Шахтинский завод «Гидропривод»

С. Корнюшенко, исполнительный директор Ассоциации производителей гидравлического оборудования





















ОАО «Шахтинский завод «Гидропривод» – современное интенсивно развивающееся предприятие, которое наряду с изготовлением традиционных насосов и моторов высокого давления для гидроприводов станочного, горношахтного оборудования, металлургического производства за последние годы освоило широкую гамму гидромашин, используемых в дорожно-строительной, грузоподъемной, лесозаготовительной, коммунальной и другой мобильной технике. Это насосы и моторы постоянной производительности типов МН и МГ, а также регулируемые гидромашины типа МГП.

Быстро наладить выпуск продукции для нового сегмента рынка стало возможным благодаря высокому профессионализму конструкторов, технологов, рабочих и многолетнему опыту проектирования и выпуска аксиально-поршневых насосов и моторов для разных отраслей машиностроения.
Первым в производственной программе стал нерегулируемый аксиально-поршневой насос-мотор МН 56/32, взаимозаменяемый с гидромашинами 310.3.56 и 310.4.56, меньший по размерам, чем отечественные прототипы, но развивающий большее давление за счет использования в конструкции современных технических решений. Угол наклона блока цилиндров 40º, блок цилиндров стальной, тогда как у аналогов бронзированный. Особенность конструкции качающего узла в том, что функции поршня выполняют два кольца, установленные на шатуне. Внешней поверхностью они перемещаются вдоль осевых цилиндрических отверстий блока, а внутренней скользят по сферической поверхности шатуна. Для соединения головок шатунов с валом использована заделка типа «Volvo» (сферический замок). Торцовый распределитель со сферической рабочей поверхностью центрирует блок цилиндров. Корпус сферического элемента таков, что укороченный центральный шип разгружен от значительных боковых усилий и не имеет второй опоры в распределителе. В качестве усиленных опор вала применены конические подшипники. Корпусные детали гидромашины изготавливают из высокопрочного чугуна ВЧ40 или ВЧ45.
Анализ кинематики показывает, что у такой конструкции асинхронность вала и блока цилиндров заметно меньше, чем у гидромашин, где ведение блока шатунов осуществляется через внутренние расточки поршней. Отмеченные особенности конструкции МН 56/32 повышают надежность работы, снижают вероятность заклинивания поршней в блоке цилиндров, увеличивают энергетические показатели, дают возможность повышать номинальное давление до 40,0 МПа и более.
Насос-мотор МН 56/32 в 12 различных исполнениях можно заказать со шпонкой или со шлицами разных размеров. Направление вращения вала может быть левым, правым или реверсивным. Размер шпонки 8х7х50 мм. Исполнение стандартных шлицов – под диаметры 30 и 35 мм. Выпускаемый ряд перекрывает все исполнения гидромашин 310.3.56, 310.2.56 и 310.56. Это обстоятельство позволяет расширить сферу их применения.
Угол наклона 26º остальных серийных модификаций гидромашин с наклонным блоком и рабочим объемом 12, 28, 112 куб.см/об позволяет повысить их взаимозаменяемость с аналогами других производителей. В их конструкции поршни-шатуны соединены с валом с помощью жесткой стальной пластины и сферических бронзовых вкладышей (у аналогов пластина штампованная, вкладыши не используются). Преимущество по сравнению с аналогами – меньшая вероятность возникновения люфта в сферическом соединении вала и поршня-шатуна.
Нерегулируемый аксиально-поршневой насос-мотор МГ2.28/32 (310.2.28) выпускают в шести исполнениях. Шпонка или шлицы на его валу одного размера. Размер шпонки – 8х7х40 мм, шлицы – эв25х1,5х16S3аХ. Направление вращения левое, правое и реверсивное. Насос-мотор МГ2.28/32 выпускают в следующих исполнениях:
• МГ2.28/32.7.Б со шлицевым выходным концом вала по ГОСТ 6033–51 (аналог 310.2.28.00.03);
• МГ2.28/32.1.Б со шпоночным выходным концом вала (аналог 310.2.28.01.03);
• МГ2.28/32.8.В и МГ2.28/32.9.В со шлицевым выходным концом вала по ГОСТ 6033–51 правого и левого вращения (аналоги 310.2.28.03.05 и 310.2.28.04.05 соответственно);
• МГ2.28/32.5.В и МГ2.28/32.6.В со шпоночным выходным концом вала правого и левого вращения (аналоги 310.2.28.05.05 и 310.2.28.06.05 соответственно).
