Эра «цифровиков»

В. Васильев

1 мая 2006 года вступила в силу 5-я поправка к Европейскому соглашению о работе экипажей транспортных средств (ЕСТР), касающаяся применения на транспортных средствах, участвующих в международных автомобильных перевозках, электронных цифровых тахографов. Тем самым эра аналоговых (электронно-механических) тахографов, главной особенностью которых являются бумажные регистрационные листы (тахограммы), заканчивается.

Цифровой тахограф фирмы Kienzle и аналоговый предшественник

Переход на цифровые тахографы

После вступления в действие указанной поправки для стран – участниц Соглашения ЕСТР, не являющихся членами Евросоюза (в том числе России), начался четырехлетний переходный период. Это время отведено для того, чтобы государства смогли подготовить законодательную базу и инфраструктуру для введения цифровых тахографов. То есть для стран – участниц Соглашения ЕСТР, не являющихся членами ЕС, 16 июня 2010 г. наступит срок обязательного оснащения цифровыми тахографами всех вновь выпускаемых транспортных средств, к которым относятся грузовики полной массой свыше 3,5 т, а также автобусы, предназначенные для перевозки более 9 человек, включая водителя.

Достоинства цифровых тахографов по сравнению с электронно-механическими ощутимы – это удобство использования, высокая точность регистрации данных и скорость обработки информации, возможность интеграции тахографа с другими электронными приборами управления транспортного средства, в том числе спутниковым оборудованием, повышение эффективности контроля режимов труда и отдыха благодаря возможности анализа трудовой деятельности водителя за год.

Отечественный цифровой тахограф DT-10

Одно из главных достоинств цифрового тахографа – высокая надежность и защищенность от несанкционированного считывания и изменения информации. В отличие от электронно-механического тахографа обмануть цифровой почти нереально. Цифровой тахограф зарегистрирует все данные о транспортном средстве и его использовании, нарушения водителя и сведения о выполненных ремонтных работах. Если на машине дополнительно установлен расходомер, то цифровой тахограф зафиксирует фактический расход топлива.

Использование цифровых тахографов безусловно существенно облегчит жизнь Ространснадзору и руководству автохозяйства. При этом база данных по всему парку подвижного состава легко совмещается с уже имеющейся автоматизированной системой управления автотранспортным предприятием.

Чип-карты для тахографа

Для работы с цифровым тахографом существует четыре типа чип-карт. Персональная карта водителя выдается сроком на 5 лет. На ней напечатана следующая информация: фамилия, имя и дата рождения водителя, начало и срок действия карты, наименование уполномоченного органа, выдавшего карту, номер водительских «прав», номер карты, фотография водителя, его подпись и постоянное место жительства.

Сервисная карта со сроком действия 1 год обеспечивает считывание информации и позволяет менять настройки тахографа.

Чип-карта водителя, используемая в Евросоюзе

Карта компании обеспечивает доступ к считыванию информации из памяти тахографа и блокирует считывание информации, принадлежащей данной компании, последующими пользователями (в целях сохранения коммерческой тайны в случае, если машина сдается в аренду).

С помощью контрольной карты осуществляется доступ к информации, хранящейся в памяти тахографа, для проверки контролирующими органами.

Сроки действия карт компании и контрольной устанавливаются национальным законодательством. Все карты денационализированы и являются документом строгой отчетности, подлежат обмену в случае утери, порчи или окончания срока действия. Даже если водитель не вставит свою карту в тахограф, прибор все же зарегистрирует всю информацию о работе транспортного средства.

Данные в тахографе

В цифровом тахографе есть два щелевых отверстия для чип-карт. Информация хранится в памяти прибора, а также может записываться в чип-карту, вставленную в тахограф. Аппарат снабжен принтером и гнездами-выходами, через которые можно считывать информацию на компьютер. На передней панели тахографа расположен дисплей.

Комплекс по обработке данных цифрового тахографа

Тахограф фиксирует: режим вождения – в одиночку или экипажем, место, где территориально начался и закончился рабочий день водителя, расстояние, пройденное автомобилем за последние 24 часа, скорость движения. Данные записываются с периодом в 1 секунду, что дает возможность контролировать поведение водителя в экстренных ситуациях в целях разбора ДТП и т. д. Отмечается любое превышение разрешенной скорости. Сведения о деятельности водителя хранятся 28 суток, затем на автопредприятии информацию скачивают и хранят в базе данных. Фиксируется вид, дата и время последней проверки контролирующими органами, номер карты инспектора, выполнявшего проверку, номер карты специалиста, выполнявшего техобслуживание, и сведения о сервисном центре, дата выполнения последнего ТО и т. д. Отмечаются также сбои и ошибки в работе тахографа.

Есть три основных способа доступа к данным, записанным в памяти цифрового тахографа. Первый – авторизация с помощью чип-карты и считывание соответствующих назначению карты данных в компьютер: флэш-накопитель вставляют в тахограф, информация переписывается на флэш. С одним флэш-накопителем можно обойти все автомобили парка, а затем скачать с него данные в компьютер в офисе.

Второй способ – распечатка данных через встроенный принтер. Имеется шесть видов отчетов, распечатываемых с помощью принтера. Среди них так называемая дневная активность водителя, отчет по событиям и различным неисправностям и сведения по техническим настройкам и превышению скорости. В принтер вставляют специальный рулон бумаги. Информация печатается на лицевой стороне, а на обратной стороне имеется прографка, которую вручную заполняет водитель в случае неисправности тахографа.

Размещение цифрового тахографа на приборной панели

Третий способ – вывод данных на дисплей тахографа с помощью кнопок «пуск меню» и «прокрутка меню».

