
Обзор КДМ отечественного производства
Безусловно, КДМ получили распространение благодаря целому ряду чрезвычайно полезных работникам дорожных и коммунальных служб качествам. Эти неприхотливые машины используются в широком диапазоне температур, поскольку изначально проектируются для круглогодичной эксплуатации. К преимуществам также можно отнести и то, что использование КДМ сокращает число машин в парке предприятия, а это в свою очередь позволяет не создавать больших АТП, минимизировать территории для хранения техники, справляться с ремонтом машин небольшим штатом механиков, экономить на запчастях и расходных материалах. Да и посадить за руль каждой спецмашины квалифицированного дисциплинированного водителя – задача сегодня очень непростая. Немаловажный вопрос – обеспечение машин ГСМ. В условиях постоянного роста цен на топливо и масла небольшой парк более выгоден.
В России есть немало предприятий, давно и успешно занимающихся выпуском высокопроизводительных КДМ. Среди наиболее крупных можно назвать ОАО «КОРМЗ», «Меркатор Холдинг», «Мценский завод «Коммаш», АО «Арзамасский завод коммунального машиностроения» (АО «КОММАШ»), ОАО «Тосненский Механический Завод » (ТоМеЗ), а также Завод комплексных дорожных машин им. М.И. Калинина» в г. Смоленске.

По оценке российских экспертов, в 2015–2016 гг. в стране продавалось до 2 тыс. КДМ, но в связи с сокращением расходов на содержание трасс в регионах потребность неуклонно снижается и в этом году может упасть на 20–30% по сравнению с прошлыми годами. В то же время в целом по стране около 60% КДМ, имеющихся на вооружении коммунальных и дорожных предприятий, изношены, и вопрос обновления парка с каждым годом встает все более остро. В конкурентной борьбе на рынке КДМ сегодня выигрывают те компании, которые могут привлечь клиента, предлагая машины различной комплектации и разных ценовых диапазонов. Сегодня очень часто покупатель ориентируется на самые дешевые и простые машины. Импортная техника, ранее широко представленная на российском рынке, становится менее доступна, и нашему производителю предоставляется возможность обеспечить своего покупателя качественными и надежными машинами.
Смоленск – центр по производству КДМ?
Интересно, что в Смоленске сосредоточены сразу несколько больших предприятий, входящих в группу основных производителей КДМ. Прежде всего это головное предприятие компании «Меркатор Холдинг». Компания образовалась в 1998 г., и сегодня машины, выпускаемые «Меркатором», успешно трудятся в 73 регионах России. По данным Росстата, доля предприятия на рынке оборудования для дорожно-коммунального хозяйства составляет не менее 42%. Справедливости ради надо отметить, что основным производителем КДМ в холдинге является компания «Меркатор Калуга», торжественное открытие цехов которой состоялось в индустриальном парке «Калуга-Юг» в мае 2014 г. В создании «Меркатор Калуга» принимал непосредственное участие швейцарский концерн Bucher и его подразделение – компания Giletta из Италии.