Насосы и насос-моторы МГ12/32 выпускают в следующих модификациях аналогично гидромашинам 210.12 и 310.12:
• МГ2.12/32.Б и МГ3.12/32.Б со шлицевым выходным концом вала по ГОСТ 6033–80 (аналоги 210.12.00.03 и 310.12.00 соответственно);
• МГ2.12/32.1.Б и МГ3.12/32.1.Б со шпоночным выходным концом вала (аналоги 210.12.01.03. и 310.12.01 соответственно);
• МГ2.12./32.3.В, МГ2.12/32.4.В и МГ3.12/32.3.В, МГ3.12/32.4.В со шлицевым выходным концом вала по ГОСТ 6033–80 правого (3В) и левого (4В) вращения (аналоги 210.12.03.05, 210.12.04.05 и 310.12.03, 310.12.04 соответственно);
• МГ2.12/32.5.В, МГ2.12/32.6.В и МГ3.12/32.5.В, МГ3.12/32.6.В со шпоночным выходным концом вала правого (5В) и левого (6В) вращения (аналоги 210.12.05.05, 210.12.06.05 и 310.12.05, 310.12.06 соответственно);
МГ 112/32 (310.3.112 и 310.4.112) выпускают также в 12 исполнениях. Размер шпонки – 12х8х64 мм, шлицевой вал рассчитан под диаметр 40 и 45 мм. Направление вращения левое, правое и реверсивное.
Завод осваивает и более сложные гидромашины. Так, производственную программу пополнил регулируемый аксиально-поршневой насос-мотор МГП 112/32 (303.3.112.501 и 303.4.112).
Особо отметим качество узла управления упомянутых гидромашин. До настоящего времени отказов в его работе у потребителей не наблюдалось. Был создан ряд модификаций регулируемых гидромашин:
• аксиально-поршневой регулируемый гидромотор МГ1Д 112/32 (303.3.112.220) с регулятором постоянного давления;
• аксиально-поршневой регулируемый гидромотор МГЭ 112/32 (303.3.112.503) с дискретным электроуправлением.
Распределитель в регулируемых гидромашинах бронзированный, усиленный и оптимизированный по сечению каналов всасывания и нагнетания. Для уплотнения валов используются высококачественные манжеты производства Италии и Германии. Тарельчатая пружина насоса МН 56/32 изготавливается в Швеции.
Корпуса насосов и моторов для мобильной техники из высокопрочного чугуна более устойчивы к вибрационным воздействиям, причем гидромашины в чугунном корпусе легче ремонтировать, в них намного проще менять подшипниковые узлы.
Благодаря тому, что повышена надежность и долговечность насосов и моторов, их потребительские свойства теперь отвечают европейским стандартам.
Расширяется модельный ряд гидромашин для строительно-дорожной, коммунальной и другой мобильной спецтехники. Идет подготовка производства для выпуска насос-мотора МГ 80/32. Проводятся испытания гидронасоса НГ1М 112/32 с регулятором мощности. Ведутся опытно-конструкторские работы по разработке насос-моторов и регулируемых гидронасосов с рабочим объемом 250 куб.см/об на номинальное давление до 32,0 МПа. В планах – производство регулируемых гидронасосов с рабочим объемом 56 куб.см/об. Вся гамма упомянутых гидромашин рассчитана на номинальное давление 32,0 МПа (320 кгс/кв.см). Такие параметры, с одной стороны, дают возможность улучшать удельные показатели гидропривода и повышать потребительские качества машин, а с другой – использование данных насосов и моторов на машинах со средним давлением в гидроприводе значительно увеличивает их ресурс. В эксплуатации эти гидромашины более устойчивы к кратковременным забросам давления.
Выпускаемые гидромашины могут работать как в открытых, так и закрытых гидросхемах. Открытые гидросхемы используются для привода рабочих органов машин с помощью гидроцилиндров, для обеспечения хода экскаваторов и другой подобной техники, где эта функция является вспомогательной. Закрытые гидросхемы применяются в гидростатических трансмиссиях, где функция хода машины является основной операцией (трактор, сельскохозяйственный комбайн и т. п.). Закрытые гидросхемы также часто используются для обеспечения вращательного движения рабочего органа машин.
