Новинки сельскохозяйственных тракторов западноевропейского рынка

А. Бирюков
 
Massey Ferguson 8690
 
 
Case IH cерии Steiger
Valtra T191 HiTech
Сlaas Xerion 3800 tracVC
JCB Fastrac 7230
Kubota M 128X
Claas Axion CMATIC

Тракторный рынок стран Западной Европы является наиболее насыщенным и разнообразным по числу типоразмеров тракторов сельхозназначения, предлагаемых на нем многими, в том числе ведущими западноевропейскими и североамериканскими фирмами. Их огромная номенклатура по состоянию на 2009 г. охватывает 816 моделей как стандартных с нормальной колеей, в том числе новых конструкций, так и специализированных узкогабаритных тракторов в диапазоне мощности от 10 до 612 л.с. (диагр. 1).

Количественное распределение моделей по компоновочным схемам стандартных с.-х. тракторов (далее – тракторов), предлагаемых на западноевропейском рынке, свидетельствует о том, что фирмы продолжают уделять наибольшее внимание развитию полноприводных тракторов классической компоновочной схемы 4К4а, которые в объеме всех выпускаемых тракторов, а также в объеме только новых моделей составляют соответственно 91 и 95,4% (табл. 1).

Тракторы классической компоновки только с задним ведущим мостом (схема 4К2) как не пользующиеся спросом покупателей на рынке практически не предлагают, за исключением моделей двух фирм, не являющихся ведущими: это Zetor и Belarus. В этой связи характерно, что одна из ведущих фирм Fendt, ранее многие годы выпускавшая также и тракторы этой схемы, с 2009 г., как и подавляющее большинство других фирм, тоже полностью прекратила их рыночные поставки.

Таблица 1. Количественное распределение тракторов по компоновочным схемам и мощностям
Компоновочная схема Диапазон мощности, л.с. Число тракторов, ед. Доля в общем объеме тракторов, %
в целом новых всего новых в целом новых
4К2
63…82
5
1
4К4а
33…340
52…340
438
144
91
95,4
4К4б
162…345
176…345
11
2
3
1,3
4К4б'
391…543
442…543
11
5
2
3,3
Гусеничная, в том числе с шарнирной рамой
296…577
14
3
Источник: журнал dlz, Traktoren, 2009.

Поставки на рынок колесных моделей других нетрадиционных компоновочных схем – интегральной (схема 4К4б) и с шарнирно-сочлененной рамой (схема 4К4б'), как и в прошлые годы, в 2009 г. остаются довольно ограниченными – соответственно только 3 и 2%. Тем не менее такие производители тракторов этих схем, как Claas и JCB (схема 4К4б), а также Case IH и Petersburger (Kirovets) (схема 4К4б'), сохранили их выпуск, освоив и в 2009 г. в качестве новых еще соответственно 2 и 5 моделей.

Гусеничные модели на рынке составляют всего 3% общего объема (диагр. 2).

Тракторостроение России и других стран СНГ представлено на западноевропейском рынке тремя моделями Петербургского (схемы 4К4б') и 16-ю моделями Минского (схем 4К2 и 4К4а) тракторных заводов.

Входящие в транснациональные корпорации AGCО, CNH и SDF и ведущие фирмы Fendt, Massey Ferguson, Case IH, New Holland, Same, Lamborghini, Deutz-Fahr, а также крупные самостоятельные фирмы, такие как John Deere и Claas, занимают на рынке лидирующие позиции (табл. 2).

В 2009 г. больше всего новых тракторов фирм дальнего зарубежья появилось в сегменте средней мощности от 60 до 280 л.с., в том числе 134 модели схемы 4К4а и 1 модель схемы 4К4б, тогда как в сегментах малой мощности до 60 л.с. и высокой (свыше 280 л.с.) новые модели представлены скромнее: соответственно 4 модели схемы 4К4а, 3 модели схемы 4К4а, 1 модель схемы 4К4б и 3 модели схемы 4К4б' (табл. 3).

Подавляющее большинство фирм поставляют на рынок новые тракторы в виде семейств или серий, включающих модели, мало различающиеся по массе, но существенно по мощности, причем основой каждой серии являются унифицированные агрегаты – двигатели, трансмиссии, передние и задние мосты, гидронавесные системы, кабины и др.

