Холодный пуск двигателей тяжелой техники от внешнего источника

Что рекомендуют опытные профессионалы

  С. Лобанов
Зимой иногда бывает сложно завести дизельные двигатели тяжелых грузовиков или строительных машин. В этой статье мы приводим советы умудренных опытом специалистов, как быстрее и безопаснее для техники завести тяжелый дизель от внешнего источника энергии.

Какие бывают устройства для пуска

Зарядное устройство, как следует из названия, заряжает разряженный аккумулятор машины. Понятно, что для оперативного пуска двигателя такие приборы не годятся, если только у устройства нет режима «поддержания заряда» – на этом режиме зарядное устройство работает всю морозную ночь, и утром свежий и заряженный аккумулятор бодро заведет силовой агрегат. Условием использования зарядного устройства является наличие электрической сети достаточной мощности.

Пусковое устройство – это, как правило, пакет из нескольких аккумуляторных батарей на колесной тележке. Устройство подключается к автомобилю и способно быстро запустить его двигатель благодаря высокому импульсному току и емкости. Конечно, следует регулярно подзаряжать аккумуляторы пускового устройства.

Пускозарядные устройства – универсальные приборы, функции которых понятны из названия.

И наконец, часто технику заводят способом «прикуривания» от другой машины.

Убедитесь, что прибор для пуска соответствует потребностям

Прежде всего у вас должно быть подходящее оборудование для холодного пуска дизеля. Рынок предлагает пусковое оборудование самых разных типов и характеристик, которые предназначены для выполнения различных функций. Но вам нужно пусковое устройство, которое могло бы завести холодный двигатель автомобиля (или строительной машины) именно в то время, когда вам это нужно.

Поэтому следует убедиться, что у вас имеется именно такое пусковое устройство, которое пригодно для пуска двигателя именно вашей конкретной техники. Это вдвойне важно, если речь идет о пуске дизельного двигателя тяжелого грузовика или строительной машины. Номинальное напряжение устройства для пуска должно соответствовать напряжению в электрооборудовании машины (12 или 24 В). Рекомендуемая величина пускового тока – более 1000 А.

Кстати, по той же причине сервисные подразделения многих компаний выбирают мощные универсальные устройства для пуска.

Учтите: чтобы правильно подобрать характеристики пускового устройства, следует рассмотреть множество факторов, а именно: типы машин, двигатели, которые вам придется пускать, количество пусков, которые вам необходимо выполнить в течение дня, количество аккумуляторных батарей в типичной машине, которую нужно заводить, и наиболее низкие температуры воздуха, которые бывают в вашем регионе.

Заботьтесь об устройстве для пуска

Образно говоря: заботьтесь о своем пусковом устройстве, и оно ответит вам тем же. Если ваш «прикуриватель» на аккумуляторных батареях, следите, чтобы батареи всегда были полностью заряжены, особенно в сильные морозы, которые сильно уменьшают емкость аккумуляторов. Кроме того, если вы сможете в зимние месяцы хранить аккумуляторы пускового устройства в помещении при температуре выше 10 °С, оно будет работать лучше.

Используйте цифровой тестер аккумуляторов и электрооборудования

Кроме того, рекомендуется использовать цифровой тестер (хорошего качества от надежного бренда!) для аккумуляторов и электрооборудования. Тестер поможет вам выявить причину затруднений при пуске двигателя: это аккумулятор/ батареи, стартер или генератор с системой зарядки? Кроме того, цифровые тестеры могут диагностировать аккумуляторные батареи всех типов, от традиционных свинцово-кислотных аккумуляторов до новых типов AGM (с абсорбирующими стеклянными матами) и гелевых элементов питания.

Подготовка непосредственно к пуску двигателя

Уровень электролита в аккумуляторе автомобиля

Если аккумулятор автомобиля относится к обычному свинцово-кислотному типу, убедитесь, что уровень электролита в нем надлежащий, указанный в инструкции производителя. Если уровень электролита низкий, добавьте дистиллированную воду в соответствии с рекомендациями производителя. Никогда не заполняйте банки аккумулятора выше рекомендованного уровня, это может привести к выплескиванию и разливу электролита, что, в свою очередь, приведет к другим серьезным проблемам.

Если замерз электролит

Чем больше разряжается кислотный аккумулятор, тем больше содержание воды в его электролите. Если воды очень много, а температура воздуха ниже –10 °С, электролит может замерзнуть. Поэтому перед пуском двигателя замерзшую аккумуляторную батарею нужно занести в теплое помещение и дать время оттаять. Никогда не пытайтесь запускать разряженный аккумулятор с замерзшим электролитом!

