Тяжелый модульный прицеп Goldhofer THP/SL 12 P(1+1)
Путь на Восток

О поставках тяжеловозов в страны Средней Азии

Благодаря крупным проектам в строительстве, энергетике, добыче полезных ископаемых обширный Среднеазиатский регион привлекателен для производителей тяжеловозного транспорта. Наибольшая доля ввоза приходится на страну с самым крупным рынком – Республику Казахстан, которая, кроме того, входит в Таможенный союз ЕАЭС.

Со значительным лагом за Казахстаном следуют рынки Узбекистана и Туркменистана, где также реализуют крупные инфраструктурные проекты. Таджикистан и Киргизия – наиболее отстающие рынки региона, к тому же отягощенные многими рисками. Поэтому в основном мы будем говорить о Казахстане.

Рынок техники для крупногабаритных тяжеловесных грузов Казахстана характерен прежде всего протекционистскими мерами. Сегодня практически 90% закупок техники, причем самой разнообразной, проходит через систему государственных конкурсов с заманчивой для покупателя 30%-ной государственной субсидией. Однако участвовать в государственном конкурсе могут только резиденты, что несколько осложняет работу российским производителям техники. Эта мера принята в поддержку местного производителя прицепной техники.

Кроме того, сегменты стандартных перевозок строительной техники, конструкций, насыпных и наливных грузов, контейнеров хорошо представлены китайской техникой. По договоренности с китайскими партнерами дорожно-строительные организации должны в определенном соотношении закупать китайскую технику. Строительные подрядчики из КНР привозят свою технику.

Китайскому влиянию пока не подвергся сегмент проектных перевозок. Китайские партнеры пока не научились строить достаточно надежные модульные транспортные средства. Крупные операторы, такие как Sarens, и производители модульных транспортных средств пока комфортно чувствуют себя в Средней Азии. Но это отсрочка не будет вечной.

На среднеазиатских рынках также хорошо представлена турецкая техника для стандартных перевозок. Турецкие предприниматели чувствуют себя здесь комфортно.

Общую картину дополняет европейская б/у техника, которая дешевле новой российской.

Сервис в среднеазиатских странах в зачаточном состоянии – парк техники недостаточно велик, а работать на этом рынке тяжело, затратно и рискованно. Серьезно сервисом озабочены крупные операторы, работающие в автономном режиме, то есть те, которые привозят все свое, на нем работают, затем увозят.

Полуприцеп-лопастевоз Goldhofer STZ-DL 4AAA с тройным раздвижением рабочей площадки

Компания Goldhofer AG уверенно движется в разных направлениях, в том числе на Восток, поставляя как модульные транспортные средства, так и автомобильные полуприцепы, широко представленные в Среднеазиатском регионе в основном полуприцепами, бывшими в эксплуатации. Представители компании горды надежностью своей продукции, выдерживающей неблагоприятные климатические и дорожные условия Средней Азии – летом высокую температуру днем и низкую ночью, сильные морозы зимой, высокую абразивность, от которой особенно страдают гидроцилиндры подвески. Тем не менее владельцы техники Goldhofer успешно справляются с природными катаклизмами. Так, компания ТОО «Электроюгмонтаж», базирующаяся в Казахстане, эксплуатирует модули Goldhofer c 1981 г. и пока ни разу не проводила капитальный ремонт, только текущий и только по недосмотру.

Сейчас компания в процессе поставки в Узбекистан сорока восьми осевых линий THP/SL вместе с аксессуарами: гусаками, дышлами, разнообразными площадками.

Модули покупают преимущественно для перево­зок энергетического оборудования – турбин, трансформаторов, роторов, статоров, компрессоров для ТЭЦ, ГРЭС. Периодически перевозят нефтегазовое оборудование. Набирает обороты ветроэнергетика, особенно в Казахстане, и некоторые компании купили, некоторые присматриваются к телескопическим трейлерам для перевозок лопастей, а также к технике для перевозок остальных компонентов – полуприцепной и модульной технике с адаптерами и низкорамными площадками. Специализированный самоходный модуль с подвижным адаптером для перевозки лопасти в этом регионе не востребован.

