John Deere – достояние Америки

Р. Слепаков
История компании John Deere – это история освоения американского Среднего Запада в ХIХ веке и внедрения новых технологий в ХХ веке. А еще это история более чем векового экономического партнерства России и Америки. В этом году открыта новая страница этого сотрудничества – в Россию пришла строительная техника John Deere.
Deer в переводе с английского означает «олень»
Испытания знаменитого плуга Джона Дира в 1837 г.
Полноприводный автогрейдер John Deere за один проход выполняет столько работы, для которой машинам других марок понадобится два-три прохода
Экскаватор-погрузчик John Deere 710 J может соперничать с экскаватором
У сочлененных самосвалов John Deere отличная проходимость, угол въезда 30°
Мини-погрузчики John Deere могут работать с навеской от других производителей
На фронтальных погрузчиках John Deere шарнирные соединения стрелы не нуждаются в смазке
Бульдозер John Deere благодаря гидростатической трансмиссии работает без провалов мощности

Средний Запад считается житницей Соединенных Штатов – почти половину сельхозпродукции США выращивают здесь, а ведь еще в начале ХIХ в. эти плодородные земли были невозделанными. Их освоение начали в 1830-х годах, когда один из первых экономических кризисов в Америке заставил людей оставлять свои дома в восточных штатах на побережье Атлантического океана и идти на Запад. Молодой кузнец Джон Дир из Вермонта остановился в небольшом городке Гранд-Детур (штат Иллинойс). Заказчиков долго искать не пришлось – потребность в кузнечных работах была высокой. Уже на второй день по прибытии Джон основал здесь собственную кузницу.

Темно-бурые почвы Среднего Запада США одни из самых плодородных в мире, но вспахивать их крайне трудно из-за высокой вязкости. Плуги, которые переселенцы взяли с собой, оказались не пригодны для местных условий: вязкая темно-бурая земля налипала на плуг, и он застревал в пашне. Быстро вспахать участок было невозможно. Проблема была настолько серьезной, что многие задумались о переезде в другие штаты.

Дир тщательно проанализировал проблему. Плуги останавливались, потому что на отвал налипало много земли. Значит, плуг должен очищаться, причем сам, без посторонней помощи. Такой плуг с самоочищающимся отвалом и создал молодой кузнец. Фермеры получили именно тот инвентарь, который был им необходим. Это произошло в 1837 г., который стал годом рождения Deere & Company.

Спустя 10 лет фирма Джона Дира изготавливала уже больше тысячи таких изделий в год. Как-то один из его партнеров выразил недовольство постоянными изменениями конструкции, которые усложняли производство. Он уверял, что фермеры и так будут покупать плуги компании John Deere. В ответ на это Дир заявил: «Фермеры вовсе не обязаны покупать плуги, которые мы делаем. Кто-то другой сделает плуг лучше, а мы потеряем бизнес». Именно тогда основатель John Deere произнес знаменитую фразу: «Я никогда не поставлю свое имя на продукт, если не смогу вложить в него лучшее из того, что знаю и умею». Эти слова стали девизом международной корпорации John Deere. Кстати, эмблемой Deere & Company стало изображение бегущего оленя, ведь Deer в переводе с английского означает «олень».

В 1848 г. штаб-квартиру компании John Deere перевели из Гранд-Детура в г. Молин, тоже в штате Иллинойс. Здесь она располагается и сегодня. На территории огромного парка в 1964 г. построили здание, при возведении которого впервые в архитектуре применили атмосферостойкую сталь COR-TEN, без которой сегодня немыслимо строительство современных сооружений из стекла и стали. На первых двух этажах штаб-квартиры разместился музей.

John Deere сегодня – это международная корпорация, производящая сельскохозяйственную, строительную, лесозаготовительную технику, машины для ухода за парками и газонами, разрабатывающая дизельные двигатели и предоставляющая финансовые услуги. Компания входит в список ста крупнейших промышленных предприятий Америки и экспортирует свою продукцию более чем в 130 стран. На научные исследования в год выделяется более 500 млн. USD.

Направление «Строительная техника» (JD Construction) сформировалось в компании John Deere в 1946 г. Спустя год открылся завод гусеничных тракторов в Дубьюке, второй завод в Давенпорте ввели в строй в 1974 г. Сегодня в Дубьюке производят мини-погрузчики, экскаваторы-погрузчики и бульдозеры, а с конвейера завода в Давенпорте сходят автогрейдеры, фронтальные погрузчики, шарнирно-сочлененные самосвалы и лесозаготовительная техника.

