Конвергенция автопромов

Иномарки и «нашемарки» на «Комтранс-08»

Леонид Малютин
Renault Lander Eco

Эксклюзивный тягач Volvo

Scania Griffin в боевой раскраске

Автобусы MAN во главе с Lion's City DD

Новинка от Mercedes-Benz – автобус Entouro

Обновленный IVECO Stralis

Серийный DAF CF85.360

Автобус Hyundai County из Таганрога

Вакуумная машина «Коммаш» КО 552В на шасси Hyundai HD 78

Бензовоз «Бецема» БЦМ-112.2 на шасси Volvo FE (6х2)

Елабужский FIAT Ducato

14-местный микроавтобус Maxus

Молоковоз Г6-ОПА-Isuzu на шасси Isuzu NQR75P

Новый городской InterLAZ 13,5E длиной 13,5 м

29-местный автобус Real на шасси Hyundai

Фургон Nissan Cabstar 45.13

Экспозиция выставки «Комтранс» смотрелась весьма представительно. В полном объеме выставлялась Euroпейская «семерка» – Mercedes-Benz, MAN, Renault, Scania, Volvo, DAF и IVECO. От японского автопрома представительствовали Isuzu в большом количестве и... новинка сезона Nissan. Корейский автопром представляла фирма Huyndai, но зато на двух стендах. Застойную американскую экономику поддержали евроазиатские Ford Cargo и завезенные из диких прерий почти неношенные капотные диковины, блиставшие никелированным пирсингом и татуировкой.
Активное развитие основной, на мой взгляд, темы выставки – конвергенции, смешения отечественного и западного автопрома, идет в двух направлениях – это расширение географии сборочного производства и применение на западных шасси отечественных надстроек (цистерн, автобетоносмесителей, мусоровозов и др.). Закономерен вопрос: считать отечественной или импортной машину на шасси, к примеру, Isuzu или Hyundai, российской сборки, с надстройкой полностью российского происхождения. Ответ на него дал конкурс «Лучший коммерческий автомобиль года в России», в котором Hyundai HD 450 фигурировал в номинации «Отечественный грузовик».

