Экскаваторы-погрузчики: состязание систем

С. Протасов

Напряженная конкуренция на зарубежном рынке экскаваторов-погрузчиков заставляет производителей выпускать машины, способные выполнять практически все нужные потребителю виды работ. Экскаваторы-погрузчики чрезвычайно популярны, по объему продаж с ними могут сравниться только фронтальные колесные погрузчики. Каждый производитель стремится создать машины, выгодно отличающиеся от конкурентов: с уникальными гидросистемами, оригинальными ковшами погрузчика и экскаватора самой разной вместимости, трансмиссией разной конфигурации и прекрасным функциональным и эргономичным оборудованием кабины.

Большинство иностранных производителей землеройной техники понимают: чтобы ассортимент машин был полным и пробелы в модельном ряду не заполняли машины компаний-конкурентов, каждый производитель должен выпускать свой, оригинальный экскаватор-погрузчик. Именно из этих соображений Case, Caterpillar, John-Deere, JCB, Komatsu, New Holland, Terex и Volvo вступили в конкурентную борьбу на этом одном из самых емких рынков землеройной техники. Конкуренцию можно только приветствовать – благодаря ей экскаваторы-погрузчики совершенствуют и наилучшим образом приспосабливают к выполнению различных работ.

Terex 860SX c колесной формулой 4х4х2 и телескопической экскаваторной стрелой

Гидросистемы: проблема выбора

Понятно, что каждый изготовитель стремится не только сделать свои машины лучше, чем у конкурентов, но и привлечь потребителя уникальными особенностями машины, а также широким выбором комплектаций. В том числе предлагаются различные варианты оснащения гидросистемы экскаватора-погрузчика. Так, Komatsu, Terex, Volvo, JCB и Caterpillar предлагают машины, оборудованные гидросистемами Closed Centre. Как правило, машины укомплектованы регулируемым аксиально-поршневым насосом переменной производительности. Скорость выполнения рабочих операций, расход и давление в гидросистеме автоматически регулируются в зависимости от условий работы и внешней нагрузки, например, при выполнении сразу нескольких операций: поднимаясь на возвышенность с полным ковшом, оператор может одновременно им манипулировать так же, как если бы машина стояла на месте; гидронасос может менять расход в неограниченном диапазоне, вплоть до нуля, при очень медленном выполнении движений, а при работе машины на холостом ходу прекращает подачу жидкости; система увеличивает производительность машины, улучшает ее управляемость, снижает расход топлива.

Case 580 Super LE

Альтернативный вариант: гидросистема Open Centre не только остается в арсенале большинства производителей, но и продолжает развиваться. Россияне хорошо знакомы с этой системой. В нее включены шестеренные насосы постоянной производительности, простые, эффективные, неприхотливые и, что немаловажно, более доступные по цене. Мощность гидропривода регулируется главным редукционным клапаном, автоматически сбрасывающим избыточное давление, перепуская жидкость в сливную магистраль. При некоторой потере топливной экономичности потребитель получает выигрыш в надежности машины. Кроме того, по заявлению изготовителей, такая система позволяет оператору «чувствовать» процесс копания, когда требуется высокая точность работы. Если выемку грунта производят вблизи находящихся в земле препятствий, например подземных коммуникаций, когда ковш упирается в препятствие, то, по словам опытных операторов, они чувствуют по возросшему напряжению на рычагах управления мгновенное повышение давления в гидросистеме, когда редукционный клапан еще не успел сработать. Операторы, хорошо знакомые с работой обеих гидравлических систем, отмечают, что гидросистема Closed Centre демпфирует пиковые всплески давления, и оператору сложнее почувствовать столкновение ковша с препятствием при копании.

К экономичности и экологической безопасности строительных машин предъявляют все более жесткие требования. Теперь, когда производители начали устанавливать двигатели с электронным управлением впрыском топлива на экскаваторы-погрузчики, наверняка мы чаще будем встречать в конструкции этих машин аксиально-поршневые гидронасосы. Кроме того, производителям придется разрабатывать электронные блоки управления гидронасосами, взаимодействующие с системой впрыска топлива, как это делается на экскаваторах.

Новинка от Terex: Terex-Fermec 970 Elite

Под землей, на глубине, на которую вынимают грунт экскаваторы-погрузчики, располагается все больше дорогостоящих коммуникаций, и операторы, несомненно, будут против использования машин с гидросистемами, не обеспечивающими высокую чувствительность управления. Поэтому Case продолжает рекламировать «высокую чувствительность управления» своих машин как существенное преимущество над конкурентами.