Обслуживается техника Goldhofer только фирменными сервисами 24х7, которые присутствуют во всех республиках, кроме Киргизии.

Транспортировка реакторов НПЗ на самоходных модулях SPMT типа K24 KAMAG, Группа TII

Промышленная группа TII Group регулярно выполняет поставки транспортной и специальной техники Kamag и Scheuerle в Среднюю Азию, в первую очередь в Казахстан, также есть контакты с Узбекистаном, Таджикистаном, Туркменистаном.

Спецтехника представлена в основном шлаковозами грузоподъемностью 120 т, которые поставляют на заводы ферросплавов. С вводом новых мощностей Казахстан стал номером один в мире по производству ферросплавов, обогнав Южную Африку. Металлургия – одна из самых доходных отраслей Казахстана и большая часть экспорта, в том числе в Россию. Металлурги сами проводят тендеры, в которых могут участвовать нерезиденты, и сделки заключают напрямую.

Транспортировка металлоконструкции на самоходных модулях SPMT типа K24 KAMAG, Группа TII

Казахстан также развивает свою нефтегазовую отрасль. В больших объемах поставляли транспортную технику, заказанную оператором – компанией Sarens, на объекты Атырауского НПЗ. В основном это несамоходные и самоходные Scheuerle Kamag K25, самоходные модули Kamag К24, необходимые для перемещения реакторов, заводских блоков весом до 1000 т. Самоходными модулями перемещают конструкции весом в несколько тысяч тонн. По ходу выполнения контракта он был дополнен и расширен.

Нидерландская компания Nooteboom поставляет в Казахстан свои автомобильные полуприцепы-тяжеловозы как для работающих там российских и турецких заказчиков, так и для местных, которых насчитывается около десятка. Компания работает напрямую из штаб-квартиры в Нидерландах.

Nooteboom OVB-65-04V

Полуприцепы Nooteboom покупают для перевозок тяжеловесных длинномерных грузов – железобетонных и металлических конструкций для мостового строительства. Специфика рынка отражается на номенклатуре: в основном это полунизкорамные раздвижные полуприцепы большой грузоподъемности: MULTITRAILERS с 6–8 осями на гидравлической подвеске. Под полунизкорамными подразумевают полуприцепы с погрузочной высотой 780 мм с колесами 205/65R17, либо 880 мм с колесами 235/75R17.5 или 245/70R17.5, либо высотой 980 мм с колесами 285/70R19.5.

Востребованы также высокорамные раздвижные полуприцепы OVB TELETRAILER с плоской, ровной платформой без гусака, с одно-, двух-, трех- и четырехкратным раздвижением и числом осей от 2 до 6. Рамы выполнены из высокопрочных сталей, чтобы противостоять нагрузкам от груза – стальных и железобетонных конструкций. Проходимость и маневренность обеспечивают оси «тележного» типа на пневмоподвеске с принудительным гидравлическим рулевым управлением. Используют шины размером 245/70R17.5, с которыми погрузочная высота составляет 1305 мм.

Nooteboom МСО-121-08V

Таким образом, полунизкорамные и высокорамные полуприцепы Nooteboom удовлетворяют требования к проходимости в неблагоприятных дорожных условиях Казахстана.

Российская штаб-квартира компании Kässbohrer работает напрямую с Казахстаном, немецкая штаб-квартира со всеми странами Средней Азии также напрямую. Таким образом, техника Kässbohrer поставляется в Казахстан по двум каналам. Дилерскую сеть начнут строить в 2019 г.

Телескопический 8-осный трал KÄSSBOHRER SLH.8 с гидравлическими осями

В течение года российская штаб-квартира продает порядка 15 полуприцепов-тяжеловозов, примерно такой же объем поставляет немецкая. В основном это 4–6-осные раздвижные полуприцепы с задним заездом. Фронтальный заезд не востребован – не подходит по цене и дорожным условиям. Покупатели в основном дорожные организации, которым нужно перевозить строительную технику. Сейчас идет поставка 6-осного трала для компании «Кустанайавтодор», которая будет перевозить на нем дробилки и грохоты.