Главное событие выставки – презентация грузовика Renault Lander Eco. Это новое пакетное предложение для России, созданное на базе Lander. Из преимуществ Lander Eco назову двигатель нового поколения Dxi7 Еurо 3 мощностью 320 л.с., комфортабельную кабину глубиной 2,2 м, усиленную раму, выдерживающую 10%-ные перегрузки, увеличенный клиренс, межколесную блокировку дифференциалов, AБС тормозов и EBS. В адаптационный спецпакет входит термоизоляция кабины, устройство холодного пуска, автономный отопитель, система подогрева фильтров и аккумуляторы повышенной емкости. В конкурсе «Лучший коммерческий автомобиль года» Lander завоевал 1-е место в номинации «Зарубежный грузовик». В перспективе Lander станут собирать в Калуге, и тогда ему придется перейти в номинацию «Отечественный грузовик».
Вторая новинка от Renault Trucks – тягач Magnum. Обновления затронули прежде всего дизайн кабины, ее интерьер: изготовитель задался целью создать максимально комфортные условия для водителей. Высота кабины увеличена до 2050 мм, объем внутреннего пространства составляет 8 куб.м. Зоны отдыха и вождения разделены, увеличена вместимость блоков для хранения вещей. Индивидуальность нового Magnum подчеркнута хромированными элементами, светодиодами, солнцезащитными шторками, боковыми огнями, площадками для доступа к ветровому стеклу, двухцветной решеткой радиатора, составным бампером. Двигатели DXi13, которые устанавливают на Renault Magnum с 2006 г. в двух вариантах мощности – 460 и 500 л.с., увеличивают среднюю скорость по сравнению с предыдущими исполнениями на 4 км/ч. Ретардер Optibrake позволяет получать тормозную мощность до 332 кВт, а в заказной версии Optibrake+ до 381 кВт. При использовании дополнительных программ Optifuel экономия топлива составит до 5%.
Volvo Trucks, близкий «родственник» Renault, в честь регаты Volvo Ocean Race 2008–2009 выставила тягач FH Ocean в эксклюзивной комплектации с кабиной Globetrotter XL, 13-литровым дизелем мощностью 520 л.с. и автоматической коробкой передач I-Shift. Добротная аэрография выполнена со вкусом и разительно отличается от дилетантской росписи по капоту, какую нередко можно видеть на московских улицах.
Специально для развозного грузовика FL полной массой 12...18 т Volvo разработала автоматизированную 6-ступенчатую КП I-Sync, которая оптимально сочетается с 7-литровым двигателем D7 Euro 4 мощностью 240 и 280 л.с. и обеспечивает комфортное, плавное переключение передач при движении в плотном потоке городского транспорта с частыми остановками.
Volvo частично уже перешла в категорию «Отечественный автомобиль». Объем производства в Зеленограде небольшой, но с вводом в 2009 г. завода в Калуге мощностью 10 тыс. грузовиков в год этот переход будет, можно сказать, завершен.
Scania седьмой год подряд лидирует в сегменте новых тяжелых грузовиков российского рынка. Самыми продаваемыми остаются тягачи семейства Griffin. В начале года компания представила новое поколение New Griffin и New Griffin Space. Среди особенностей нового поколения – усиленная рама, 14-ступенчатая КП Scania GRS900 с двумя «ползучими» передачами, кабины CP19 и CG19, оборудованные приборными панелями с русифицированным бортовым компьютером, алюминиевый топливный бак вместимостью 600 л, АКБ увеличенной емкости, низкопрофильные шины. Двигатели – 6-цилиндровые 11- и 12-литровые агрегаты мощностью 340 и 380 л.с. с турбонаддувом и интеркулером. Один из тягачей на выставочном стенде красовался боевой раскраской.
Звезды немецкого автопрома MAN и Mercedes-Benz соседствовали и на «Комтрансе». MAN впервые представил новый двухэтажный низкопольный автобус Lion's City DD. Низкорамный трехосный автобус пассажировместимостью до 128 чел. оснащен кондиционером, горизонтальным 6-цилиндровым двигателем MAN D 2066 LUH Euro 4 мощностью 310 л.с., агрегатированным с 4-диапазонной автоматической КП Voith. Три двери открываются наружу, две откидных платформы обеспечивают въезд инвалидных и детских колясок. Площадка у средней двери достаточно просторна для двух колясок. Высота потолка – 1920 мм на нижнем этаже и 1700 мм на верхнем. Кроме двухэтажного компания представила междугородный автобус Lion's Regio, туристский автобус Lion's, самосвалы TGA, тягачи TGX и TGA.