Именно технологические линии компании Giletta, установленные в трех цехах нового завода, сосредоточены на производстве навесного оборудования. Проектная же мощность «Меркатор Калуга» составляет 1000–1300 машин с навесным оборудованием в год. Покупателям предлагаются КДМ на базе 2- и 3-осных шасси КамАЗ, Mercedes, Volvo, Scania и других известных брендов по желанию заказчика. Следуя требованиям времени, предприятие старается производить такие виды машин, в которых наиболее нуждаются наши коммунальные и дорожные службы. Так, сегодня предлагается линейка машин для зимнего содержания дорог, в которую входят распределители Bucher: для жидких реагентов Bucher CL, для сухих противогололедных материалов Bucher KH ;и для сухих противогололедных материалов с функцией увлажнения Bucher UH. Для зимних работ компания также подготовила фрезерно-роторные очистители Larue, подметально-вакуумные машины на коммерческом шасси Bucher CityFant в зимней комплектации, а также полный перечень навесного оборудования, плужного и щеточного.
Повышенный интерес покупателей вызывает вакуумная подметально-уборочная машина Bucher CityFant 6/6000, работающая на метане. Использование компримированного природного газа имеет целый ряд преимуществ. Во-первых, снижается выброс вредных веществ, во-вторых, мощности газового двигателя хватает не только на привод шасси Iveco либо КАМАЗ, предлагаемых покупателям в качестве базовых, но и на привод навесного оборудования в полной мере. Таким образом, второй двигатель, обычно задействованный для работы дополнительного оборудования, в газомоторных моделях не устанавливается, что снижает расходы на эксплуатацию в несколько раз. При использовании в весенний и летний периоды серия уборочных машин Bucher CityFant эффективно применяется для удаления пыли, смета и других посторонних предметов с проезжей части и прилотковой зоны, а КДМ с распределителями жидких материалов Bucher отлично справляются с мойкой проезжей части дорог и водной очисткой барьерных ограждений.

Более 80 лет выпускает дорожную технику Завод комплексных дорожных машин им. М.И. Калинина из Смоленска, с 1960 г. предприятие специализируется на выпуске КДМ. Конструкторское бюро предприятия внедряет технические новинки и постоянно модернизирует выпускаемый ассортимент из 54 моделей уборочных комплексов на отечественных и импортных шасси и самосвалах. Заводчане разработали 18 видов навесного оборудования, включающие полный спектр плужного и щеточного оборудования, пескоразбрасывающие и солераспределяющие устройства. Распределители противогололедных реагентов являются предметом особой гордости заводчан. Покупателям предлагается на выбор несколько видов кузовов-солераспределителей и систем автоматического регулирования, позволяющих работать с одним или несколькими противогололедными материалами одновременно без дополнительной настройки, например с пескосоляной смесью и чистой солью. К тому же использование пластиковых емкостей дает возможность совместно эксплуатировать системы по распределению жидких реагентов, оснащенные автоматическим регулированием параметров розлива, и поливомоечные установки.
Приобретение распределителей «Завода им. Калинина» позволяет покупателям сэкономить благодаря универсальной схеме, примененной в конструкции этого навесного оборудования. Их затраты, по утверждению руководства завода, снижаются примерно вдвое по сравнению с расходами, возникающими при эксплуатации распределителей конкурентов.

Еще один хорошо известный в нашей стране производитель комбинированных дорожных машин – завод «Смоленские машины» («Смолмаш»). Предприятие выпускает КДМ на базе отечественных и иностранных самосвалов. Специальная система «быстросъемности» позволяет осуществлять монтаж-демонтаж оборудования за 15 минут без применения каких-либо ПТУ. В стандартный набор предлагаемого навесного инструмента входят цистерна для воды с насосом, бункер с транспортером для песка и соли, навесные плуги, цилиндрические щетки, комплектуемые гидроприводом. На заводе рекомендуют использование в качестве базовых машин самосвалы большой грузоподъемности, отечественные и импортные. Преимуществом решения является то, что на машину можно устанавливать кузов пескосолераспределителя повышенной, до 12 м3, вместимости, что увеличивает производительность машины. По согласованию с заказчиком на КДМ может быть установлено американское пескосолеразбрасывающее оборудование SaltDogg, изготовленное из нержавеющей стали, регулировку плотности распределения ПГМ водитель может плавно осуществлять прямо из своей кабины.

