Новый импульс

Строительство Амурского газоперерабатывающего завода «Газпрома»

На Дальнем Востоке рядом с городом Свободный Амурской области строится крупнейшее в России и второе предприятие в мире по объему переработки природного газа – Амурский газоперерабатывающий завод (ГПЗ) «Газпрома». Амурский ГПЗ – важное звено технологической цепочки поставки природного газа в Китай по «восточному» маршруту. На завод по газопроводу «Сила Сибири» будет поступать многокомпонентный газ Якутского и Иркутского центров газодобычи, которые «Газпром» создает в рамках Восточной газовой программы. Проектная мощность предприятия составит 42 млрд м3 газа в год.

В состав завода также войдет крупнейшее в мире производство гелия – до 60 млн м3 в год. Инвестором и заказчиком проекта строительства Амурского ГПЗ является ООО «Газпром переработка Благовещенск» (входит в Группу «Газпром»). Управление проектом осуществляет НИПИГАЗ – ведущий российский центр по управлению проектированием, поставками, логистикой и строительством (входит в Группу «СИБУР»).

Амурский ГПЗ необходим для выделения ценных компонентов из поступающего на завод сырьевого газа. Конечной продукцией будут товарный газ, этановая фракция, сжиженные углеводородные газы, гелий. Очищенный метан (товарный газ) будет экспортироваться в Китай. Гелий широко используется в авиации и судостроении, космонавтике, ядерной и лазерной технике, а также в медицине и научных исследованиях. Пропан, бутан и пентан-гексановая фракция используются в качестве сырья для химической промышленности, а также для производства топлива. Выделенный этан будет служить сырьем для газохимического комплекса (ГХК), инвестиционное решение о строительстве которого прорабатывает СИБУР. Возведение ГХК планируется в нескольких километрах от АГПЗ.

Главная особенность проекта – его масштаб. Площадь основной территории стройки составляет 853 га. В ходе строительства предстоит залить более 430 тыс. м3 бетона и смонтировать более 170 тыс. т металлоконструкций, что сопоставимо со строительством 170 монолитных многоэтажных домов и 23 Эйфелевых башен. Другая особенность – полное отсутствие инфраструктуры на старте проекта. Работы начинались с нуля, на необустроенной территории среди дальневосточных сопок. И если в начале строительства перепады высоты в районе строительной площадки составляли 60 м, то сегодня – не более 15 см. Были проведены колоссальные земляные работы. Также с нуля пришлось создавать необходимые условия для того, чтобы начать стройку – еще в 2016 г. площадка не была обеспечена электричеством и водой.

Сегодня стройка развернута полностью. Параллельно с ведением строительно-монтажных работ на площадке, на заводах идет изготовление различных аппаратов и насосно-компрессорного оборудования, трубопроводов и запорно-регулирующей арматуры, автоматизированных систем управления и систем связи. До пуска АГПЗ осталось 2 года. Пик строительных работ придется на 2019–2020 гг., когда на строительную площадку будут мобилизованы более 25 тыс. человек.

К концу 2020 г. должны быть завершены строительно-монтажные работы по всем объектам общезаводского хозяйства, первым двум технологическим линиям переработки природного газа (каждая мощностью 7 млрд м3 газа в год, всего 6 технологических линий), а также по первой установке очистки и сжижения гелия мощностью 20 млн м3 в год. В апреле 2021 г. первый пусковой комплекс Амурского ГПЗ будет введен в эксплуатацию. В конце 2021 г. запустится второй. Далее каждый год в декабре будет вводиться в строй очередная технологическая линия.  В конце 2024 г. будут введены в эксплуатацию шесть линий по переработке газа и три установки тонкой очистки и сжижения гелия. В результате в январе 2025 г. Амурский ГПЗ выйдет на проектную мощность: переработка 42 млрд м3 природного газа и выпуск товарной продукции: порядка 2 млн т этана, до 1 млн т пропана, 500 тыс. т бутана, 200 тыс. т пентан-гексановой фракции, а также 60 млн м3 гелия ежегодно.

