейших итальянских банков, ФИАТ, несмотря на серьезные трудности, быстро развивал свой бизнес. Италия по промышленному развитию сильно отставала от таких европейских государств, как Германия, Франция, Англия. Ввиду этого в стране отсутствовало производство специальных сталей, электротехнических изделий, необходимых автомобилю продуктов химической промышленности.

ФИАТу пришлось практически все компоненты, из которых состоит автомобиль, выпускать на собственных заводах, преодолевая сложности освоения новых изделий: подшипников и стартеров, резиновых уплотнений и карбюраторов, словом, империя ФИАТа начала складываться как сеть производств.

Свой первый грузовик ФИАТ построил в 1903 году, оснастив его 24-сильным бензиновым мотором. За весь тот год было реализовано 134 автомобиля по ценам существенно более низким, чем у конкурентов. Простота конструкции наряду с высокими эксплуатационными показателями были замечены специалистами русского Главного военно-технического управления (ГВТУ) в 1916 году.

Договором с ФИАТом предусматривалась поставка в Россию 750 штабных автомобилей и 750 3-тонных грузовиков для комплектования ими армейских подразделений. Однако вскоре это решение было изменено в пользу небольшого 1,5-тонного грузовика FIAT-15 Тер, модели 1910 года, хорошо зарекомендовавшей себя во время итало-турецкой войны 1911 – 1912 годов на территории Северной Африки. Их производство продолжалось до начала 20-х, а из всех построенных машин (19 тысяч), значительная часть была поставлена в Россию. Более того, FIAT-15 Тер должен был выпускаться по лицензии в Москве на автозаводе АМО, строительство которого началось в 1916 году. Эта модель, переработанная в соответствии с возможностями отечественного производства, стала первым советским серийным грузовиком АМО-Ф-15 (выпускался с 1924 по 1931 годы).

К 25-му ФИАТ выпускал все – от металлического проката и заготовок до готовой продукции: автомобилей, тракторов, железнодорожных вагонов, самолетов, станков. В 1927 году была введена конвейерная сборка автомобилей. Прочно встав на ноги, концерн начал поглощение конкурентов, работающих на итальянском рынке. Постепенно он добился того, что заводы компаний Lancia SpA и OM, также выпускавшие грузовики и автобусы, вошли в Общество ФИАТ, потеряв свою самостоятельность.

Война нанесла заводам ФИАТ огромный урон. Большинство из них лежало в руинах, все кооперационные связи были нарушены. Большую роль в послевоенном развитии концерна сыграл План Маршалла, по которому FIAT получил в 1948 – 1951 годах кредиты на сумму 35,1 млрд. долларов, или 55% от всей суммы, полученной от США итальянским машиностроением. Кредиты позволили концерну полностью обновить оборудование, и впоследствии значительно укрепить свое положение в экономике страны.

В 54-м под контролем ФИАТа находилось свыше 90% национального производства легковых, 45% производства грузовых автомобилей и автобусов и 50% выпуска сельскохозяйственных тракторов. Гамма производимых концерном грузовиков включала небольшие развозные, военные, средние и тяжелые грузовики. Магистральные тягачи FIAT работали на самых протяженных европейских трассах, оставаясь дешевле конкурентов, чем и были привлекательны для тысяч транспортных компаний. Однако марка FIAT просуществовала на грузовых автомобилях лишь до начала 1975 года.

В 75-м под руководством концерна было создано объединение компаний IVECO (International VЕhicle CОrporation), куда вошли заводы фирм FIAT (грузовое отделение), OM (Otticine Meccania), Lancia, французской фирмы Unic и немецкой Magirus-Deutz. В последующее время IVECO приобрело (полностью или частично) английские грузовой филиал Ford, Seddon Atkinson, испанскую Pegaso/ENASA и итальянскую ASTRA, производителя тяжелых грузовиков. Это превратило IVECO в одну из крупнейших в Европе компаний с числом работающих 35 тысяч человек. В настоящее время ФИАТ продолжает полностью контролировать компанию IVECO.

Сегодня в составе IVECO 24 крупных завода в Европе, 9 научно-исследовательских центров в 5 европейских странах, 3 крупных центра запчастей. IVECO производит грузовики полной массой от 2,8 до 75 тонн с двигателями мощностью до 500 л. с. Последняя серия грузовых автомобилей Euro, выпускаемая в настоящее время, потребовала семи лет работы и 4 миллиардов долларов вложений.

Автомобили с маркой IVECO хорошо известны в нашей стране. На базе Уральского автозавода уже несколько лет работает совместное предприятие IVECO-URALAZ, выпускающее по лицензии итальянской компании самосвалы и седельные тягачи. Нефтяники Сибири и строители БАМа до сих пор тепло вспоминают о самосвалах Magirus 290D26L (некоторые до сих пор находятся в эксплуатации), которые проявили себя очень надежными машинами в сложных климатических и дорожных условиях.

IVECO продолжает развивать традиции марки FIAT.