ТоМеЗ – один из лидеров по объемам производства КДМ
ОАО «Тосненский механический завод», входящий с 2012 г. в холдинг «Коминвест-АКМТ», собирает около 250 ед. КДМ ежегодно. Вообще же завод производит 14 видов коммунальных дорожных машин и 60 видов сменного навесного оборудования. Снегоуборочный инструмент, поливомоечное, пескоразбрасывающее оборудование, различные виды щеток – все это проектируют заводские конструкторы. Объемов производства навесного инструмента хватает не только для оснащения продукции ТоМеЗ, но и остается для продажи «на сторону». С 2015 г. на заводе освоен выпуск КДМ на газомоторном топливе. Базовые шасси, используемые на ТоМеЗе, – это в первую очередь КамАЗ, более 10 моделей, на шасси МАЗ производится еще 2 модели КДМ. Колесные шасси Volvo предлагаются в 2 моделях, и мод. МКДУ-9 собирается на базе Mercedes-Benz.
Одной из наиболее ходовых моделей, с приводом на все колеса, является мод. МКДУ-7, базирующаяся на шасси КАМАЗ-365111 с колесной формулой 6x6. Модель имеет грузоподъемность 14,5 т и отличается высокой проходимостью, которую обеспечивает в том числе блокировка межосевого и межколесного дифференциалов, а также двухступенчатая раздаточная коробка. В этой и других моделях КДМ водитель управляет навесным оборудованием из кабины с помощью джойстика, соединенного с бортовым компьютером.

КДМ – машины коммунального назначения
Эксплуатация КДМ тесно связана с работой коммунальной сферы, поэтому вполне естественно, что именно заводы, занимающиеся производством коммунальной техники, наиболее выделяются и в группе производителей комбинированных дорожных машин.
АО «Арзамасский завод коммунального машиностроения» (АО «КОММАШ») с 1990-х гг. разрабатывает и выпускает КДМ, и сегодня предприятие предлагает более полутора десятков моделей на шасси КАМАЗ. Комбинированные машины комплектуются такими основными элементами, как цистерна, кузов с транспортером и разбрасывающим диском, центробежный насос с КОМ, плуг с системой навески, щетка с гидравлическим приводом, гидросистема и электрооборудование. Одной из последних разработок, не уступающей по качеству и экономичности лучшим европейским моделям уборочной техники (а «Арзамасский КОММАШ» ведет постоянную работу в направлении импортозамещения по всем товарным направлениям), стала комбинированная дорожная машина КО-829БГ. Главной особенностью новой модели является использование в конструкции газомоторного шасси. Универсальная машина предназначена для круглогодичного использования в городах и на работах по содержанию магистралей, КО-829БГ может эксплуатироваться при температурах от –20 до +40 °С.

В этой модели заводские специалисты использовали многие удачные технические решения из отечественной и мировой практики. Так, применение конусообразной формы диска разбрасывателя, регулируемого по высоте, и Z-образные направляющие лопатки обеспечивают равномерное распределение ПСС по ширине от 2 до 10 м. Перегрев жидкости в гидросистеме исключается благодаря использованию сливной магистрали увеличенного сечения. В качестве привода транспортера распределителя используется редуктор с гидромотором импортного производства, гидродвигатель разбрасывателя также импортный, поставляется из Болгарии. В регулировках разбрасывателя заложена возможность изменения ширины и асимметрии распределения ПСС. По всей длине кузова установлены щетки для очистки цепей и скребков, а также имеются защитные поддоны, предотвращающие попадание солевых и песчаных смесей на агрегаты шасси. Разбрасывающее устройство легко разбирается, заменить любой элемент конструкции достаточно просто, имея только ручной инструмент. Управление работой навесного оборудования осуществляется из кабины, и в случае возникновения аварийной ситуации в работе привода, например при утечке гидрожидкости из системы, водитель прямо в кабине получает визуальный сигнал.
Становление «Арзамасского КОМАШа» как одного из ведущих в стране производителя коммунальных машин, во многом обусловлено сотрудничеством с АО «Мценский завод «Коммаш», имеющим большой машиностроительный опыт. «Мценский завод коммунального машиностроения» уже более полувека производит дорожную и коммунальную технику. Сегодня предприятие предлагает покупателям 10 моделей КДМ на базе шасси КАМАЗ и МАЗ, которые выполняют самые разные функции. Их применяют в качестве пожарных машин, а также для полива зеленых насаждений, для увлажнения воздушного пространства над проезжей частью дороги с целью снижения запыленности и загазованности. Также некоторые модели мценских КДМ активно применяют для очистки канализационных сетей и труб, для скоростной, до 60 км/ч, очистки автомагистралей от снега с возможностью отбрасывания снега на 10 м и более. В КДМ используется защищенный патентом РФ привод цилиндрических щеток, автоматически гасящий вертикальные колебания. Модели могут комплектоваться навигационным оборудованием. Продукция «Мценского «Коммаша» отличается высококачественной покраской, а использование РВД, исключающих возможность разрыва и протечек масла в соединениях, повышает надежность эксплуатации техники в целом.