Для клиентов с точки зрения потребительских качеств наиболее интересны новые модели тракторов, сочетающие в себе улучшенные технические характеристики с комфортом и простой высокоэффективной системой управления, выполненные в максимальной комплектации и аккумулирующие наиболее совершенные на этот момент конструкторские решения высокого технического уровня, учитывающие запросы и нужды самых взыскательных покупателей.

К числу таких моделей можно отнести следующие новинки тракторной техники 2009 г., прошедшие суровые тесты в реальных эксплуатационных условиях.

Тракторы Massey Ferguson серии 8600 (схемы 4К4а) максимального мощностного диапазона, которые оборудованы усовершенствованной инновационной системой очистки отработавших газов SCR, принцип действия которой основан на реакции восстановления оксидов азота (NOx) аммиаком NH3, выделяющимся при разложении впрыскиваемой в выпускную трубу мочевины (присадки-реагента, получившей название AdBlue) под действием тепла отработавших газов, которые, смешиваясь с аммиаком, поступают в нейтрализатор, где под действием катализатора протекает реакция восстановления оксидов азота до азота (N2) и воды (Н2О). При этом присадка AdBlue разлагается. При такой системе очистки не требуются рециркуляция отработавших газов и другие меры, обычно повышающие расход топлива, в результате обеспечивается снижение содержания азота в газах приблизительно на 60%, сажи на 80% и диоксида углерода на 7%. Одновременно повышается топливная экономичность и оптимизируются рабочие характеристики двигателя. Новым для этих тракторов является применение двухдиапазонной бесступенчатой трансмиссии с электронным управлением.

Мощные тракторы Case IH серии Steiger (схемы 4К4б') последнего поколения, которые для работы в междурядьях пропашных культур оснащены системой AccuStar, автоматически поворачивающей независимо от задней переднюю полураму (до ±10°) за счет оборудования последней дополнительным шарнирным сочленением, находящимся перед кабиной.

Трактор Claas Xerion 3800 trac VC (схемы 4К4б) мощностью (345 л.с.), реализующий при такой высокой мощности концепцию оптимального распределении массы по осям для наилучшей тяги задних и передних колес без сдваивания шин, балластировки и повреждения при этом почвы. Одновременно улучшен обзор рабочих зон и обеспечивается длительная работа на реверсе за счет поворотной на 180° вместе с органами управления кабины. Для более полной автоматизации управления работой узлов, агрегатов и систем трактор оснащен терминалом Cebis. Высокая маневренность трактора обеспечивается за счет согласованного поворота всех четырех колес, а крепление его основных узлов осуществляется по модульному принципу на тракторной раме.

Трактор Valtra Т191 HiTech (схемы 4К4а), оснащенный регулируемым двигателем, который может работать в системе Ecopower со сниженными частотой вращения и расходом топлива, а также в режиме повышенной мощности на транспорте и при отборе мощности на ВОМ, оборудованный 4-диапазонной реверсивной трансмиссией с тремя автоматически переключаемыми под нагрузкой передачами в зависимости от частоты вращения или нагрузки и с автоматически подключаемым приводом переднего моста при начале движения, переключении диапазонов и включении реверса. Для длительной работы на реверсе панель с органами управления и сиденье водителя можно повернуть на 180°.

Тракторы JCB Fastrac серии 7000 (схемы 4К4а) новой для этой фирмы классической компоновки, полученной за счет некоторого смещения кабины назад и выполнения шин передних колес меньшими, чем задние. Примечательно, что раньше многие годы эта фирма выпускала только тракторы чисто интегральной компоновки.

Тракторы John Deere 7030 E Premium (схемы 4К4а), имеющие новую концепцию электрооборудования с размещенным между двигателем и трансмиссией генератором мощностью 20 кВт. Вырабатываемой электроэнергией напряжением 14 В автономно питаются не только бортовая сеть, но и реверсивный вентилятор системы охлаждения, компрессоры пневмосистемы тормозов и кондиционера, насос системы охлаждения, которые подключаются по мере необходимости и работают независимо от частоты вращения вала двигателя, а также некоторые агрегатируемые с тракторами орудия. При этом экономится до 5% топлива. При неподвижном тракторе этот генератор способен снабжать трехфазным током напряжением 230 или 400 В другие всевозможные электроприводы.