У Mercedes-Benz также состоялась премьера автобуса – пригородного высокопольного двухдверного Intouro, преемника семейства Conecto. Его можно использовать в качестве как рейсового, так и экскурсионного. В версиях Entouro и Entouro E ширина автобуса 2550, длина 12 140 мм, в версиях Entouro M и Entouro ME длина 12 980 мм. Число мест для сидения от 55 до 65 в зависимости от версии. Комфортабельное движение поддерживают малошумный ведущий мост с амортизаторами и передний мост с независимой подвеской. Ходовая часть оборудована дисковыми тормозами на всех колесах, AБС и противобуксовочной системой ASR. Двигатель ОМ 926 LA Euro 4 мощностью 286 л.с. агрегатирован с механической 6-ступенчатой коробкой передач МВ GO 110. Тесты в городском режиме показали, что двигатель на 4...6% экономичнее аналога Euro 3. Дизайн автобуса полностью обновлен как снаружи, так и внутри.
Что касается импорта автобусов больших классов, то MAN привел интересную статистику. Прежде всего падает ввоз подержанных автобусов: если в 2006 г. ввезли 2661 подержанный и 760 новых машин, то в 2007 г. 1529 и 1717 соответственно. Из 1717 новых автобусов ввезли: Mercedes-Benz – 571 ед., Golden Dragon – 370, Higer – 302, MAN – 118, Yutong – 115. С учетом подержанной техники доли распределились так: европейцы 38%, китайцы 31%, корейцы 30%. В 2006 г. картина выглядела иначе: европейцы 27%, китайцы 12%, корейцы 55%. А если взять не такой далекий 2000 г., то импортом владели европейские фирмы – 87%, на корейских поставщиков приходилось 9%, а о китайских вообще никто не слышал. Как видим, за прошедшие семь лет маститые и не очень европейские автобусостроители сдали импорт сначала корейцам, а теперь вместе с ними дружно сдают китайцам. В перспективе Setra, Neoplan, Mercedes и т. д. сохранят позиции в классе Premium, но в сегментах городских и пригородных автобусов европейцев выручит только местная сборка, причем качественная и по конкурентным ценам, т. е. переход из номинации «Зарубежный автобус» в номинацию «Отечественный».
Компания IVECO представила новый грузовик Stralis. Его главное новшество – кабина. Увеличили внутреннее пространство и площадь спальных мест, для доступа на верхнее спальное место пристроили вновь разработанную алюминиевую лесенку. Отсеки для инструмента и личных вещей увеличили на 15%, усовершенствовали внутреннее освещение и применили новые материалы для кресел и спальных мест. В зависимости от назначения грузовика предлагают три вида кабин: короткую с низкой крышей Active Day, длинную с низкой или высокой крышей Active Time и самую просторную и высокую для дальних перевозок Active Spase (AS3). Грузовики оснащают двигателями Cursor объемом 8, 10 и 13 л и мощностью от 310 до 560 л.с., механическими, автоматизированными и автоматическими коробками передач. Предусмотрены разные варианты и сочетания длин шасси, колесных баз и формул, подвесок, передаточных чисел трансмиссии. Основные конфигурации – тягач 4х2, тягач 6х2 со второй поворотной осью, грузовик 4х2 с рессорами или пневмоподвеской, грузовики 6х2 в разных исполнениях, тягачи и грузовики 6х4.
DAF Trucks представила серийные автомобили – тягач XF105 4х2, четырехосный самосвал CF85.360 и тягач CF85.360 4х2. Тягачи XF105 оснащают 6-цилиндровыми рядными двигателями Paccar объемом 12,9 л и мощностью от 410 до 510 л.с. в исполнениях Euro 3, Euro 4 или Euro 5. На выбор кабины Space Cab высотой 1,75 м и Super Space Cab высотой 2,1 м. Высота туннеля моторного отсека 15 см. На автомобилях с механической коробкой передач предусмотрена возможность снятия рычага КП для беспрепятственного передвижения водителя по кабине.
Семейство автомобилей CF самого разного назначения также комплектуют просторными стильными кабинами, мощными двигателями из нового модельного ряда, мостами разной конфигурации, позволяющими увеличить полезную нагрузку. Интерьер кабины содержит элементы, характерные для легковых автомобилей класса Premium.
В импорте автомобилей европейской «семерки» DAF занимает самую маленькую долю – 3%. С такими объемами местной сборки ожидать не приходится. Самое большее, что можно ожидать от DAF, этот открытие в ближайшие два года российского представительства.
Корейская фирма Hyundai Motor в отличие от DAF близко к сердцу принимает проблемы российского рынка, особенно актуальность российской сборки, о чем свидетельствует все более расширяющаяся программа Таганрогского автозавода. На заводском стенде выставили очень популярные грузовички семейства Porter. Их сборка организована по схеме, аналогичной сборке Accent и Sonata. Раму, платформу и фургон изготавливают на заводе, кабину сваривают и окрашивают из штампованных деталей, которые, как и остальные узлы и агрегаты, поставляет Hyundai Motor. С грузовичками Porter соседствовал тягач HD450, который в этом году сменит HD500. В Ростове-на-Дону должны построить новую площадку для производства грузовиков. С конца 2006 г. освоено производство автобуса County. Весной 2008 г. появилась модификация County Long на метров длиннее своего 6-метрового собрата. С этого года собирают 9-метровый автобус Aero Town.