Шахтинские насосы и моторы выпускают в умеренном и тропическом исполнении. При эксплуатации техники в зимний период гидравлическое масло густеет, ухудшаются его смазывающие свойства, значительно повышаются усилия при запуске холодных гидросистем. При высокой температуре окружающей среды, наоборот, вязкость гидравлического масла становится слишком низкой, растут внутренние утечки, падает к.п.д. гидросистемы, усиливается износ прецизионных сопрягаемых деталей. Шахтинские гидромашины рассчитаны на работу в таких экстремальных режимах. Они положительно зарекомендовали себя в эксплуатации как в северных регионах страны при низких отрицательных температурах, так и на юге.
Параллельно с разработкой проектов новых гидромашин руководство предприятия финансировало переоснащение производства. Закупка новых моделей станков продолжается и в настоящее время. Все основные детали качающих узлов гидромашин изготавливаются на новых современных станках и обрабатывающих центрах. Разумное сочетание передового отечественного и импортного оборудования из Германии, Японии, Южной Кореи обеспечивает стабильное качество изготовления деталей.
Крупными потребителями гидромашин для мобильной техники являются ОАО «Велмаш-С» (г. Великие Луки), Майкопский машиностроительный завод, ОАО «Автокран» (г. Иваново), ЗАО «Орёл-Погрузчик», ОАО «Коммаш» (г. Арзамас), ЗАО «Кранспецбурмаш» (г. Шимановск), ОАО «Угличмаш», ОАО «Донецкий экскаватор», ОАО «Ишимбайский машиностроительный завод», ЗАО «Машиностроительный завод» (г. Санкт-Петербург) и др.
Одной из важных особенностей конструкции шахтинских насосов и моторов является их взаимозаменяемость с аналогичной продукцией других отечественных производителей. Так, на автокранах «Галичанин» КС-4572, КС-45717, КС-55715 и других модификациях насосы МН 0.56/32.3, МН 2.56/32.3, МН 56/32.3 устанавливают вместо соответственно 310.56.03, 310.2.56.03, 310.3.56.03 без каких-либо проблем. На автокранах всех моделей в механизме поворота платформы шахтинские гидромоторы МГ 0.112/32, МГ 2.112/32, МГ 112/32 полностью заменяют моторы 310.112.00, 310.2.112.00, 310.3.112.00. Аналогичную картину можно наблюдать и при замене насосов на коробке отбора мощности базовой машины.
В отдельных случаях требуются небольшие адаптирующие устройства. Например, при установке на грузовой лебедке автокранов «Ивановец» КС-35714, КС-35715 гидромотора МГП 112/32 вместо 303.3.112.501.002 следует только в гидромагистрале управления регулятором добавить небольшой отрезок шланга dу = 8 мм со штуцером. С этим легко справляются специалисты, обслуживающие кран, но некоторые работники эксплуатации обращаются за консультацией к официальным дилерам завода. Следует отметить, что с IV квартала этого года гидромотор МГП 112/32 станут выпускать с присоединительными размерами, полностью совпадающими по расположению и резьбам с 303.3.112.501 и 303.3.112.501.002. Необходимость в адаптирующих устройствах отпадет. Практически можно использовать без установочных переделок шахтинские гидромашины на гусеничных и пневмоколесных экскаваторах ЭО-4225, ЭО-5124, ЭО-5126, ВЭКС-20, валочно-пакетирующих машинах ЛП-19, МЛ-119 и другом гидрофицированном оборудовании. Такой подход прежде всего выгоден организациям, эксплуатирующим разнообразную гидравлическую технику. Но и производители готовых машин видят в этом здоровую конкуренцию и возможность альтернативного выбора комплектующих.
Продукцию шахтинского завода «Гидропривод» реализует ООО «Торговый Дом «Гидропривод», причем весь процесс сделки ведет персональный менеджер-консультант. С учетом большой территориальной удаленности потребителей продукции завода, развивается сеть дилеров. В настоящее время торговые представительства предприятия работают в Казахстане, Белоруссии, на Украине, в отдельных крупных городах России.
Одним из крупнейших дилеров шахтинского завода является ЗАО «Строймашсервис», головной офис которого расположен в Москве, а представительства работают практически во всех регионах европейской части России, на Урале, в Белоруссии. Помимо продаж специалисты ЗАО «Строймашсервис» и его филиалов оказывают техническую помощь потребителям по всем вопросам, связанным с эксплуатацией шахтинских насосов и моторов.
Инженеры завода в результате совместных обсуждений технических вопросов с ведущими специалистами дилера вносят изменения в конструкцию гидромашин, прежде всего в части унификации присоединительных размеров, поскольку это позволяет расширяет взаимозаменяемость насосов и моторов.