Тракторы Сlaas серии Axion CMATIC (4К4а), оснащенные двигателем с инновационным многоуровневым регулированием мощности, трехдиапазонной бесступенчатой трансмиссией, имеющей обычное и автоматическое управление нажатием на педаль акселератора, терминалом Cebis для автоматического оптимального для любых видов работ совместного управления двигателем, трансмиссией, рядом других узлов.

Тракторы Deutz-Fahr серии Agrotron M (схемы 4К4а), которые оборудованы реверсивной многоступенчатой трансмиссией с четырьмя переключаемыми под нагрузкой передачами, четырехскоростным экономичным ВОМ, задней гидронавесной системой с автоматизированным управлением, памятью с вызовом из нее и программированием значений необходимых эксплуатационных параметров.

Тракторы Lindner Geotrac серии 4 (схемы 4К4а), которые помимо оснащения системой Speed-Matching для автоматического подбора и включения под нагрузкой наиболее подходящих передач оборудованы подрессоренным передним мостом фирмы Carraro и эффективной упругой подвеской кабины. Подвеска может быть выполнена по заказу пневматической с задними амортизаторами и передними резиновыми опорами, заполненными специальной рабочей жидкостью.

Трактор Kubota М 128Х (схемы 4К4а), оборудованный 16-ступенчатой двухдиапазонной реверсивной синхронизированной трансмиссией с 8 переключаемыми под нагрузкой передачами, работающей в автоматическом режиме, особенностью привода переднего моста которого является переключаемая двухступенчатая передача Bisbeed, обеспечивающая ускоренное в 1,6 раза вращение передних колес при их повороте более чем на 35°, за счет чего диаметр поворота уменьшается с 11,35 до 9,3 м.

Таблица 2. Количественный и качественный состав моделей, поставляемых фирмами на рынок Западной Европы в 2009 г.
№ п/п Фирма Компоновочная схема
4К2 4К4а 4К4б 4К4б' гусеничная
Число моделей/ Диапазон мощности, л.с.
1
Case IH
35/ 66…335
4/ 391…543
4/ 391…543
2
John Deere
31/ 56…321
4/ 381…525
4/ 296…525
3
Massey Ferguson
36/ 81…340
4
New Holland
30/ 66…326
5
Challenger
6/ 305…577
6
Belarus
2/ 63…82
14/ 33…156
7
Claas
28/ 36…225
5/ 305…345
8
Deutz-Fahr
32/ 36…263
9
Fendt
28/ 66…331
10
Hurlimann
26/ 35…181
11
JCB
3/ 176…224
6/ 162…252
12
Lamborghini
33/ 36…251
13
Landini
22/ 71…243
14
Lindner
12/ 66…117
15
McCormick
26/ 71…195
16
Kirovets
3/ 495…517
17
Same
-
30/ 35…251
18
Steyr
16/ 59…196
19
Valtra
18/ 59…185
20
Zetor
3/ 63…82
11/ 63…123
21
Kubota
6/ 67…128
22
Limb.d.o.o.
1/ 89
 
