Актуальные вопросы сертификации продукции машиностроения и автомобильной промышленности в условиях Таможенного союза
Доклад на Международной конференции «Таможенный союз – Украина: перспективы, риски и возможности» (14–15 декабря 2010 г., Украина, Киев)
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() С 2003 г. в Российской Федерации действует Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ (принят ГД ФС РФ 15.12.2002). Данный закон произвел значительные изменения в действующую на тот момент систему сертификации, стандартизации и метрологии. А в совокупности с проводимой в тот же период административной реформой это дало поистине революционный эффект.
Федеральный закон «О техническом регулировании», как любой нормативный документ, является живым организмом и постоянно подлежит пересмотру для удовлетворения постоянно меняющихся жизненных реалий. Важное последнее изменение – возможность использования в тексте регламента ссылок на нормативные документы других стран. Ранее у разработчиков регламентов такой возможности не было. Теперь при разработке регламента имеется процедура ссылки на зарубежный нормативный документ. Это позволяет предъявлять к продукции современные нормы, используемые в зарубежных странах, без длительной процедуры разработки национальных нормативных документов. По состоянию на 1 декабря 2010 г. в Российской Федерации разработано и введено в действие 24 технических регламента.
Важно отметить, что в первом случае классификация продукции происходит по общероссийскому классификатору продукции (код ОКП), а во втором – по кодам Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (код ТН ВЭД). Согласно п. 3 ст. 46 ФЗ № 184 от 27.12.2002 г. «Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия». Однако все, что было сказано выше, касается только законодательно закрепленных процедур, установленных в Российской Федерации для обязательного подтверждения соответствия продукции, выпускаемой в обращение на территории РФ. Что же изменяется в оценке соответствия продукции в условиях Таможенного союза? Следует напомнить, что государствами – членами Таможенного союза являются Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан. Вместе с тем самым главным изменением, которое сопровождает создание Таможенного союза и скорее всего будет с ним еще довольно длительный период, – это появление слова «единый». Весь Таможенный союз пронизан духом этого простого прилагательного. Итак, очевидно, что формирование Таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках Таможенного союза применяются единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. В пределах единой таможенной зоны не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Задачи, решаемые Таможенным союзом, изложены в Договоре от 6 октября 2007 г. о его создании. Сейчас комиссией Таможенного союза и правительствами трех стран ведется колоссальная работа по формированию договорно-правовой базы Таможенного союза. Исходя из целей и задач Таможенного союза применительно к вопросам подтверждения соответствия продукции становится очевидным, какие шаги должны быть предприняты для их решения. Должны быть сформированы единые требования, предъявляемые к продукции, единые требования к аккредитации организаций, занимающихся подтверждением соответствия, единые перечни продукции и т. п.
Основная часть этих вопросов была затронута в решении комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 319. Однако еще многое предстоит решить. Сейчас только началась работа по разработке технических регламентов Таможенного союза. В первую очередь речь идет о разработке технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», при этом его, скорее всего, будут интегрировать с техническим регламентом «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ». Согласно указаниям Правительства РФ проект указанного регламента должен быть представлен в первом квартале 2011 г., после чего он будет рассмотрен в установленном порядке и в случае согласия всеми заинтересованными сторонами утвержден как единый регламентирующий документ для всех трех стран. После чего для его внедрения будет дан переходный период, от 6 месяцев до года. То есть ориентировочно срок введения регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» – это середина 2012 г. Для вынесения регламента на обсуждение в правительство необходимо представить консолидированную позицию технических специалистов, входящих в техническую группу по разработке регламента, что на сегодняшний день представляется затруднительным, поскольку сейчас в России, Казахстане и Белоруссии сложилась разная техническая политика и к транспортным средствам предъявляются разные требования. В настоящий момент не выработан единый подход к урегулированию подобных вопросов. То есть три стороны – участницы процесса пытаются как сформировать единые требования к вновь выпускаемым транспортным средствам, так и сформулировать единый подход к допуску на свою территорию продукции, уже находящейся на территории других стран – участниц Таможенного союза. До того момента подтверждение соответствия транспортных средств будет осуществляться согласно действующему национальному законодательству каждой из стран – участниц Таможенного союза. Аналогичная ситуация складывается и с техническим регламентом «О безопасности машин и оборудования». В заключение хочется отметить, что интеграционные процессы идут не только в рамках Таможенного союза, куда входят Россия, Белоруссия и Казахстан, но и в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в котором помимо этих трех стран участвуют Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Армения, Молдова и Украина. И здесь они идут по одному вектору. А есть еще один вектор – Всемирная торговая организация (ВТО), вступление в которую требует соблюдения определенного перечня требований, в том числе как по процедурам подтверждения соответствия, так и по техническим требованиям. Каким образом будет найден компромисс между европейским подходом и подходом Таможенного союза и ЕврАзЭС? Сможем ли мы решить этот вечный спор между Востоком и Западом? Надеюсь, что в скором времени мы сможем перейти от ставшего очевидно необходимым «единый» к перспективному «глобальный». |