Системы управления: растет интерес к джойстикам

Все больше производителей начинают поставки экскаваторов-погрузчиков с системами управления экскаваторным оборудованием, оснащенных сервомеханизмами. JCB, Komatsu, Case предлагают такую систему управления с джойстиками, вмонтированными в подлокотники сиденья, как дополнительное оборудование. Caterpillar включил ее в базовую комплектацию своих старших моделей 432D, 438D и 442D. Terex-Fermec обещает представить экскаватор-погрузчик с джойстиками летом этого года. Джойстик требует меньше усилия при управлении и может быть встроен в подлокотник сиденья, что очень удобно: оператор меньше устает, реже совершает ошибки, производительность его повышается. Высокопроизводительные машины, оснащенные системой управления с джойстиками, наверняка привлекут покупателей.

JCB 3CX Contractor

Производители, предлагающие на рынке машины с колесной формулой 4х4х4 и колесами равного размера (Case, JCB, Komatsu, New Holland, Terex), заявляют о том, что многие покупатели предпочитают машины именно этой конфигурации. Экскаваторы-погрузчики с такими характеристиками нужны тому, кто выполняет погрузочные работы больших объемов: благодаря «крабовому ходу» и согласованному повороту колес они чрезвычайно маневренны, что положительно сказывается на производительности машины. Техника с такими характеристиками занимает сегодня сравнительно небольшую нишу, объем которой оценивается менее чем в 10% годового объема продаж экскаваторов-погрузчиков. Вывод на рынок экскаватора-погрузчика со всеми управляемыми колесами настолько важное событие, что даже Caterpillar, обычно ничего не сообщающий заранее о своих новых моделях, сделал сенсационное заявление по поводу расширения производственной программы.

Современные модели экскаваторов-погрузчиков при подъеме стрелы сохраняют постоянное положение груза, что особенно удобно при погрузке паллет вилами. Эта особенность реализуется либо механически за счет конструкции стрелы, что, безусловно, проще и надежнее, а потому наиболее распространено, либо положение груза «подруливается» гидравликой. Дополнительное удобство создает система стабилизации, устраняющая ударные нагрузки при движении экскаватора-погрузчика по неровной поверхности с полным ковшом. Экскаватор-погрузчик – универсальная машина, а наличие механизма быстрой смены навесного оборудования еще более расширяет его возможности.

Этот механизм позволяет оператору быстро сменить ковш на вилочный захват или кран-балку, не выходя из кабины. Для смены гидрофицированного оборудования необходимо подключить или отключить трубопроводы. Разработанный JCB гидравлический механизм перемещения каретки и возможность подключения гидравлического ручного инструмента еще больше расширяют функциональность машины и удобство в работе.

Dressta 9.50

Кабины: борьба за каждый сантиметр

Площадь остекления кабин экскаваторов-погрузчиков продолжает увеличиваться на 10...15% с выпуском каждой новой модели. Поручни и ступени лестниц становятся больше и удобнее. Конструкторы прилагают массу усилий, чтобы высвободить больше места на полу кабины и упростить процесс разворота оператора от органов управления погрузчиком к управлению экскаватором. Возрастает объем и количество оборудования, создающего комфортные условия для оператора. Системы вентиляции, отопления и кондиционирования позволяют работать в самых неблагоприятных условиях. Подвеска кабины демпфирует удары и вибрацию, возникающие при движении по бездорожью. Подогреваемые сиденья на пневмоподвеске с регулируемым поясничным подпором, как на магистральных грузовиках, теперь стало несложно разместить и в кабине экскаватора-погрузчика. Для современных экскаваторов-погрузчиков стала обычной розетка электропитания на 12 В для подзарядки сотовых телефонов. Если вы не можете позволить себе оборудование класса люкс, просто выберите кабину, соответствующую нормам ROPS (защита оператора при переворачивании машины), которую предлагают сегодня все производители.

Нужно сказать, что на современном рынке экскаваторов-погрузчиков представлен широчайший спектр оборудования, отвечающего любым запросам покупателей. Для каждого объема и условий работ, условий эксплуатации и финансовых возможностей можно подобрать наиболее подходящую модель и комплектацию.