Рынок запасных частей к грузовым автомобилям

В. Салыгин

Для рынка запасных частей 2002 г. был весьма показательным. Прежде всего, стало очевидным, что, несмотря на относительную самостоятельность и консервативность, отечественный рынок достаточно чувствителен как к макроэкономическим показателям, так и к специфическим факторам, характеризующим автомобильный парк, грузоперевозки и в целом транспортный комплекс страны. Устойчивый спрос на запасные части к отечественным грузовым автомобилям, обусловленный в значительной мере необходимостью содержания устаревшего парка, вовсе не исключает достаточно быстрого насыщения рынка агрегатов, узлов и деталей к основным маркам машин.

Существующие мощности отечественных производителей способны не только обеспечить потребности ремонта и технического обслуживания, но и затоварить рынок запчастей. Об определенном насыщении рынка свидетельствует не только снижение объема продаж, но и замедление темпов роста цен на запчасти. Их годовой индекс в целом ниже индекса роста рыночных цен на грузовые автомобили и по подавляющему большинству позиций номенклатуры составил 1,06 – 1,09.

Сокращение продаж, а также замедление темпов производства автотранспортных средств, привело к заметному уменьшению выпуска компонентов автомобильной техники и запасных частей к ней. По итогам истекшего года заводы-изготовители, в частности, снизили выпуск двигателей. Так, их производство на ОАО «КАМАЗ-Дизель» сократилось почти на 15% по сравнению с прошлым годом, а на ярославском «Автодизеле» – на 3%. Резко уменьшился выпуск моторов Новоуральским ЗАО «УАМЗ» (как дизелей ЗИЛ-645, так и бензиновых ЗИЛ-508). Существенно снизил производство дизелей Тутаевский моторный завод (более 15%). Отечественный лидер по выпуску бензиновых двигателей к грузовикам «Заволжский моторный завод» сохранил темп предыдущего года за счет значительного увеличения доли ЗМЗ-406.

Производство радиаторов, гидравлики и топливной аппаратуры, по данным «АСМ-Холдинг», в целом осталось практически на прежнем уровне. Заметно сократилось (в физических объемах) производство подшипников (более чем на 15%), в то время как в денежном выражении оно сохранилось на прежнем уровне.

Ряд отечественных предприятий, стремясь полнее использовать складывающуюся конъюнктуру рынка запасных частей, наращивают выпуск изделий, пользующихся спросом. Так, «Ярославский завод топливной аппаратуры» по итогам 2002 г. вдвое увеличил производство топливных насосов высокого давления в запчасти. Бузулукский «БМЗ», сократив производство радиаторов для автомобилей, в 2,5 раза нарастил изготовление отопителей. Доля запасных частей выросла и в выпуске некоторых сборочных предприятий российского автопрома. Так, ОАО «КАМАЗ» в истекшем году реализовало запчастей на сумму более 4 млрд. руб., что составило немногим менее 20% от стоимости всей реализованной продукции и почти 30% от стоимости проданных грузовиков.

Что касается динамики рыночных цен на запасные части к грузовым автомобилям, то она сохранила тенденцию постепенного роста. Наиболее заметно рыночные цены подросли в весенний (апрель-май) и осенний (сентябрь-октябрь) периоды. Стабильностью отличались летние месяцы, когда рост цен не превышал 0,5 – 1,0%. За истекший 2002 г. наибольший прирост цен (9 – 15%) отмечен по запасным частям группы 10 (двигатель). Медленнее росли цены на изделия групп 11, 17 (система питания, КПП). Прирост цен по ним составил 6 – 8%. По большинству изделий других групп увеличение цен колебалось от 3 до 6%.

Имеющаяся статистика по продажам запчастей показывает, что повышенным спросом по-прежнему пользуются детали двигателя, системы питания, а также элементы электрооборудования.