Всего
5
438
11
11
14
Источник: журнал dlz, Traktoren, 2009.
Таблица 3. Новинки колесных тракторов фирм дальнего зарубежья
Компоновочная схема Фирма-производитель Серия (мощность, л.с.)
4К4а Малой мощности до 60 л.с.
Deutz-Fahr
Agrolux (52)
Hurlimann
Joker (52)
Lamborghini
Rekord (52)
Same
Tiger (52)
Средней мощности (свыше 60 до 280 л.с.)
Сase IH
Quantrum C (66…78), JX (70…94), CS Pro (86…102)
Claas
Axos (73…101), Axion MATIC (164…206)
Deutz-Fahr
Agroplus Stop&Go (71…90), Agrolux (67), Agrotron K400 (89…112), Agrotron K600 (112), Agrotron M (122…181), TTV 600 (157…203)
Fendt
820Vario Greentec (191)
Hurlimann
Joker (67), XS (71), XBmax (77), XM (112…181), XS Stop&Go (68…90)
JCB
Fastrac 7000(176…224)
John Deere
5415 (73), 7030 E Premium (165…180)
Lamborghini
RF Stop&Go (68…83), Rekord (67), RF 75 (71), R3evo 85GS (77), R6 (112…181), R6VRT (157…165)
Landini
Technofarm (82), Alpine (78), Powerfarm (75…93), Powermondial (73…111), Multipower (117…127), Powermaster (168…195)
Lindner
Geotrac (109…117)
Massey Ferguson
8600 (240…266)
Mc Cormick
CXL (71…78), MC (127), TTX (168…195), CX (78…93), CMax (83)
New Holland
T4000Deluxe (66…97), TD5000 (70…96), T5000 (77…107), T6000RC/ PC (116…156)
Same
Tiger (67), Dorado FStop&Go (68…90), Explorer Classic (90), Dorado F (71), Iron (112…204), Iron Continuo (157…165)
Steyr
Kompakt (66…78)
Valtra
T HiTech (185), T Classic (149…180)
Высокой мощности (свыше 280 л.с.)
Massey Ferguson
8600 (290…340)
4К4б Средней мощности
JCB
Fastrac (162)
Claas
Xerion 3300 TracVC (305), 3800 TracVC (345)
4К4б' Высокой мощности
Сase IH
Steiger (442…543)
Источник: журнал dlz, Traktoren, 2009.

Все применяемые на новых моделях тракторов двигатели, являясь малотоксичными, имея высокую приспособляемость к переменным режимам работы, турбонаддув с промежуточным охлаждением после компрессора, оснащены, как правило, еще и системой впрыска Common Rail, электронным управлением, реверсивным вентилятором, внешней рециркуляцией отработавших газов и в основном соответствуют по уровню выбросов вредных веществ требованиям стандарта Tier III, при этом интервалы замены в них масла увеличены до 400…500 моточасов. Двигатели некоторых тракторов (Case IH Steiger, Deutz-Fahr Agrotron и др.) могут работать на биодизельных смесях при условии следования предписаниям фирм.

На ходу новые тракторы легки и просты в управлении, чутко реагируют на воздействие педалей, кнопок и рычагов.

Их многодисковые «мокрого» типа муфты сцепления отличаются высокой надежностью. Бесступенчатые трансмиссии (тракторы Claas, John Deere, Massey Ferguson средней и высокой мощности и др.) либо многоступенчатые с полным переключением передач под нагрузкой (тракторы John Deere, Case IH и др. высокой мощности), или преимущественно реверсивные с частичным переключением (тракторы Deutz-Fahr, JCB, Valtra, Lindner, Kubota средней мощности и др.), в том числе трансмиссии без использования сцепления (JCB) с автоматическим плавным переключением скоростей, имеют электронное автоматическое управление, обеспечивая максимальную скорость 40 или 50 км/ч. Тракторы Claas оборудованы темпоматом, обеспечивающим их длительную работу в режиме низких скоростей независимо от изменения нагрузки.

Штатно или по заказу эти тракторы (кроме John Deere) можно оборудовать ходоуменьшителями, электрогидравлическим включением реверса, механизмов привода и блокировки дифференциалов передних мостов. Их задние ВОМ независимые, преимущественно двух- или трехскоростные (Claas, John Deere и др.) либо четырехскоростные (Deutz-Fahr, Lindner) с электрогидравлическим включением, причем большинство из них имеют экономичную частоту вращения. Эти модели по заказу оснащают и передними односкоростными ВОМ, при этом на тракторах JCB такие ВОМ выполнены двухскоростными и установлены штатно сзади и по заказу спереди. На тракторах высокой мощности Case IH задние ВОМ устанавливают по заказу.

Все новые модели благодаря оснащению многодисковыми тормозами всех четырех колес с гидроуправлением либо «мокрыми», как на тракторах JCB, либо «сухими» отличаются высокой безопасностью на транспортных работах при максимальной скорости до 50 или даже 70 км/ч (JCB), причем тракторы JCB оборудованы еще и АБС всех колес, которая обеспечивает возможность проворачивания посредством автоматики только колес, склонных к блокированию. Для эффективного использования как на шоссейных дорогах, так и на сельхозработах тракторы JCB могут комплектовать еще и новыми высокоскоростными шинами GoodYear Optitrac R с оригинальным составом резиновой смеси, усовершенствованным рисунком протектора и усиленной конструкцией боковин. Поворот передних колес на большие углы у этих тракторов обеспечивается за счет измененной суженной конструкции рамы их шасси. Бо'льшая часть новых моделей штатно оборудуется и пневмоприводом тормозов прицепов.