В 2018 г. была полностью завершена планировка площадки, подготовлена вся инфраструктура для полномасштабного строительства: введено в эксплуатацию 27 км подъездных автодорог, осуществлено строительство временного причала на реке Зея, полностью готов временный вахтовый поселок на 5000 мест со всей инфраструктурой, завершено строительство железнодорожного перегона от Транссибирской магистрали до площадки завода протяженностью 17,5 км. Это позволило проекту вступить в активную фазу его реализации – начать доставку и монтаж основного технологического оборудования. Это важнейший этап. Сегодня на площадку завода осуществляются круглосуточные поставки строительных материалов и оборудования.

Для переправки грузов по мелководью амурских рек для проекта АГПЗ было построено 19 единиц нового флота: это специальные буксиры, понтоны и баржи с предельно низкой осадкой и высокой грузоподъемностью более 1000 т. Для их разгрузки специально построен причал на реке Зея, который введен в эксплуатацию в январе 2018 г. Причальные мощности рассчитаны на грузооборот свыше 32 тыс. т в год.

Эксплуатация флота началась с июня 2018 г. В период летней навигации баржебуксирными составами совершено 14 рейсов, доставлено 79 единиц груза общим объемом 62 тыс. фрахтовых тонн.

По морским и речным трассам на площадку АГПЗ в навигацию прошлого года началась доставка негабаритного и крупнотоннажного оборудования. Самым объемным и тяжелым грузом, доставленным летом прошлого года, стали две колонны деметанизатора – установки для выделения метана из природного газа. Колонны везли по морю из Южной Кореи, в морском порту Де-Кастри (Хабаровский край) их перегружали с морских крановых судов на баржи класса «река-море». Далее груз следовал через порт Николаевск-на-Амуре по рекам Амур и Зея до места назначения – причала Амурского ГПЗ. Вес одной колонны составляет 831 т, ее длина – 87 м, а максимальный диаметр – 7,5 м. Колонна деметанизатора стала первым оборудованием, установленным на площадке Амурского ГПЗ. Ее монтаж в июле 2018 г. ознаменовал новую стадию в строительстве газоперерабатывающего завода – начало установки технологического оборудования.

Планы по доставке крупногабаритных тяжеловесных грузов (КТГ) в навигационное окно 2019 г. морским транспортом и речным транспортом – 108 единиц суммарным объемом около 100 000 фрахтовых тонн.

Сегодня в строительстве основных объектов Амурского ГПЗ участвуют более 14 000 человек. Количество задействованной техники превышает 1000 единиц. В следующем году численность строителей существенно возрастет, поэтому все усилия направлены на создание достойных условий проживания и быта. Два временных вахтовых поселка, рассчитанных на 5000 и 3500 человек, уже приняли жителей. Строительство третьего, самого крупного жилого городка, находится в завершающей стадии. В нем смогут жить почти 17 000 строителей. Все жилые поселки оснащены медпунктами первой неотложной помощи, столовыми, банями, прачечными и физкультурно-оздоровительными комплексами, пожарными пунктами. Кроме того, действует полный комплекс коммунальной инфраструктуры, включая водоочистные сооружения, сети водопровода и канализации, котельные и трансформаторные подстанции.

После ввода Амурского ГПЗ на предприятии будет работать более 2,5 тыс. человек. Это рабочие, специалисты и руководители по всем производственным направлениям: инженеры-технологи, энергетики, механики, метрологи, связисты. В г. Свободный для эксплуатационного персонала Амурского ГПЗ планируется строительство жилого микрорайона: жилые дома, школа, детский сад, поликлиника, дом культуры, спортивный комплекс.

Строительство крупнейшего в стране газоперерабатывающего предприятия – масштабный проект, которые даст новый импульс социально-экономическому развитию региона. Амурский ГПЗ обеспечит поставки газа в КНР согласно контрактным обязательствам, регион получит новые рабочие места и приток квалифицированных специалистов. А поскольку уже сегодня в фокусе внимания не только строительство производственных мощностей, но и обеспечение работников нового предприятия и членов их семей качественными социальными услугами, г. Свободный получит развитую, качественную, конкурентоспособную инфраструктуру, Амурская область – новую динамику развития; Российская Федерация – новую точку экономического роста на Дальнем Востоке страны.