Данные о пройденном пути и скорости поступают с датчика скорости, установленного на коробке передач. Цифровой тахограф способен работать с различными типами датчиков, включая тахогенераторы. Очень важно, чтобы цифровой тахограф был активирован и откалиброван, в противном случае значения скорости будут неточными.

Ассортимент тахографов

В настоящее время цифровые тахографы производят серийно. Имеют международный сертификат и допущены к применению цифровые тахографы DTCO 1381 компании Siemens VDO (Германия), Smar Tach – Actia (Франция), SE5000 – Stoneridge (Швеция). Цифровые тахографы также разработаны в Великобритании, Турции и других странах. Имеются модели цифровых тахографов, способные регистрировать цифровые, аналоговые и импульсные сигналы, что открывает путь к контролю технического состояния автомобиля, холодильной установки, кондиционера и т. п. Некоторые производители готовы оснастить выпускаемые ими тахографы выходом на мультиплексный канал – сеть CAN, тем самым сбор и передача информации централизуется. В тахографах нового поколения предусмотрена система предупреждающих сигналов о превышении скорости, допустимом времени непрерывного вождения, регламенте суточного или двухнедельного вождения и др. Можно отметить разработанную фирмой VDO Kienzle систему, с помощью которой водитель может выбирать режимы индикации и изменять перечень воспроизводимой информации.

«Цифровик» (справа сверху) отлично компонуется с другими приборами

Цифровые тахографы уже начали изготовливать и в нашей стране. Более того, Госстандарт России после завершения сертификационных испытаний отечественного прибора DT-10 внес его в Государственный реестр средств измерений, а Федеральная служба по надзору в сфере транспорта Минтранса включила DT-10 в перечень тахографов, допущенных для использования на автомобильном транспорте России. Отечественный прибор не уступает зарубежным аналогам, а по ряду параметров превосходит их. Стоимость российского «цифровика» примерно вдвое ниже, чем иностранных конкурентов. Правда, добиться международной сертификации российского тахографа будет нелегко из-за сильного противодействия западных компаний.

Следует сказать, что к цифровым тахографам российского производства по предложению Минтранса РФ предъявляются более жесткие технические требования, чем это предусмотрено международными требованиями ЕСТР, поскольку требования ЕСТР ориентированы на конструкцию зарубежных автомобилей и не соответствуют российским стандартам.

Это относится к оформлению технической документации на разработку, изготовление и сертификацию тахографов, а также к требованиям по эксплуатации на отечественном подвижном составе. Речь идет о снижении нижнего предела рабочих температур цифрового тахографа до –40 °С (в ЕСТР эта величина ограничивается –20 °С). Введены требования к виброустойчивости и ударопрочности (в ЕСТР эти требования вообще не предусмотрены). Дополнены разделы по диапазону предельного напряжения электропитания и др. Кроме того, смысловые обозначения пиктограмм, которыми в соответствии с требованиями ЕСТР должны сопровождаться записи в тахограммах, дублируются надписями на русском языке. Эти дополнения дают возможность существенно повысить эксплуатационные показатели отечественных цифровых тахографов, а также их надежность.

Подключение к тахографу флэш-накопителя

Порядок замены тахографов

Замена электронно-механических тахографов цифровыми будет происходить постепенно, в течение нескольких лет, т. е. в течение какого-то времени одновременно будут использоваться приборы обоих типов. В случае окончания срока эксплуатации аналогового тахографа или выхода из строя он будет не ремонтироваться, а просто заменяться цифровым. Следует отметить, что до тех пор, пока правила об обязательной установке цифровых тахографов не вступят в силу на всей территории Европы, механические устройства останутся в обращении. Скорее всего, электронно-механические тахографы уйдут в небытие лишь к 2020 г.

Обязательное использование цифровых тахографов вводится в России с 2010 г., но согласно ЕСТР отечественные транспортные средства уже сегодня можно ими оснащать. В переходный период в соответствии с ЕСТР российские перевозчики обязаны ежесуточно делать распечатки на цифровом тахографе, при этом в распечатку вручную вписывают следующую информацию: фамилию, имя, отчество водителя, регистрационный номер водительского удостоверения и ставится подпись водителя. Почему надо так делать? Потому, что эта информация должна автоматически вводиться с чип-карты водителя, которой пока нет.

В случае приобретения нового автомобиля, оснащенного цифровым тахографом, следует учитывать некоторые аспекты. Необходимо потребовать от продавца, чтобы тахограф на автомобиле был активирован. При первых же поездках через страну, являющуюся членом Евросоюза, надо произвести калибровку тахографа в сертифицированной мастерской, поскольку данные прибора, в частности значения скорости, поступают в сеть CAN автомобиля, и если тахограф не откалиброван, эта информация может быть неверной, приборы будут работать некорректно. Это является обязательным требованием. Впоследствии регламентные работы по тахографу должны проводиться в сертифицированных сервисных мастерских не реже одного раза в 2 года.

В случае срыва сроков введения цифровых тахографов в нашей стране международные автомобильные перевозчики с 16 июня 2010 г. столкнутся с рядом проблем. Вступит в силу требование наличия у водителей пластиковых чип-карт, а Россия не сможет начать их выпуск без получения криптографических ключей, которые будут выдаваться только после признания готовности государства к внедрению цифровых тахографов. Обновление подвижного состава для международных автоперевозок станет невозможным, так как все вновь выпускаемые транспортные средства с этого момента станут оснащать цифровыми тахографами.

Также окажется невозможной и эксплуатация на международных перевозках не менее четверти подвижного состава, приобретенного в переходный период и оснащенного цифровыми тахографами. И самое главное – не получилось бы так, что к часу «икс» отечественные перевозчики окажутся «крайними» в данном вопросе, а наши чиновники только будут разводить руками, ссылаясь на различные причины, помешавшие им уложиться в срок.