Приборная панель бульдозеров завода «ДСТ-УРАЛ»
Сейчас приборная панель машин «ДСТ-УРАЛ» находится на третьем этапе своей эволюции, но для начала давайте познакомимся с ее «предками».
Самая старшая версия приборной панели устанавливается на все машины первого поколения. В ее состав входят модуль скорости и ошибок МСО-1 и модуль индикации МИ-2. Это самый простой блок в линейке, он позволяет отображать состояние до 16 датчиков в системе. Пришел на замену морально устаревшим блокам на основе ламп накаливания. Работает с основными типами датчиков: НЗ (нормально замкнутый), НР (нормально разомкнутый), вход напряжения. Имеет встроенную систему диагностики, которая позволяет при включении определить исправность всех индикаторов. Применение современных светодиодов позволяет достичь высокой степени информативности как в темное время суток, так и в яркий солнечный день.
При возникновении ошибки на индикаторе загорается ее номер. Если ошибка может привести к серьезным последствиям, то загорается светодиод рядом с условно-графическим отбражением ошибки. Отличается простотой и надежностью.
Средняя по «возрасту» модель приборной панели устанавливается на бульдозеры второго поколения. Состоит из МСО-01 и МИ-3.
МИ-3 – это развитие блока МИ-2 в сторону цифровой машины. Основа – CAN-шина. Применение шины позволило сократить количество подводимых проводов к блоку с 18 до 4 (2 провода питания, 2 провода CAN-шины). Появилась возможность необходимые индикаторы продублировать звуковой сигнализацией.
Кроме этого модуль имеет выходы для подключения стандартных распространенных отечественных стрелочных указателей (давления, температуры, счетчик моточасов, вольтметр), что позволяет с минимальными затратами перевести весь щиток приборов на CAN-шину. Благодаря этому решению конструкторский отдел завода имеет возможность модернизировать технику сторонних предприятий, не обладающих данными технологиями, внедрять современную CAN-шину и контроллер управления без изменения щитка приборов и органов управления.
Самая современная приборная панель, оснащенная резистивным тач-скрином и цветным 7- или 10-дюймовым дисплеем. Процессор iMX6 Solo обеспечивает комфортное отображение параметров машины в динамике. Экран обладает собственной системой подогрева, что позволяет ему быстро начинать работу даже при очень низкой температуре воздуха в кабине.
Соединение со всей системой бульдозера по CAN-шине позволяет отображать любые параметры, которые анализирует контроллер бульдозера.
По запросу потребителя дополнительно есть возможность подключить до двух видеокамер для вывода изображений на дисплей.
Дисплей работает под операционной системой Linux, благодаря программной гибкости и цифровой шине данная система позволяет в минимальные сроки вводить новые полезные функции и отображать весь набор параметров машины без изменения проводки. Как следствие экономятся ресурсы инженерно-конструкторского штата, интеграция новых параметров по требованию заказчика не превышает стандартного срока производства машины. По мере разработки новых функций и интерфейсов программистами завода пользователь машины может обновлять прошивку дисплея и бесплатно расширять функционал машины, систему диагностики и управления.
На данный момент дисплей содержит в себе 4 экрана.
На главном экране отображены тахометр, температура масла в трансмиссии, давление масла в двигателе, температура охлаждающей жидкости и уровень топлива, напряжение бортовой сети, выбранное навесное оборудование и номер передачи.
В верхней строке отображено: состояние CAN-шины (зеленый кружок – исправна, красный – нет), текущая дата и время, наработка моточасов, бортовое напряжение, номер передачи и выбранное навесное оборудование: отвал, плавающий режим или рыхлитель, а также температура наружного воздуха.
В случае необходимости по бокам появляются красные значки неисправности систем гидравлики или дизеля, а также индикатор нажатой кнопки безопасности, индикатор стояночного тормоза и индикатор работы фандрайва.
Экран трансмиссии представляет собой набор цифровых табло и стрелочных указателей, которые отображают основные контролируемые параметры гидростатической трансмиссии.
На экране отображены температура масла трансмиссии, давление в левом и правом бортах, давление растормаживания фрикционов бортовых редукторов, а также тахометр.
Экран «ошибки контроллера ГСТ» – это список ошибок, которые возникли в процессе работы. На изображении показан пример отображения ошибок. При корректной работе машины ошибки отсутствуют.
Четвертый – информационный экран предназначен для отображения сервисной информации: наработка, время до технического обслуживания, серийный номер машины и версия прошивки контроллера.
В дальнейшем, по мере серийного перехода к сенсорной приборной панели с новым графическим интерфейсом, появится окно диагностики бульдозера и настройки параметров машины, что значительно снизит затраты на диагностику и сервисное обслуживание. Исчезает необходимость во множестве физических кнопок, что позволяет внедрять новые удобные параметры регулирования: регулировка скорости любого «дворника» кабины, настройка куда и сколько брызгать воды, включение любой из фар по отдельности со своей настройкой яркости, настройки управления и экосистемы, уровни задержки реакции джойстика, отклика педали и ДВС, настройки систем безопасности, различные таймеры.
Из крупных нововведений можно отметить, что в 2020 г. в одной из следующих версий прошивки появится дополнительный экран для отображения положения отвала относительно рамы бульдозера. В этом же экране можно будет ввести значение углов отвала для установки его в необходимое положение в автоматическом режиме по углу резания и высоте. Положение отвала устанавливается либо относительно рамы, либо относительно горизонта и поддерживается до тех пор, пока система не будет отключена. Данная опция – система управления отвалом – позволяет потребителю получить расширенные возможности работы с бульдозером за счет установки двух инерциальных датчиков (на раме и отвале). В итоге потребитель получает базовый функционал системы нивелирования, а стоимость машины не изменяется, так как данная система входит в базовую комплектацию в отличие от ближайших конкурентов, которые устанавливают подобные импортные системы за огромные деньги.
В целом потенциал электронного дисплея и CAN-управления всеми операциями машины безграничен. На начальных этапах это облегчение работы машиниста, часть функций человека будет брать на себя машина. Облегчаются управление и сервис, растет удобство и дружелюбность системы. Конечная цель – дистанционное управление и беспилотные технологии.