Одной из наиболее популярных моделей, недавно разработанных заводом, является многофункциональная КДМ КО-848, созданная на базе шасси КАМАЗ-65115 с самосвальным кузовом. Производитель предлагает для комплектации модели до 20 видов быстросъемного инструмента, с помощью которого машина в зимний период может выполнять патрульную и скоростную снегоочистку, удалять шугу, наледь, спрессованный снег. Возможна установка распределителя ПГМ и химических реагентов с механизмом регулировки ширины и плотности нанесения реагента. В теплое время года модель эффективна при сметании мусора, удалении земли и глины с дорожных покрытий, для мойки дорожного полотна, дорожных знаков и барьеров. В КДМ используется гидравлическое оборудование Binotto. Установка и снятие плужного оборудования и распределителей реагентов производится без использования грузоподъемных механизмов. Распределительное оборудование оснащено 7-кубовым бункером, механизмом разбрасывания и ленточно-цепным транспортером, причем тяговые цепи полностью защищены от контакта с реагентами.
ВНИИСтройдормаш
Московское предприятие ЗАО «ВНИИСтройдормаш» не входит в число лидеров по производству КДМ, однако таких предприятий, выпускающих одну-две удачных модели, немало. Сегодня покупателями КДМ для скоростной очистки дорог, выпускаемой «ВНИИСтройдормаш», стали департамент ЖКХ и благоустройства г. Москвы, ГУП «Кольцевые магистрали», ГУП «Мосгортранс» и даже Управление делами Президента РФ, а также многие коммунальные и производственные предприятия России. Как правило, для выполнения многочисленных функций, возложенных на современные КДМ, подбирают 2- или 3-осные шасси с колесной формулой 4х2, 6х4, 6х6. Шасси обычно заднеприводные, поскольку они более дешевые, но встречаются и полноприводные КДМ, которые, безусловно, лучше подходят на роль техники для круглогодичного содержания дорог и городских территорий.

Мод. КО-845 создана на базе очень мощного 400-сильного 3-осного полноприводного шасси МЗКТ-65274. Машина особенно эффективна при скоростной, до 50 км/ч, очистке дорог от снега. Для этого в арсенале КО-845 фронтальный и боковой снегоуборочные отвалы, а также снежная фронтальная щетка – этот инструмент позволяет за один проход очищать полосу шириной почти в 6 м. Для использования сухих реагентов машина комплектуется бункером вместимостью 8 м3, а для увлажнения монтируются баки объемом 2,2 тыс. л. Для запаса жидких реагентов также имеются резервуары общей емкостью в 6 тыс. л. В летний период КО-845 отлично справляется с мойкой дорожного полотна и барьерных ограждений, для воды также предусмотрены баки на 13,4 тыс. л. Моечная рейка рассчитана на захват полосы шириной в 2,7 м, при этом плотность распределения водяного потока составляет 0,4 л/м2.
Итак, КДМ – это всесезонные машины, они удобны для выполнения отдельных операций при строительстве больших объектов, нередко используются ремонтными службами, незаменимы при уборке дворов и улиц. Вложение денег в такой транспорт – очень правильное и выгодное решение. К сожалению, отечественные шасси наших КДМ не всегда соответствуют надежности нашего же навесного инструмента. Но конкуренция заставляет неуклонно повышать качество российской техники, так что будем надеяться, что изменение ситуации – близкая реальность.