В течение 2002 г. заметно изменились отдельные статьи эксплуатационных расходов на автомобили, используемые для грузоперевозок. В связи с ускоренным ростом цен на бензин и дизельное топливо (по данным Госкомстата на 24%) затраты на них заметно выросли (до 47%). Медленнее росли затраты на заработную плату водителей. Эксплуатационные расходы на техническое обслуживание и ремонт, включая стоимость запасных частей, увеличились в среднем на 15%. Однако их доля в общих расходах несколько уменьшилась, так как быстрее росли затраты на ГСМ и заработную плату.

Становление современной системы торговли запасными частями может включать, по опыту зарубежных стран, несколько этапов. Основными из них, на наш взгляд, являются:

– создание товаропроводящих сетей; которые могут быть прямыми (завод – потребитель), эшелонированными (завод – дистрибьютор – дилер – потребитель) и смешанными, когда эшелонированные поставки сочетаются с продажей заводом достаточно крупных партий непосредственно потребителю;

– организация централизованного управления запасами запчастей на складах разного уровня (в том числе заводских, региональных, дилерских);

– планирование предприятиями производства и сбыта запасных частей на основе анализа рынка и прогноза спроса.

Оценка нынешнего состояния отечественного рынка запасных частей к грузовым автомобилям, впрочем, как и к легковым, показывает, что он находится лишь на первом этапе, т.е. идет формирование достаточно устойчивых товаропроводящих сетей. При этом традиционную схему реализации запчастей «завод – автоцентр», где последний зачастую дочернее предприятие производителя автомобилей, все чаще дополняют активно развивающиеся в последние годы более сложные варианты: завод – региональный центр (дистрибьютор) – оптовый (розничный) торговец (дилер).

Автоцентры, созданные в большинстве своем еще в доперестроечные времена, как правило, осуществляют не только продажу автотехники и запчастей к ней, но и ее ремонт и обслуживание. У региональных центров может быть более полная номенклатура запасных частей (более 6 – 8 тыс. наименований). Их ассортимент может включать узлы, агрегаты и детали к разным маркам машин, а также аксессуары к ним. Если у автоцентров цены близки к заводским, то у региональных центров они могут быть и существенно ниже.

Качество продаваемых запчастей, несмотря на то, что число сертифицированных изделий заметно растет, пока сколько-нибудь заметно не улучшилось.

Переход к следующим этапам становления отечественного рынка запчастей и сервисного обслуживания предполагает планирование производства и сбыта, а также управление запасами. Он возможен только при наличии полной и достоверной статистики по производству и продажам, причем как автомобилей, так и запасных частей к ним. И если по автомобилям информация собирается и обрабатывается (хотя полнота и достоверность оставляют желать лучшего), то по запчастям систематизированная статистика фактически отсутствует.

Ориентировочную оценку спроса на запасные части и его дальнейшего изменения можно получить на основе анализа структуры парка грузовых автомобилей в стране в целом и отдельных регионах (крупных городах). В структуре отечественного автопарка традиционно преобладают грузовые автомобили Горьковского автозавода. Их доля к настоящему времени превышает 35% и сохраняет очевидную тенденцию дальнейшего роста. На втором месте – автомобили ЗИЛ (15,1%). Однако их число сокращается (за последние 3 года почти на 2%) из-за многочисленного списания устаревших машин, в том числе ЗИЛ-130. Видимо, в ближайшие годы сохранится тенденция роста доли малотоннажных автомобилей, в частности Ульяновского автозавода и «Ижмаш-Авто», на которые пока приходится соответственно 7,1 и 5,7%, а следовательно, и роста спроса на запчасти к ним.

Для достоверной и полной оценки спроса на запчасти к той или иной марке автомобиля в конкретном районе страны необходимо учитывать ряд факторов, в том числе надежность автомобиля, условия его эксплуатации (интенсивность использования, дорожно-климатические условия), периодичность и качество техобслуживания. Отсутствие таких данных затрудняет анализ спроса.

В целом динамика рыночных цен на запчасти к грузовым автомобилям пока отстает от уровня инфляции в стране. Это дает основания полагать, что в годовом исчислении рост цен не будет выше прошлогоднего и может составить в среднем 5 – 7%.