«КОМЗ-Экспорт»: за нашей продукцией стоит очередь

А. Виноградов, фото А. Шляхтинского

Стремясь к чистой красоте изложения и балуя собственное тщеславие, эту статью следовало бы начать с того, что мы обратили внимание на красоту работающих в Москве бетоносмесителей «Тигарбо», сохраняющих заводскую покраску и после года, и после двух лет эксплуатации, что, по меньшей мере, не характерно для отечественной строительной техники. Увы, надо признаться, увидели мы это не до, а после поездки, которую для нас организовала группа компаний «Дизайн-Моторс». И вот мы сидим в поезде и едем в Ростовскую область, город Каменск-Шахтинский, на завод «КОМЗ-Экспорт», где на шасси МАЗ и КамАЗ устанавливают бетоносмесители.

Посещение завода подчинено жесткой программе. В нее входит беседа с коммерческим директором Алексеем Максимовичем Городнянским, знакомство с производством и беседа с генеральным директором Гариком Сергеевичем Арушановым. Впрочем, предприятие оставляет сильное впечатление уже перед проходной. Представьте, среди обшарпанных бетонных заборов классической промзоны вдруг открывается участок ухоженного пространства с аккуратными и чистыми забором, воротами и зданиями за ними. Это и есть опытно-механический завод «КОМЗ-Экспорт».

Территория завода выделяется ярким пятном из окружающего, как бы говоря: здесь крепкий хозяин, который дорожит репутацией и не хочет выглядеть плохо. Это характерно для большинства европейских предприятий, но пока еще очень редко встречается в нашей стране, где понятие «промзона» остается символом серости и грязи. И совсем уж большая редкость – нарядный фасад у завода, работающего с советских времен. И хотя «КОМЗ-Экспорт» – результат успешной реанимации социалистического наследия, по ухоженному «лицу» в нем безошибочно узнается «новая русская компания». Главное же, она прибыльно функционируют в рыночных условиях, принося ощутимую пользу десяткам, а может быть даже сотням тысяч людей.

Во встрече с коммерческим директором завода отметим два момента. Первый возник, когда разговор зашел о социальной сфере, и сотрудник редакции провокационно заметил, что на нее можно смотреть по-разному: местному люду благо, а покупателям – накрутка на цену. Ответ хочется привести дословно: «Не забывайте, что именно по социальной сфере крупные партнеры судят о нашей кредитоспособности и устойчивости. Так что вложения в социальную сферу – это не благотворительность, а инвестиции».

Забегая вперед, отметим слова генерального директора о том, что собственные деньги завод вкладывает в основные средства, но никак не в оборотные, которым надлежит быть заемными. Легко догадаться, что в такой модели управления репутация перед партнерами приобретает особое значение.

Вторым примечательным моментом в беседе с коммерческим директором стало его несколько сенсационное заявление о том, что завод работает с полной загрузкой; более того, за его продукцией стоит очередь. Как выяснилось, лимитирующим фактором являются квалифицированные рабочие. Что же до площадей и оборудования, то выпуск бетонных заводов можно удвоить, да и по другим видам продукции есть, где и на чем делать больше. Вот только некому. Увы, с этой проблемой сегодня сталкиваются практически все успешные предприятия. Ведь с распада Союза прошло более 10 лет, в течение которых люди старились и умирали. А ПТУ превратились в колледжи и лицеи, они готовят теперь все больше «менеджеров» и «бухгалтеров»...

Если вдуматься, загруженные на три четверти производственные мощности и полная загрузка рабочих, об этом сегодня могут говорить единичные российские заводы. И потому, знакомясь с производством, мы пытались понять, откуда это идет, и чем «КОМЗ-Экспорт» отличается от большинства отечественных предприятий.

Внутри завод выглядит хоть и не так нарядно, как снаружи, но отнюдь не запущенным. Подновляются и обслуживаются старые здания, строятся новые. Собственно производств на предприятии три. Первым назовем электродное. Оно не способно произвести сильного впечатления: многометровые ящики-шкафы поточных линий, «поедающие» проволоку и выдающие электроды для ручной дуговой сварки. «Наши электроды полностью отвечают стандартам 60-х годов», – с гордостью говорит Алексей Максимович, сопровождающий нас по заводу. И на недоуменный взгляд поясняет: «Позднее за счет ужесточения технологических требований стали использовать более дешевые ингредиенты. Но в нашей стране мало кто способен выдержать такую технологию. Мы же делаем добротный продукт, который в полной мере оценили покупатели».