Запуск двигателя от внешнего источника

Состояние соединительных проводов, соединений с выводами батареи

Пуск двигателя от внешнего источника следует выполнять только при установленной на машине и подключенной штатной аккумуляторной батарее (батареях). Используйте защищенные от перекручивания специальные пусковые соединительные провода малого сопротивления (желательно медные, площадь поперечного сечения не менее 35 мм2) с изолированными полюсными зажимами. Длина проводов – не более 3–5 м. Провода должны быть надежно подсоединены к выводам батареи и массе, так как, если при пуске двигателя провод отсоединится, может произойти короткое замыкание с серьезными последствиями для электрооборудования машины. Обычно на соединительных проводах наносится маркировка максимального пускового тока.

Тяжелая техника с дизельными двигателями может быть оснащена одной АКБ увеличенной емкости или двумя обычными аккумуляторными батареями (возможно и больше). На машинах с несколькими аккумуляторными батареями состояние и проводимость проводов, соединяющих батареи, особенно важны. Убедитесь, что все провода, соединяющие аккумуляторы, крепко и надежно прикручены к выводам батарей. Визуально проверьте, нет ли на соединительных проводах признаков перетирания и других повреждений. Например, потемнение провода в месте со­единения с батареей часто может быть результатом отложения нагара, что приведет к ухудшению проводимости (падению напряжения) в этом соединении и снижению величины пускового тока.

Как правило, на машине с двумя АКБ проводка на одной батарее оказывается более толстой, чем на другой. Если на машине установлены две АКБ, подсоедините провода для запуска двигателя от внешнего источника к АКБ с более толстой проводкой. Если же на машине с двумя АКБ соединительные провода имеют одинаковую толщину, для запуска провода от внешнего источника можно подсоединить к любой из двух АКБ.

На автомобилях с несколькими аккумуляторными батареями всегда подключайтесь к батарее, ближайшей к стартеру. Это гарантирует, что максимальная доступная мощность устройства для пуска будет поступать на стартер, а не рассеиваться в батареях, составляющих блок.

Надежное заземление

Надежное заземление пускового прибора на автомобиле (или строительной машине) имеет большое значение. Абсолютно необходимо, чтобы электрическая цепь была замкнутой – только так можно будет пустить двигатель. Следует «заземлиться» за крупную неокрашенную металлическую деталь шасси автомобиля или за блок цилиндров в точке, удаленной от аккумулятора автомобиля, а также от приводных ремней и других подвижных частей двигателя. Ни в коем случае нельзя подсоединять заземление к карбюратору (если двигатель старого карбюраторного типа), металлическим топливопроводам и к панелям кузова.

Перед тем как начать пуск двигателя

Перед тем как заводить автомобиль, снимите с себя металлические украшения, особенно цепочки, браслеты и кольца на запястьях, кистях и пальцах. Если украшение окажется рядом с клеммой аккумулятора, вы можете получить удар электрическим током. Также настоятельно рекомендуется надеть очки для защиты глаз. Иногда при пуске двигателя разряженный аккумулятор может взорваться и травмировать ваши глаза.

Убедитесь, что стояночный тормоз на машине включен, а рычаг переключения передач находится в нейтральном положении. Приборы освещения и другое электрическое оборудование на машине должны быть выключены. Специалисты рекомендуют включить вентилятор отопителя на машине, чтобы защитить его электрическую систему от бросков напряжения.

Коррозия на клеммах аккумулятора

Свечи накаливания

На тяжелых машинах и автомобилях для междугородных перевозок сначала включите на несколько минут свечи накаливания: правильно подключите устройство для пуска и поверните ключ в замке зажигания в положение «питание» (ACC), при этом включатся свечи накаливания. Подержите в таком положении 20–40 секунд. Затем поверните ключ в положение «выключено» (OFF) и дайте пусковому устройству восстановиться в течение 2–3 минут. Затем попытайтесь запустить автомобиль при помощи устройства для пуска. Выполнив эти операции, вы значительно увеличите шансы успешно запустить двигатель.

Завершающий этап

Если пусковой ток внешнего источника меньше 1000 А, следует подождать перед пуском 10–15 минут, чтобы немного зарядились штатные аккумуляторные батареи. Когда двигатель заведется, дайте поработать несколько минут или дольше на оборотах выше холостого хода. Отсоединять провода от внешнего источника энергии нужно в такой последовательности: сначала отрицательный, а потом положительный провод.