Что касается сервисного обслуживания, то официальные сервисы BPW и SAF автоматически получают статус сервиса Kässbohrer. У полуприцепа-тяжеловоза основное, что требует регулярного, квалифицированного внимания, – это ходовая часть.

Сверхмощная платформа с высокими грузовыми показателями KÄSSBOHRER SPA M

Компания «Уралавтоприцеп» поставляет в Республику Казахстан в основном низкорамные полуприцепы с задним заездом для перевозки строительной техники. Покупают полуприцепы главным образом ДРСУ, георазведка, добывающие предприятия нефтегазовой отрасли.

Раньше, в начале 2000-х годов, когда курс был стабилен, работали с Казахстаном плотно. Шесть-семь лет назад начался спад, но пока еще спрос есть, в основном в восточной части Казахстана, где у предприятия сохранились старые связи еще со времен Советского Союза.

ЧМЗАП 99064-042-КЗ – трехосный низкорамный полуприцеп с задним заездом

Наиболее востребованы низкорамные 4-осные полуприцепы грузоподъемностью (г/п) 50 т с задним заездом. Помимо перевозки техники их используют как базу для газовоза – устанавливают на платформу газовую цистерну. Для этого полуприцеп поставляют с электрооборудованием во взрывозащищенном исполнении в соответствии с казахскими нормами.

В начале октября отправили партию из шести низкорамных полуприцепов в исполнении для перевозки танк-контейнеров. Это 3-осные полуприцепы г/п 40 т на осях собственного производства и пневмоподвеске. Собственное осевое производство позволяет предприятию удерживать конкурентную цену. Отзывы перевозчиков о челябинской подвеске положительные. Если полуприцеп будут эксплуатировать в сцепе с тягачом КАМАЗ, то установят еще и шкворень собственного производства, выполненный по ГОСТу. Под европейские тягачи устанавливают европейские шкворни.

ЧМЗАП 99903-033 – четырехосный низкорамный полуприцеп с задним заездом

Компания «Тверьстроймаш» поставляет полуприцепы в Казахстан с 2003 г. Наиболее востребованы низкорамные раздвижные полуприцепы с задним заездом с 5–6 осями и максимальной грузоподъемностью. На раздвижных тралах «Тверьстроймаш» перевозят много длинномерных грузов в районах Актау и Атырау в западной части Казахстана, потому такая структура спроса.

Большая часть клиентов – это многофункциональные перевозчики. Грузы, которые берутся в работу, очень разные – от серийной строительной техники до уникальных негабаритных конструкций.

На сегодня одна из самых востребованных моделей – 99396E г/п 74 т, грузовая платформа которой длиной 10 000 мм может раздвигаться до 17 000 мм с шагом 500 или 1000 мм. Погрузочная высота полуприцепа – 895 мм. Как правило, для погрузки техники используются приставные трапы из легкого сплава. Это позволяет избежать лишней парусности при перевозке, экономит топливо и резину и снижает собственную массу трала. Кроме того, создается дополнительное удобство при перевозке экстремально больших по длине грузов. Гусак с наклонной задней стенкой позволяет перевозить дополнительный груз. Использована пневмоподвеска европейского производства, а комбинация стационарных и подруливающих осей обеспечивает маневренность. Подвеска надежна, доступна и распространена, запчасти подберут на любой сервисной станции. Для повышения эффективности перевозки и профилактики штрафов за перегруз компания «Тверьстроймаш» рекомендует систему контроля нагрузок на оси.

Перевозка техники в Казахстане на 6-осном полуприцепе «Тверьстроймаш» с раздвижной платформой

В качестве дополнительной комплектации в Среднеазиатском регионе востребованы выдвижные надежные уширители – с ними удобно перевозить негабаритные по ширине грузы. Возможна установка двойных уширителей.

Полуприцепы, создаваемые для перевозок в Казахстане, оборудованы большим количеством опций для крепления груза – опять же из-за того, что грузы часто нестандартные, при этом перевозятся на большие расстояния по не самым лучшим дорогам.