Второе производство как-то не вяжется со словом «механический» в названии завода. Оно выпускает клей и множество разных составов на его основе. Это, наверное, самый маленький участок на предприятии, который появился, когда начал умирать расположенный неподалеку химкомбинат. На нем тоже располагается поточная линия, немалая часть которой, судя по всему, изготовлена здесь же, на КОМЗ. А. Городнянский с гордостью обращает наше внимание на импортные компоненты в мешках, помеченных Правительством Франции: мол, видите, на качестве не экономим. Видеть химическое производство посреди машиностроительного завода несколько странно, однако сказано же мудрым: «не складывай все яйца в одну корзину».

Но главным на заводе, несомненно, является машиностроительное производство. Оно занимает почти всю территорию, именно на нем занята большая часть людей. Описывать его подробно – дело неблагодарное. Отметим лишь наиболее важные с нашей точки зрения моменты. Прежде всего, здесь нигде нет кустарщины: все операции выполняются с помощью машин, приспособлений, кондукторов, обеспечивающих стабильную и высокую точность.

Главное изделие этого производства – бетоносмесители, выпуск которых начался с покупки лицензии у немецкой фирмы «Швинг-Штеттер». Соответственно вся оснастка подбиралась так, чтобы продукция отвечала самым жестким европейским требованиям. И сегодня работники завода по праву гордятся точностью сварки смесительного барабана. В производственном процессе находились, главным образом, пяти- и шестикубовые, на шасси КамАЗ. Но кроме них есть и большие объемом 7, 8, 9 и даже 12 м3. Последний монтируется уже не на автомобиле, а на полуприцепе. Кроме того, завод изготавливает мобильные бетонные заводы.

Сильное впечатление производят мощности, обеспечивающие качество окраски: участок дробеструйной обработки и фосфатирования, два окрасочных участка и еще третий малярный цех, уже построенный, но пока еще не оборудованный. Именно они и заставили нас внимательнее присматриваться к автобетоносмесителям «Тигарбо» на столичных улицах.

Кроме хорошего внешнего вида бетоносмеситель должен иметь и хорошую работоспособность. Ее обеспечивают высококачественные импортные комплектующие, на которых в последнее время по заказу «КОМЗ-Экспорт» наносится его торговая марка – «Тигарбо». Что ж, все правильно: хороший товар должен сам себя хвалить.

Из этого мажорного ряда несколько выбивается двигатель независимого привода вращения барабана – владимирский «дизелек» воздушного охлаждения. На вопрос, устраивает ли он, коммерческий директор завода замечает, что можно поставить и импортный, но покупатели считают, что это слишком сильно повышает цену на всю установку.

Все работники завода одеты в форменные спецовки с надписью «Тигарбо». И это тоже оставляет хорошее впечатление: сразу видно, что попал не в артель, а на солидную фирму. И еще на заводе ощущается общая направленность на добросовестную работу.

После многих «пятилеток качества» в сегодняшних реалиях улучшение этого параметра для большинства предприятий стало жизненной необходимостью. Соответственно, принимаются обширные программы, на стенах вывешиваются «Кодексы» и лозунги. Существования чего-то подобного мы ожидали и здесь. И на протяжении всей беседы с генеральным директором пытались получить эту программу, что называется, в готовом виде.

Но Гарик Сергеевич охотно говорит об экономике, рассказывает, что рабочим выплачивается специальная премия за внешний вид... И постепенно приходит понимание: в мире этого человека низкое качество просто не имеет права быть.

Перед отъездом из Ростова мы посетили торговую площадку компании «Дизайн-Моторс Дон», где перед нами во всем своем великолепии предстал новый бетоносмеситель объемом 8 м3 на трехосном шасси МАЗ. Знаменательно, что машину представили не изготовители, а дилер. И это стало косвенным подтверждением слов коммерческого директора о том, что за продукцией завода стоит очередь.

Что же касается машины, то мы надеемся продолжить знакомство с этим автомобилем на Дмитровском полигоне чуть позже, когда получим ее на тестирование.