Бережно хранить память о достижениях

В Музее ГОН представили первый советский междугородный автобус, опередивший время

15 февраля на ВДНХ в Музее Гаража особого назначения ФСО России состоялась презентация для представителей прессы единственного в России отреставрированного междугородного автобуса ЗИС(ЗИЛ)-127. Мероприятие было приурочено к 70-летию выпуска первого советского междугородного автобуса производства автозавода им. Сталина и открытию эры междугородного автобусного сообщения в России.

О проекте создания ЗИС(ЗИЛ)-127

О том, как создавался первый советский междугородный автобус ЗИС(ЗИЛ)-127, собравшимся журналистам рассказал Кирилл Валентинович Молодцов, инициатор создания Музея ЗИЛ в Сокольниках.

Слева направо: К. Молодцов, В. Чуркин

Работа по созданию междугородного автобуса, ничем не уступающего лучшим мировым образцам, велась на ЗИСе (так тогда назывался ЗИЛ) с начала 1950-х годов. Первые (предсерийные) образцы автобуса ЗИС(ЗИЛ)-127 были собраны в 1955 г. В те времена дороги в стране, еще недавно пережившей страшную войну, были не в лучшем состоянии, многие были просто грунтовыми. По­этому создание комфортабельного лайнера мирового класса для нашей автомобильной промышленности стало большим шагом вперед, по значению сравнимым с запуском в космос первого спутника!

Несмотря на то, что у автобуса были прототипы, на которые ориентировались конструкторы, ЗИС(ЗИЛ)-127 является совершенно оригинальным. Первый советский междугородный автобус, во многом опередивший свое время, предоставлял пассажирам 32 места с индивидуальными источниками света. Эта модель автобуса, воплотившая все достижения советской автомобильной промышленности на тот момент, ознаменовала открытие эры междугородного пассажирского автобусного сообщения в стране!

В комфортабельном салоне, оборудованном эффективными системами отопления и вентиляции, были установлены мягкие кресла самолетного типа, предусмотрены сетчатые полки для ручной клади, а под полом располагались три боковых багажных отсека. Окна с небьющимися стеклами имели форточки и шторки.

Компоновка была заднемоторной (с дизельным двигателем ЯАЗ-206Д объемом 7 л и мощностью 180 л.с.), имелись тормозная система с независимыми контурами для передней и задней осей и гидроусилитель руля.

Машина выделялась рифлеными боковыми панелями из алюминия. Внушительными были и габариты автобуса: длина более 10 м, ширина 2,68 м, а высота превышала 3 м. Это был настоящий лайнер автомобильных дорог огромной страны.

Всего за 6 лет (с 1955 по 1961 гг.) заводом было выпущено 851 ед. этих автобусов (не считая предсерийных образцов). Они поступали на пассажирские автопредприятия Москвы, Ленинграда, городов юга СССР, прибалтийских республик.

Прекратили выпуск ЗИС(ЗИЛ)-127 по двум основным причинам: СССР присоединился к Международной конвенции по дорожному движению, по которой ширина транспортных средств не должна превышать 2550 мм (а габаритная ширина ЗИС(ЗИЛ)-127 составляет 2680 мм). Вторая причина – СССР начал закупать венгерские автобусы Ikarus, поскольку все тогдашние социалистические страны стремились построить общий рынок и распределить производство продукции по разным странам. Междугородные автобусы, в частности, должна была производить Венгрия.

Команда реставраторов. Крайние слева: В. Чуркин и К. Молодцов

Восстановление автобуса ЗИС(ЗИЛ)-127

О том, как шло восстановление исторического автобуса, рассказал Владимир Васильевич Чуркин, в прошлом начальник Механосборочного цеха № 6 завода ЗИЛ, а ныне руководитель команды реставраторов автомобильной техники «МакАУРУС», обладающей всеми технологиями и компетенциями легендарного МСЦ № 6.

Заметим, что в настоящее время «МакАУРУС» – это единственная в мире реставрационная мастерская, позволяющая в полном объеме восстанавливать и обслуживать коллекционные автомобили марки ЗИС/ЗИЛ.

Презентуемый экземпляр сошел с конвейера в 1956 году и эксплуатировался на юге СССР (в Ростове-на-Дону), а затем был доставлен на завод ЗИЛ, где долгое время стоял «на задворках» Механосборочного цеха № 6. Коллектив реставраторов приступил к работе в 2018 году. Начиналась работа на территории Механосборочного цеха № 6 специалистами данного цеха и Экспериментального цеха. На разных этапах в работе принимали участие от 3 до15 человек в зависимости от объема и содержания работ.

Автобус был полностью разобран «до последнего винтика» и затем собран из восстановленных и изготовленных заново деталей с максимальным приближением к оригинальной конструкции. За пять лет непрерывной кропотливой работы командой специалистов автобус был восстановлен – именно восстановлен, а не отреставрирован, потому что реставрация – это ремонт и приведение в работоспособное состояние оригинальных деталей, а в данном случае много компонентов автобуса пришлось заменить на аналогичные: многие панели алюминиевого кузова коррозия привела в полную негодность, в один борт, как рассказали реставраторы, была приварена рифленая панель от вагона электрички. Двигатель также не аутентичный, но той же модели – ЯАЗ-206Д, капитально отремонтированный с использованием подлинных поршней, вкладышей и т.д. от двигателей этой модели. Рессоры взяли от Львовского автобуса, но абсолютно аналогичные, номер детали у них тот же, что и у восстановленного ЗИС(ЗИЛ)-127.

Интерьер полностью переработан. Кстати, сиденья в салоне автобуса были полностью аналогичны креслам первого в мире сверхзвукового пассажирского лайнера ТУ-104, который появился в те же годы и, кстати, тоже был алюминиевым. Стекла изготовлены заново одной компанией из Подмосковья, для этого пришлось изготовить специальную технологическую оснастку.

Справедливости ради необходимо заметить, что осталось много и «родных» узлов и агрегатов: коробка передач, задний мост с редуктором и др.

Владимир Чуркин: «Автобус нам достался в абсолютно разрушенном, жалком состоянии. Коррозия не пощадила ничего: совершенно вышли из строя все несущие конструкции и почти все панели, от изначального автобуса сохранились лишь панели крыши и два бампера. Таким образом, практически все элементы конструкции алюминиевого кузова пришлось либо изготавливать заново, либо очень серьезно восстанавливать.

Почти все панели кузова новые, но полностью аналогичны оригинальным. Одной организации на станке с ЧПУ удалось полностью повторить профиль оригинальных панелей. Полностью капитально отремонтирован двигатель: удалось найти оригинальные поршни, шатуны, гильзы, вкладыши, сцепление. Коробку передач отремонтировали».

Теперь автобус полностью на ходу. Как пошутил В. Чуркин: «Осталось только госномера получить».

По словам реставраторов, изначально данный автобус был красно-белым, но при окончательном восстановлении было принято решение окрасить его в белый и синий цвета.

 

Из всех выпущенных автобусов ЗИС(ЗИЛ)-127 к сегодняшнему дню сохранилось всего четыре. До последнего времени единственный отреставрированный экземпляр находился за пределами России. И вот наконец в нашей стране появился полностью восстановленный музейный экспонат. Это исключительно важно. Мы должны помнить о всех достижениях страны и рассказывать о них будущим поколениям, чтобы молодежь могла гордиться своей Родиной вопреки наветам всяческих зарубежных «голосов».