Автобус редкой, но нужной профессии. Мобильный санитарно-гигиенический комплекс

Ю. Абрамов, фото автора и АМАЗ

Иногда автомобилю приходится выполнять настолько необычную работу, что даже трудно себе представить. Все привыкли к мобильным рентген- и стоматологическим кабинетам, передвижным телестудиям, автомагазинам и т. п., но заказ мэрии Санкт-Петербурга, который выполнили работники автобусного филиала Минского автомобильного завода, вызывал своей необычностью как минимум сконфуженную улыбку.

А история такова...

За год с небольшим до 300-летнего юбилея «града Петрова» администрация Санкт-Петербурга обратилась на АМАЗ с весьма экзотическим заказом – изготовить на базе минского автобуса... мобильный общественный туалет!

В ожидании предстоящих торжеств, а значит, и огромного количества гостей на улицах и в местах массовых гуляний мэрия не могла не задуматься, как же удовлетворить естественную человеческую потребность. Специалисты городских коммунальных служб пришли к выводу, что «пропускной способности» имеющихся в городе общественных туалетов явно недостаточно для ожидаемого наплыва гостей города, пусть и кратковременного. В связи с этим было принято решение об установке дополнительных стационарных биотуалетов. Однако, подсчитав, в какую сумму обойдется налогоплательщику такой способ решения проблемы, администрация города отказалась от этой идеи. И тогда нашелся другой вариант: если сделать туалеты передвижными, например, на базе автобуса, то их понадобится намного меньше. Такой мобильный комплекс можно в считанные минуты перебросить туда, где в нем в данный момент больше нуждаются.

С этой деликатной просьбой и обратились петербуржцы к минским автобусостроителям. Надо отметить, что белорусские автобусы хорошо известны в Северной столице и пользуются популярностью благодаря их надежности и разумной цене. Заказ был столь необычен, что минчане сначала от него отказались. Высказывалось даже мнение, что производство такого рода транспортных средств ни много ни мало повредит имиджу солидного предприятия, однако руководство филиала и его директор Геннадий Синеговский решили рискнуть. К слову, при изучении разработчиками имеющейся по этой тематике информации обнаружилось, что в 1960-е годы в городе на Неве успешно работали подобные санитарные автокомплексы, изготовленные на платформе чешских автобусов koda.

Специфика обязывает

Принцип работы таких санитарно-технических транспортных средств не сложен и состоит в следующем: автобус подъезжает к месту обслуживания, где находится колодец с доступом к пожарному гидранту и канализационному сливу (в любом городе таких мест предостаточно). В машине в нижней части корпуса предусмотрены две соединительные муфты – для шлангов подвода холодной воды и вывода фекалий в канализацию. После опорожнения накопительной емкости и ее промывки автобус-«сантехник» готов принять новую партию клиентов.

В качестве базовой модели разработчики выбрали низкопольный городской автобус МАЗ-103, оснащенный пневматической системой книлинг (наклон кузова автобуса). Именно «низкопольник» по всем параметрам подходил к требованиям заказчика, причем одним из главных условий была возможность обслуживания инвалидов. Уже спустя несколько месяцев после начала работ минчане изготовили два опытных самоходных санитарно-гигиенических комплекса, получивших заводской индекс МАЗ-163. Двери туалетных кабинок и внутрисалонные перегородки изготовили на заводе «МАЗ-Купава», который специализируется на изготовлении пластиковых панелей и изотермических кузовов. Приток свежего воздуха и вентиляцию салона обеспечили три мощных электровентилятора. Привод открытия входных дверей управлялся продублированными кнопками как с места водителя, так и с места кассира. Имелись кабинки, специально предназначенные для инвалидов. Для их колясок сделали особый въезд-выезд.

Если с выбором базовой модели особых проблем не возникло, то планировка салона и компоновка оборудования в нем вызвали бурные дебаты разработчиков. Было проработано несколько вариантов, из которых выбрали два, получившие условные индексы в виде латинских букв М (man – «мужской») и W (woman – «женский»). Первый вариант комплектовался тремя унитазами и пятью писсуарами, второй вариант – шестью унитазами. В обеих моделях устанавливалось по два умывальника.

Представителям руководства Санкт-Петербурга во главе с мэром А. Яковлевым так понравились первые представленные образцы МАЗ-163, что немедленно было заказано еще двенадцать «туалетов на колесах». Правда, на первых экземплярах стояла финская сантехника, а на последующих в целях снижения стоимости – российского производства.

Заказ был выполнен в срок и с высоким качеством. В итоге все четырнадцать машин, по просьбе покупателя – петербургского Водоканала – окрашенных в фирменные бело-голубые тона, успешно работали в дни празднования юбилея города на Неве. Их и сейчас можно видеть на улицах в дни народных гуляний.

Остается добавить, что разработка минских автобусостроителей защищена патентами на полезную модель в Республике Беларусь и в России.