Растущие перспективы российского экскаваторостроения

В. Перелыгин, канд. техн. наук

В конце декабря прошлого года в Воронеже прошла презентация-показ дизель-гидравлического экскаватора ДГЭ-1200 – событие значимое для отечественного машиностроения. На Воронежском экскаваторном заводе (входит в ОАО «РУССО-БАЛТ ТЯЖЭКС» собран мощный карьерный гидравлический экскаватор, готовый к серийному выпуску. Заводчане планируют уже в этом году с использованием технологических мощностей завода выпустить 12(!) экскаваторов с ковшом вместимостью 6 м3, а также приступить к производству экскаватора с ковшом 16 м3. Ранее о готовности к серийному выпуску карьерных гидравлических экскаваторов заявляла лишь группа «ОМЗ».

Планируется создание линейки экскаваторов с ковшами вместимостью 4, 6, 10, 16, 22, 32 м3. Задача сложная, и решимость разработчиков ОАО «РУССО-БАЛТ ТЯЖЭКС» заслуживает уважения, особенно учитывая, что завод переживает не лучшие времена.

Производство экскаваторов на АО «Тяжэкс» имени Коминтерна началось в 1947 г. с производства «Коминтерновца-1». С тех пор Воронежский завод являлся головным в Минстройдормаше по производству строительных экскаваторов серии ЭО 5-й и 6-й размерных групп на колесном и гусеничном ходу. Это хорошо известные ЭО-43211, ЭО-5126, ЭО-5221, ЭО-5225, ЭО-6123А, ЭО-6124 с дизельным и электрическим приводом.

Напомню, что в системе индексации одноковшовых универсальных экскаваторов (ЭО) четыре основные цифры индекса означают по порядку их расположения: первая – размерную группу, вторая – тип ходового устройства, третья – исполнение рабочего оборудования, четвертая – порядковый номер данной модели. Буквы (А, Б, В...) обозначают очередную модернизацию данной машины и ее специальное климатическое исполнение (ХЛ, Т, ТВ). Расшифруем ЭО-6123А – экскаватор одноковшовый универсальный 6-й размерной группы (эксплуатационная масса 56...60 т) на гусеничном ходу с жесткой (шарнирно-рычажной) подвеской рабочего оборудования, 3-й модели, прошедший первую модернизацию.

Обозначение ДГЭ-1200 (дизельный гидравлический экскаватор) указывает на класс машины по эксплуатационной массе в тоннах (первые три цифры). Как видно из предыстории, аналогов семейству тяжелых ДГЭ Воронежский завод никогда не выпускал.

Эксплуатационная масса ДГЭ-1200 – 116 т. Он оснащен агрегатами известных фирм – это дизельный двигатель Cummins KTTA-19-C700 мощностью 684 л. с., гидромоторы и планетарные редукторы привода хода фирмы Rextron, составляющие элементы системы управления приводами и др. Современная комфортабельная кабина – с системой кондиционирования. На презентации ДГЭ-1200 у специалистов из заинтересованных отраслей была возможность внимательно рассмотреть машину. Их замечания и пожелания помогут заводчанам усовершенствовать модель перед серийным производством.

Близким аналогом ДГЭ-1200, в том числе по технологическим и эксплуатационным характеристикам, является экскаватор Hitachi EX 1200. Машины данного класса призваны в ближайшем будущем частично заменить устаревшие экскаваторы ЭКГ-5А и ЭКГ-8И на многочисленных карьерах всего постсоветского пространства, а это более 1200 машин, и предназначены для работы с автосамосвалами грузоподъемностью (г/п) до 60 т и объемом платформы до 35 м3. Мировые бренды уже включились в борьбу за новый рынок. Преимущество продукции воронежцев в перспективе будет заключаться прежде всего в цене. При условии установки на экскаваторы ответственных агрегатов известных производителей (двигатель, гидравлика) и качественной сборки у ДГЭ много шансов потеснить заморских конкурентов.

Ну а какие еще потенциально перспективные модели отечественных заводов могут заинтересовать современного потребителя? Это, конечно, продукция компании «КРАНЭКС». В середине 1932 г. в Иваново начал действовать машиностроительный завод по производству техники для добычи особенно нужного в те годы торфа. Был налажен выпуск многоковшовых экскаваторов для добычи торфа (баггеров) и специальных кранов для гидроторфа. После войны завод выпускал экскаваторы ТЭ-2 и далее ТЭ-3, а в конце 1960-х – начале 1970-х годов – экскаваторы ПМТ-1, ПМТ-2, ПМТ-3. К 1970 г. завод реконструировали и наладили производство современных по тому времени гидравлических экскаваторов модели МТП-71. Модернизированный вариант МТП-71А производили до 1993 г., он хорошо известен специалистам разных отраслей. С начала 1990-х годов на заводе (с 1992 г. – ОАО «Машиностроительная компания КРАНЭКС») освоен выпуск экскаваторов серии EU, а в 1998 г. – выпуск новой серии гидравлических экскаваторов ЕК. С того времени компания успешно развивает это направление, создавая новые модели современных гидравлических экскаваторов, тесно сотрудничает с мировыми лидерами отрасли, например Komatsu.

Из последних перспективных разработок компании отметим новую модель ЕК 450FS с рабочим оборудованием «прямая лопата» (выпускается с мая 2006 г.), она предназначена для работы в песчаных и гравийных карьерах, проведения вскрышных работ и добычных работ при погрузке различных грунтов и материалов в автотранспорт, ж. д. вагоны и др. По словам представителей компании, модель ЕК 450FS по своим параметрам полностью соответствует иностранным аналогам, но при этом имеет более низкую цену приобретения и последующей эксплуатации.