Передние ведущие мосты тракторов компоновочной схемы 4К4а в основном по заказу выполнены подрессоренными с гидропневматической подвеской, что не мешает машинам хорошо держать курсовую устойчивость и быть высокоманевренными. Особенностью тракторов JCB является то, что их не только передние мосты, но и задние оснащают гидропневматической подвеской с автоматическим гашением тряски и выравниванием по сигналам электронных датчиков, поддерживающей заданную высоту рамы над землей (клиренс) независимо от нагрузки, в том числе при подъеме-опускании орудий. Благодаря этому у тракторов JCB отличная управляемость на неровном рельефе при высоких скоростях движения. Для уменьшения радиуса поворота грязезащитные крылья тракторов Deutz-Fahr и Lindner выполнены поворотными одновременно с передними управляемыми колесами.

Более совершенными стали задние гидронавесные системы новых тракторов: они оснащены многочисленными вариантами сцепных устройств, встроенным электрогидравлическим микропроцессорным управлением для регулирования хода рабочих органов по глубине обработки почвы, а также производительности гидронасосов, режимов буксования колес и других функций. Их грузоподъемность, как правило, близка к массе тракторов и составляет при максимальном давлении 20 МПа от 9000 до 12 000 кг. Грузоподъемность передних навесных систем, которыми новые тракторы, как правило, оборудуют по заказу, доведена до 3400…5400 кг, причем на моделях Claas Axion Matic последняя система выполнена штатно и встроена в их конструкцию уже на заводе. Для уменьшения эффекта «качания» рычагов задних гидронавесных систем при транспортных переездах новые тракторы обычно снабжены гасителями колебаний.

Благодаря улучшенному дизайну, эргономичному размещению органов управления, эффективной подвеске (по заказу на моделях 4К4а), хорошей шумоизоляции, большой площади остекления в кабинах новых моделей тракторов обеспечены высокий комфорт, круговой обзор фронта работ, а также тишина: уровень шума не превышает 70…74 дБ (А). Не только сами кабины (у тракторов, например, Claas Axion их эффективная подвеска выполнена в четырех точках спереди и сзади), но и сиденья водителей снабжены более совершенными подвесками (штатно или по заказу). Кабины оснащены кондиционерами, а тракторы JСВ еще и автоматической установкой климат-контроля. Все тракторы, как правило, имеют также узкие передние панели, не закрывающие обзор, регулируемые подлокотники с вмонтированными в них органами управления, эргономичные многофункциональные автоматизированные пульты управления агрегатами и системами.

Применяемые на новых моделях тракторов и становящиеся все более интеллектуальными электронные средства автоматизации контролируют, управляют и регистрируют практически все функции и эксплуатационные параметры (производительность, буксование, обработанную площадь и многое другое) посредством всевозможных электронных датчиков, мониторов, джойстиков и т. д. и могут сохранять регулируемые параметры в памяти для повторного использования. Например, благодаря широкому внедрению систем разворотной полосы, ISO BUS, а также GPS стало возможным программировать и сокращать число повторяющихся рутинных операций при разворотах трактора в конце полосы, обмениваться данными между узлами тракторов и агрегатируемыми машинами посредством единого кабеля, осуществлять автоматическое вождение по заданным оптимальным траекториям с использованием спутниковой навигации.

Новые тракторы отличаются простым обслуживанием, облегченным доступом к оптимально расположенным обслуживаемым узлам и агрегатам, оснащены системой мониторинга с выводом на дисплей кодов неисправностей, данных о техническом состоянии и необходимых контрольных параметров, в том числе времени следующего ТО.

В связи с оснащением новых моделей тракторов всеми указанными узлами и системами самого высокого технического уровня их цена довольно высокая, но они стоят таких денег.