В 1958 г. компания построила первый в отрасли полностью гидравлический бульдозер, а в 1965-м представила первую серийную защитную конструкцию кабины в случае опрокидывания (ROPS). Патент на защиту кабины ROPS компания предоставила всей отрасли бесплатно. В 1967 г. John Deere создает первый шарнирно-сочлененный автогрейдер JD570, в 1968-м – первый шарнирно-сочлененный полноприводный четырехколесный погрузчик JD544.

На заводах в Дубьюке и Давенпорте можно встретить машины не только обычного для строительной техники желтого цвета, но и темно-зеленые. Это поставки для армии США. Армейские бульдозеры, фронтальные погрузчики и экскаваторы собирают на тех же конвейерах, что и «мирные» машины, разница лишь в том, что на военную технику не наносят логотип John Deere – оленя, только черная надпись DEERE горделиво выделяется на зеленом фоне.

Аграрная техника этой марки известна в нашей стране давно – с 1880 г. John Deere стал одной из первых иностранных компаний, согласных сотрудничать с Россией. В 1923 г. в качестве гуманитарной помощи для Советской России John Deere отправил некоторое количество тракторов Waterloo Boy Tractor. С 1928-го по 1932 г. Deere & Company поставила в СССР 8187 тракторов.

Впервые строительную технику John Deere начали поставлять в Россию в 2009 г. В качестве российского дилера по направлению «Строительная техника» выбрана компания «Универсал-Спецтехника» с главный офисом в Москве. Для поставок в Россию в этом году отобрано шесть типов строительной техники – мини-погрузчики с бортовым поворотом, колесные фронтальные погрузчики, экскаваторы-погрузчики, бульдозеры, грейдеры, шарнирно-сочлененные самосвалы. В базовой комплектации эти модели оснащены всем необходимым для работы в холодное время года, мониторами с меню на русском языке, встроенной системой диагностики. Строительная техника в США сейчас переходит на дизельные двигатели стандарта Tier 4, но «русские» машины будут комплектовать силовыми установками стандарта Tier 2 и Tier 3 – они лучше переносят низкокачественное топливо.

Специально для России создана модификация экскаватора-погрузчика со сдвигающейся в стороны стрелой экскаватора. В моделях для США стрела может только поворачиваться. По характеристикам экскаватор-погрузчик John Deere 710 J сопоставим с колесными экскаваторами – глубина копания 6810 мм, вместимость ковша – 0,5 м3. Важная особенность телескопической стрелы – выдвижная внешняя часть, а не внутренняя, как у других производителей. Этим исключено попадание грязи в телескопический механизм стрелы. А мощная выдвижная внешняя часть может использоваться для крошения материала – на нижней плоскости стрелы есть зубья. Кстати, для «русских» экскаваторов-погрузчиков John Deere телескопическая стрела – стандарт.

Грейдеры John Deere серии G без преувеличения уникальные машины. Их производительность в два-три раза выше, чем у аналогов. Привод на шесть колес, шарнирно-сочлененная рама, рулевое управление (на грейдере!), новая трансмиссия с мягким переключением передач, изменяемый угол наклона передних колес – эти и многие другие функции позволяют работать на ровных и наклонных поверхностях. Грейдер серии G буквально «лепит» ландшафт: он формирует поверхность, как скульптор.

Гидростатическая трансмиссия бульдозеров John Deere серии J снижает расход топлива, увеличивает маневренность и производительность – переключение передач бесступенчатое, давление в гидросистеме остается постоянным. Еще одно преимущество гидростатической трансмиссии – две гусеницы могут одновременно вращаться в разные стороны, т. е. бульдозер может разворачиваться противоходом.

У машин John Deere столько уникальных особенностей, что каждая должна стать темой отдельной статьи, но есть одно общее – ТО можно провести, практически стоя на одном месте.

Когда в 1837 г. Джон Дир изобрел легендарный самоочищающийся плуг, логистическая составляющая выглядела просто – и мастер, и заказчик жили в одной местности. Фермер приезжал на «производство» – в кузницу и забирал готовый инвентарь. Сегодня заводы John Deere и их клиенты зачастую находятся на разных континентах, и компания, чтобы сократить сроки поставок, разрабатывает специальные логистические схемы. Их тоже можно причислить к инновационным технологиям. John Deere гарантирует, что, где бы ни находился клиент, срок поставки не превысит 2 месяца. Сегодня это рекордный показатель для производителей строительной техники.