На стенде ООО «Хёндэ КомТранс Рус» можно было увидеть грузовики Hyundai с отечественными надстройками – мусоровоз «Коммаш» КО 427-42 на шасси HD 260, автоцистерну Вологодского машиностроительного завода Г6-ОПА-8,2 на шасси HD 170, автоцистерну-бензовоз ГраЗ на шасси HD 260, вакуумную машину «Коммаш» КО 552В на шасси HD 78.
Машиностроительный завод «Бецема» не остался в стороне от свежих веяний и представил автоцистерну-бензовоз БЦМ-112.2 на 17 куб.м на шасси Volvo FE 6х2.
Монтаж отечественных надстроек освоили и на турецкой фирме Ford Cargo. На трехосное самосвальное шасси 3430D установили самосвальный кузов для вывоза мусора «Коммаш» и каменец-шахтинский автобетоносмеситель TIGARBO.
У «Северсталь-Авто» теперь две иномарки – Isuzu и FIAT. Если с отечественными грузовиками Isuzu придется подождать до конца года, когда запустят завод в Елабуге (проектная мощность 50 тыс. автомобилей), то продажи фургонов FIAT Ducato, которые собирают тоже в Елабуге, уже идут. Всего до конца года планируют реализовать до 10 тыс. автомобилей в девяти модификациях, а проектная мощность завода – 75 тыс. автомобилей. Сборочное производство Isuzu будет выпускать полную гамму шасси, и у отечественных поставщиков кузовов и надстроек будет широкое поле деятельности, о чем можно было судить по представленным экспонатам. На шасси Isuzu NQR75P показали мусоровоз NQR75H-9, подготовленный ООО «Технополис» из (г. Боровск Калужской обл.), молоковоз Г6-ОПА-Isuzu Вологодского машиностроительного завода и изотермический фургон N7PS12-A питерской компании ООО «Автограф», автоцистерну АЦ-16 на трехосном шасси Isuzu CYZ51K, подготовленную на производственной площадке ЗАО «Дизайн-Моторс» в г. Плавске (Тульская обл.).
Компания «Самотлор-НН» строит грандиозные планы по расширению производства автобусов и спецавтомобилей IVECO. Сегодня на производственной площадке «Семар» в г. Семёнове осваивают серийное сборочное производство из машинокомплектов и рядом возводят просторные корпуса завода «Савеко» мощностью 25 тыс. автомобилей в год. Гамма IVECO Daily включает пассажирские и школьные микроавтобусы, фургоны грузопассажирские, цельнометаллические, тентованные, изотермические, бортовые автомобили и эвакуаторы. На шасси повышенной проходимости были представлены реанимобиль и спецавтомобиль МЧС (отчет о зимних «покатушках» которых можно прочитать в № 4 нашего журнала за этот год). Эти внедорожники – совершенно новая модель, и ее будут выпускать в Семёнове. На этот год запланирован выпуск двухсот внедорожников.
Автомобильные традиции региона также поддерживает ООО СТ «Нижегородец», освоившая производство микроавтобусов на базе Ford Transit. Сегодня компания выпускает автобусы на 17...19 посадочных мест, автомобили «скорой помощи», «Реанимации» и спецавтомобили для МВД и МЧС.
Склонная к экспериментам Группа ГАЗ – единственная в своем роде компания, располагающая автозаводом полного цикла за рубежом. Многочисленное семейство Maxus преставлял микроавтобус на 14 посадочных мест. До конца года планируется реализовать до тиысячи таких машин. С Maxus соседствовал автобус малого класса Real на шасси Hyundai, рассчитанный на перевозку 29 пассажиров (22 посадочных места). Шасси оснащено 4-цилиндровым двигателем Hyundai (Euro 3) мощностью 140 л.с. и механической 5-ступенчатой КП этого же производителя. Ресурс кузова Группа ГАЗ обозначила в 10 лет.
Известный зарубежный автобусостроитель ЛАЗ представил новую модель двухосного двухдверного городского автобуса InterLAZ 13,5E длиной 13,5 м. Его особенность – низкий уровень пола в передней и средней части салона и система подъема и опускания кузова. Оснащен автобус двигателем Deutz (Euro 3).
Интересно появление коммерческих грузовичков Nissan. 17 апреля 2008 г. компания «Ниссан Мотор РУС» объявила о планах начать официальные продажи легких коммерческих автомобилей (LCV – Light Commercial Vehicles) в России. С сентября 2008 г. в продаже появятся две первые модели Nissan LCV – среднетоннажный грузовик Cabstar и пикап NP 300, которые и можно было увидеть на стенде компании.
Российский рынок становится все более привлекательным для зарубежных автостроителей и все более разнообразным. Его освоение идет семимильными шагами. Сборочные производства растут как грибы после дождя, отечественные поставщики надстроек активно осваивают новые шасси. А с насыщением рынков Euroпы, Японии, Кореи и Китая напор иностранцев только усилится.