Новые модели ЕК 230 и ЕК 330 разработаны на базе экскаваторов предыдущей серии ЕК 270LC и ЕК 400 и стали результатом их модернизации, которая коснулась силовых систем. Были оптимизированы отдельные параметры двигателя и гидросистемы, усовершенствовано электрооборудование, усилены несущие металлоконструкции гусеничной тележки и рабочего оборудования, установлен новый современный бортовой компьютер и повышена надежность машин в целом. Новые модели оснащены качественными импортными комплектующими фирмы Deutz (Германия), полным комплектом импортного гидрооборудования – агрегатным насосом, гидрораспределителем, гидромоторами хода и поворота, блоками управления Bosch Rexroth (Германия), гидроцилиндрами Hydrauto (Швеция) с демпферами, центральным коллектором Haldex (Германия), РВД Manuli (Италия), пресс-масленками Wurth (Германия), фильтроэлементом рабочей жидкости Hydac Filtertechnic или Internormen (Германия). Для производства ковшей используется сталь Hardox (Швеция). С таким набором машина просто обязана отвечать мировым требованиям.

Естественно, существует и фактор сборки. На заводе «КРАНЭКС» сварка металлоконструкций экскаваторов производится материалами концерна ESAB (Швеция) на сварочных полуавтоматах фирмы Kemppi (Финляндия) в среде защитных газов – аргона и углекислоты. Прогрессивная технология призвана обеспечить высокие прочностные характеристики сварных швов и, как следствие, высокое и стабильное качество металлоконструкций. Стыковая сварка трубопроводов производится на программируемой установке ESAB с последующим ультразвуковым контролем швов, чтобы исключить наличие внутренних дефектов.

Безусловно, продукция компании «КРАНЭКС» востребована. Завод развивается и в ближайшем будущем представит новые перспективные модели.

В 2006 г. Масааки Имаи, президент японского «Кайдзен-института» (KAIZEN Institute), создатель и пропагандист производственной философии «Кайдзен» во всем мире, посетил ОАО «Тверской экскаватор» («ТВЭКС»). Его визит на предприятие – первая поездка создателя системы «Кайдзен» в Россию. И это не случайно. «ТВЭКС», одно из перспективных российских предприятий, предлагает широкую номенклатуру машин и, что важно, имеет значительный потенциал. Серийное производство экскаваторов завод начал в 1950 г. – это были машины на пневмоколесном ходу с канатной подвеской. Начиная с 1971 г. освоен выпуск гидравлических экскаваторов. Сегодня основная продукция предприятия – экскаваторы на гусеничном и пневмоколесном ходу 2-й, 3-й и 4-й размерной группы, т. е. эксплуатационная масса пневмоколесных экскаваторов в зависимости от модели меняется от 8 до 18 т, а гусеничных – от 14 до 26,5 т. Экскаваторы оснащают гидронасосами и гидромоторами Bosch Rexroth, дизелями Perkins (выборочно), комфортабельными кабинами с качественной эргономикой. Помимо этого производятся вилочные погрузчики, коммунальные машины, тягачи.

В настоящее время «Тверской экскаватор», как и Ковровский экскаваторный завод, входит в состав дивизиона «Спецтехника» Группы ГАЗ. На основе двух заводов создано новое совместное предприятие, где планируется собирать всю гамму гусеничных экскаваторов, производимых в настоящее время на этих заводах, а также рабочее оборудование и ходовые части для техники. В ближайшей перспективе предприятие расширит модельные ряды гусеничных экскаваторов 4-й и 5-й размерных групп, планируется выпуск новых моделей эксплуатационной массой 30 и 40 т.

Интерес вызывают новые модели, представленные Группой ГАЗ: например, ЕТ-25-80, созданный совместно силами двух заводов. На первом этапе Ковров будет поставлять на «Тверской экскаватор» ходовую часть, продолжая собственное производство экскаваторов ЭО-4225А-06 и ЭО-4225А-07, а уже в 2007 г. на базе узлов экскаваторов ЕТ-25-80 и ЭО-4225А в Коврове планируется организовать производство современных экскаваторов семейства «КиТ» массой 25, 30 и 40 т. Первый представитель «КиТ» – ET-26. По заверениям представителей Группы ГАЗ, модель ЕТ-25-80 совмещает в себе преимущества изготовления от каждого завода и по техническим характеристикам и дизайну не уступает лучшим зарубежным экскаваторам. Для ЕТ-25-80 предусмотрен широкий набор сменного рабочего оборудования: ковши и рукояти, разнообразные напорные грейферы с ротатором, гидромолот, гидроножницы, бетонолом, рыхлитель, бревнозахват. Применены централизованная смазка рабочего оборудования и предпусковой жидкостный подогреватель двигателя для запуска при низких температурах. По заказу возможно оснащение импортной гидравликой производства Bosch Rexroth.

Ну что же, оптимистичный взгляд в будущее – первый шаг к успеху.

Потребности строительной и горнодобывающей отраслей в качественной землеройной технике растут с каждым годом, и хорошо, если это будут не дешевые китайские модели, а российская продукция, тем более что в стране накоплен значительный опыт производства землеройной техники. Есть трудности с производством собственных качественных гидравлических агрегатов, а заводам зачастую выгодно приобретать гидравлику от известных западных производителей, что позволяет значительно повысить надежность машин, сделать их конкурентоспособными.

Однако такая практика приводит к значительному удорожанию машин, в том числе в процессе эксплуатации. Более целесообразным может стать не переход к частичной комплектации готовой продукции, а развитие собственного производства, что позволит снизить стоимость оборудования и повысить его конкурентоспособность.