Расход топлива – всё под контролем

С. Емельянов

Контроль расхода топлива – актуальная тема для всех владельцев коммерческого транспорта и спецтехники. Наш журнал неоднократно обращался к этой проблеме (см. «ОС» № 1, 4, 7, 9, 2004 г.), тем не менее важность этой темы не снизилась. Конечно, некоторые руководители автотранспортных предприятий сегодня могут с уверенностью сказать: «Нет, с этим у меня никаких проблем не существует», но таких – единицы.

Фото 1. ООО «Горнеруд» – производственный комплекс, производство и доставка бетона

Проблема расчета расхода топливно-смазочных материалов осложняется тем, что абсолютно четких норм расхода для разных транспортных средств и спецтехники не существует. Можно воспользоваться таблицами НИИ автомобильного транспорта, но их базовые нормы, нормы по тонно-километрам, поправочные коэффициенты дают весьма приблизительные величины – практика показывает, что разброс может быть в пределах ±10%. Производители автотранспорта избегают приводить даже усредненные данные по своим моделям.

Фактический расход определяют и загрузка автомобиля, и рельеф дороги, рисунок протектора, качество топлива, погодно-климатические условия, стиль и манера вождения водителя, техническое состояние транспортного средства и проч., а ведь такие данные крайне необходимы предприятию, планирующему свои расходы: неучтенные литры, помноженные на число транспортных средств и выполненные работы, выливаются в огромные суммы...

Фото 2. Прибор FMS

Проблемы существуют не только финансовые, но и моральные. Известно, что многие водители, даже при очень хорошей зарплате, совершают «левые» рейсы, либо техника простаивает на участках, либо топливо очень часто воруют, сливая из бака, продают топливные талоны либо приобретают поддельные чеки вместо положенной заправки на АЗС, а то и договариваются с оператором АЗС об «обналичке» денег с карточки без фактической заправки топлива в бак. Конфликтные ситуации с водителями проще предотвратить, чем потом расхлебывать последствия, вычитая из зарплаты стоимость топлива или увольняя водителей. Это в полной мере относится к моральной стороне взаимоотношений внутри треугольника работодатель – водитель – АЗС. Свести соблазн «левого навара» на топливе к минимуму гораздо проще, чем нести убытки, делать из водителя преступника, увольнять его и искать замену. В этом имели возможность убедиться те, кто уже использует «средства объективного контроля».

Фото 3. Tatra, a.s. – завод по производству большегрузных автомобилей высокой проходимости и одно из старейших автомобильных предприятий в мире (Koprivnice, Чехия). В 2005 году системой FMS производства ООО «Омникомм Технологии» оснащены 50 тягачей Tatra, закупленных по итогам последнего тендера компанией ОАО «Сургутнефтегаз»

В компании ООО «Горнеруд», осуществляющей перевозку бетона, установка системы контроля расхода топлива FMS (фото 1 и 2), разработанной российской фирмой ООО «Омникомм Технологии», позволила серьезно скорректировать нормы расхода топлива.

«Для четырехосной «Скании» при перевозке бетона норма расхода топлива на 100 км была 99 литров, – рассказывает В. Вислобоков, ООО «Горнеруд», – однако с помощью FMS мы выяснили, что наши машины фактически потребляют 75... 80 литров на 100 км при стандартной загрузке. Разница в 19...24 литра на каждые 100 км пробега – величина серьезная. Прибор окупается менее чем за месяц, а дальше – чистая экономия».

В компании ООО «Омникомм Технологии» отмечают, что в последнее время все больший интерес к их продукции проявляют не только автоперевозчики, но и строительные компании, горнодобывающие предприятия и карьеры. Расходомеры топлива устанавливают на самосвалы, экскаваторы, карьерную технику, погрузчики, дизельные электростанции, тепловозы, буровые установки, на любые типы транспортных средств и спецтехники. Российские и зарубежные компании – клиенты ООО «Омникомм Технологии» (см. фото 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9). А сравнительно невысокая стоимость прибора FMS, точность и надежность получаемой информации как раз и позволяют гораздо точнее планировать прибыль и расходы при осуществлении перевозок и работы техники.

Фото 4.

Технология использования системы контроля расхода топлива FMS весьма проста: на транспортное средство или спецтехнику устанавливается оборудование – «черный ящик» размером с пачку сигарет. При возвращении транспорта в парк водитель снимает прибор и сдает его диспетчеру. Либо диспетчер, либо другой сотрудник подходит к технике (например, к той, которая находится в карьере и не возвращается в парк) и снимает информацию с помощью специального устройства.

Затем диспетчер подключает прибор к компьютеру (фото 10), и через пару минут у него готов отчет о количестве заправок и сливов топлива с указанием даты, времени и объема заправки или слива, времени движения с графиком скорости, количестве отработанных машино-часов, выделение холостого хода в отдельный отчет, средний расход топлива на 100 км в движении, на холостом ходу и общий средний расход, включение-выключение двигателя, в общем – полный отчет о работе транспортного средства (фото 7).

Фото 5. Компания «Ирмос» (Московская обл.). Оснащение дизельной котельной системой контроля расхода топлива FMS

Помимо контроля расхода топлива, снимая показания прибора FMS, есть возможность проанализировать эффективность работы техники, увидеть, простаивала она или работала, просто был включен двигатель или машина двигалась, а также как именно она передвигалась. Все это облегчает контроль работы транспорта, дисциплинирует водителей и позволяет использовать ресурсы предприятия максимально эффективно.

Производитель оборудования

Системы контроля расхода топлива FMS ООО «Омникомм Технологии», г. Москва.

Тел.: (095) 788 9110, 788 9182, 771 1640

www.omnicomm.ru

E-mail: omnicomm@alo.ru