Перевозка техники в Казахстане на 6-осном полуприцепе «Тверьстроймаш» с раздвижной платформой

Компания «Политранс» работает на рынке Казахстана со времени основания 18 лет назад, и если в начале века торговля шла хорошо, то в последнее время отмечается спад продаж. В качестве основной причины снижения поставок специалисты компании называют конкуренцию со стороны Китая и Турции.

Из всей широкой производственной линейки полуприцепов «Политранс» на рынке республики особой популярностью пользуются низкорамные и высокорамные тралы. Так, в сегменте низкорамных полуприцепов в Казахстан отгружается техника г/п от 40 до 90 т. Семиосный полуприцеп с раздвижной платформой 94187-0000060 г/п 90 т (в сдвинутом положении), по отзывам, прекрасно показывает себя при работе как на дорогах с хорошим покрытием, так и на обычных грунтовых дорогах. Достигается это за счет применения пневматической подвески, а также подруливающих самоустанавливающихся осей. В раздвинутом положении полуприцеп способен перево­зить груз массой 60 т и длиной до 20 м.

Низкорамный полуприцеп «Политранс» грузоподъемностью 61 200 кг с подруливающими осями

Среди высокорамных моделей полуприцепов в Казахстане широко используются тралы г/п 50–60 т. Это универсальные машины, в базовой комплектации которых уже установлены выдвижные уширители платформы несущего типа, отбойные брусья на площадке для техники, петли для надежного крепления груза и т. д.

При необходимости в короткие сроки клиентам поставляется весь спектр запасных частей для техники.

Компания начала продвижение в Узбекистан, грандиозных успехов не ожидают, так как там сильны позиции турецких компаний и в изобилии европейская б/у техника, которая дешевле новой российской. Правительство Узбекистана также принимает протекционистские меры, и необходимо регистрировать юридическое лицо для участия в госзакупках.

Полуприцеп «Политранс» с гидравлическими трапами двойного сложения

У компании «Спецприцеп» есть представительство в Республике Казахстан, а значит, и полное право участвовать в государственных закупках. Она участвует в них и поставляет полуприцепы как частным перевозчикам, так и государственным компаниям примерно в равном соотношении. Представитель компании – гражданин Казахстана – продает порядка 5–10 полуприцепов в месяц.

В основном востребованы высокорамные полуприцепы «Спецприцеп» г/п от 30 до 65 т на больших колесах, для тяжелых дорожных условий Казахстана. Низкорамные полуприцепы менее востребованы. В основном это раздвижные модели с числом осей от 3 до 8.

Полуприцепы используют для перевозок строительной техники на таких объектах, как Алма-Атинская КАД и Новый шелковый путь (НШП), а также для перевозки длинномерных грузов из порта Курык в Узбекистан, где строят большой парк ветряных электростанций с лопастями длиной от 30 до 80 м, для перевозок негабаритных грузов для месторождения Тенгиз и газохимического комплекса Карабатан.

SPECPRICEP

Гарантийное обслуживание выполняется специалистами компании. По истечении срока гарантии специалисты компании всегда готовы помочь клиентам с ремонтом техники или запасными частями. Вопрос об авторизованном сервисном центре не рассматривается.

В начале этого года компания участвовала в выставке в Узбекистане. На этот рынок поставляют по одной единице в месяц. С другими странами, соседями Республики Казахстан, отношения пока не налаживали, так как у них очень маленький рынок перевозок.

 

Работать на рынках Средней Азии или нет, каждая компания решает сама. Это рынки небольшой емкости, специфичные и достаточно закрытые. И с каждым годом ситуация будет только осложняться. Китайские партнеры заняли активную, можно сказать, агрессивную позицию и, пользуясь мощной господдержкой, захватывают среднеазиатские рынки, вытесняя российских поставщиков, а в перспективе и европейских. Для Китая вопрос влияния на Среднюю Азию не только экономический – для Китая это вопрос национальной безопасности. Для России, впрочем, тоже.

SPECPRICEP