Долгожитель Aveling Barford

А. Краснов

В мире не так много автомобильных фирм, которым более 100 лет. Такие долгожители на протяжении своего существования переживают разные времена, взлеты, падения, слияния и деления с другими фирмами и даже смену выпускаемой продукции. В будущем году 140 лет со дня основания отметит английская компания Aveling Barford, выпускающая тяжелые карьерные самосвалы, фронтальные погрузчики, катки, краны, грейдеры – одним словом, множество дорожной, строительной и горнодобывающей техники.

Первый 8-тонный самосвал Dumper

А началось все в 1865 году. Создатель фирмы Томас Авелинг родился в 1824-м. Будучи простым фермером, он разработал и построил свое первое изобретение – небольшой паровой каток. Механизмы такого рода оказались, как никакие другие, ко времени. Повсеместно строились дороги, покрытые щебнем и мелким булыжником. Но одно дело просто раскидать щебень по дороге, другое – его грамотно утрамбовать. А когда появилось подобие асфальта, без катков уж никак стало не обойтись.

Паровой каток, как известно, механизм непростой, и Авелингу требовался грамотный конструктор. Им был Ричард Томас Портер, который помог не только улучшить конструкцию катка, но и наладил его мелкосерийное производство.

Очень скоро название фирмы Aveling Porter Ltd. со штаб-квартирой в Кенте стало широко известно. Катки фирмы стали экспортировать в Центральную Европу (по большей части во Францию) и в Индию, что легко объясняется политической ситуацией того времени. Отправляли катки и за океан – в США.

Самосвал SN 35 грузоподъемностью 35 т. 1950 г.

В 1904 году похожее производство открыли братья Растон и Хорнсби Барфорд. Молодые и активные, они составили довольно мощную конкуренцию фирме Aveling Porter. Авелингу пришлось немного потесниться на рынке паровых катков.

Фирма Barford Perkins Ltd. выпускала тяжелые катки сначала с бензиновыми двигателями, а с 1927 года – с дизелями. Это были добротные и надежные машины.

В 1934-м году эти конкурирующие фирмы слились в одну, получившую название Aveling Barford. Существует она и поныне. Продукция новой компании разделилась на два основных вида. Почти до 1960-х годов продолжалось дело старой фирмы Aveling Porter, кроме того, компания занялась разработкой строительной техники, начав с примитивного 8-тонного самосвала, у которого даже не было кабины. Такая вот грузовая саморазгружающаяся мототележка с дизельным двигателем, который был позаимствован у одной из последних предвоенных моделей катков.

В годы Второй мировой войны многие предприятия были перепрофилированы, и технически серьезное производство началось лишь через несколько лет после ее окончания. Половина Европы лежала в руинах, на восстановление промышленности понадобилось почти десятилетие. Заводы Aveling Barford были разрушены полностью. Поэтому в то время как восстанавливались производственные площади, конструкторы компании разрабатывали новую технику. В производственной программе фирмы появился тяжелый погрузчик с фронтальной загрузкой. Послевоенной строительной индустрии Англии требовалась как легкая техника, так и тяжелая. Aveling Barford сделала ставку на тяжелую и придерживается этой позиции по сей день.

RD 30. Двигатель Caterpillar 3406 DITA (350 л. с.), трансмиссия Allison CLBT 754. Грузоподъемность 30 т

В 1950-х годах начались испытания полноценного тяжелого самосвала модели SN 35 грузоподъемностью 35 т. Кузов ковшового типа разгружался назад, двухместная кабина предлагала водителю по тем временам максимум комфорта. Как мы знаем, в Англии движение левостороннее, поэтому рулевое колесо конструкторы расположили справа, так как ни о каком экспорте в то время и речи не было. Все грузовики строили только для внутреннего рынка.

Грузовик с 8-цилиндровым двигателем Rolls-Royce C 8 TLF с турбокомпрессором развивал довольно внушительную мощность 475 л.с. Испытания первых образцов проходили с 6-ступенчатой не синхронизированной коробкой передач (плюс одна задняя передача). Однако процесс переключения скоростей оказался слишком тяжелым и утомительным для водителя, и в серию пошел самосвал с автоматической трансмиссией Allison Torqmatik CLBT 5940.

Одно нововведение в конструкции кузова было весьма прогрессивным и необычным – это щиты для наращивания бортов, увеличивающие полезный объем ковша при различных типах грузов. Объем кузова без щитов составлял 17,6 м3, а со щитами – 21,5 м3. Автомобиль с успехом эксплуатировался, несколько раз его модернизировали, но грузоподъемность оставалась прежней – 35 т.

RD 50. Двигатель Cammins KTA 19C (600 л. с.) трансмиссия Alison 6062 Atec. Грузоподъемность 40 т

Параллельно развивалось производство и другой строительной техники, однако в этой публикации мы коснемся только темы тяжелых грузовиков. В 1960-е годы появился 70-тонный самосвал. Это был «тяжеловес» все еще для внутреннего рынка (с правым рулем). В 1968 году Aveling Barford попала под контроль концерна LeyLand, и это событие круто изменило стратегию фирмы. Появились новые финансовые вливания, были поставлены новые задачи, главная из которых – выход на международный рынок.

В 1972-м был начат выпуск 50-тонного карьерного самосвала Aveling Barford Centaur 50, построенного по уже сложившимся международным канонам конструирования большегрузной техники. Этот великан выпускали до 1976 года. Он был оснащен 16-цилиндровым V-образным дизелем GM рабочим объемом 18,6 л, мощностью 635 л.с. Его компоновочная схема была уже опробована на самосвалах, изготовленных в других странах, и стала международной. Самосвал передвигался со скоростью около 50 км/ч. Расположенные по оси автомобиля двигатель и агрегаты трансмиссии, смещенная влево кабина с дополнительным сиденьем для стажера, кузов ковшового типа и сдвоенные задние колеса стали обязательными атрибутами многотонного современного самосвала. Днище кузова и часть бортов подогревались отработавшими газами, чтобы в мороз влажный грунт не примерзал к металлу. В Англии такое конструктивное решение применялось впервые. Грузовик стали экспортировать, его можно было встретить практически на всех крупных стройках континента.

1937 г.

Чуть раньше, в 1969 году, Aveling Barford совместно с известной фирмой АЕС выпустила 6-осное универсальное шасси грузоподъемностью около 40 т, пригодное как для специальной техники, так и для тяжелых строительных самосвалов. Шасси назвали Bush Tractor. Компоновочная схема подразумевала его эксплуатацию только на внутреннем рынке, но для фирмы это была последняя разработка такого рода. Колесная формула шасси 6х4, причем передние колеса были размерности 11.00-20, а задние (также одиночные) – 15.00-20. Автомобиль оснащали двигателем АЕС AV 691 мощностью 187 л.с. и 6-ступенчатой не синхронизированной коробкой передач.

С приходом LeyLand у фирмы появилось, как говорят, второе дыхание. Мастерские по ремонту техники Aveling Barford превращались в сборочные предприятия. Так произошло в Тенесси (США), Сингапуре, Гонконге. После передачи англичанами части производства фирме DAF в 1987 году Aveling Barford почти потеряла самостоятельность. Помощь группы Invicta позволила сохранить имя и добавила в производственную программу новую технику.

Сегодня Aveling Barford – это не просто английская фирма, выпускающая тяжелую технику, а большая группа предприятий, разбросанных по всему миру. Сборочные заводы есть даже в Китае и Японии. Естественно, и производственная программа этой группы фирм довольно внушительна.