27.09.2023

Резко вырос импорт строительно-дорожной техники в Россию

За семь месяцев 2023 года импорт строительно-дорожной техники в Россию в денежном выражении вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 66,4% и достиг 254,1 млрд рублей. Импорт прицепной техники за этот же период увеличился на 37%, до 13,1 млрд рублей.

В Ассоциации «Росспецмаш» считают, что рост импорта на внутреннем рынке России связан с тем, что зарубежные игроки и отечественные производители находятся в неравных условиях конкуренции. Иностранные компании в большинстве своем пользуются системной и широкомасштабной поддержкой в своих государствах. Благодаря этому они могут достаточно долгое время реализовывать свою продукцию по ценам, которые находятся на грани или за гранью рентабельности, чтобы как можно быстрее укрепить свое положение на зарубежном рынке.

В частности, на заседании Совета ТПП России в Липецкой области глава Ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин для примера сравнил условия производства в России и КНР. В Китае средняя налоговая нагрузка 20%, в России – 47,7%, средняя стоимость кредита 0,05%, в России – 12%. В Китае 13% НДС, а в России — 20%. Из таких условий складывается, что в КНР намного выгоднее заниматься машиностроением.

К тому же российские заводы сталкиваются с необходимостью приобретать металл по высоким ценам, с постоянно растущими ценами на энергоснабжение, перевозки, комплектующие. От этих и других факторов напрямую зависит себестоимость производства.

Чтобы в корне изменить ситуацию, нужно предоставить российским производителям специализированной техники льготы, аналогичные действующим в IТ-секторе, направлять гранты на выпуск комплектующих в России, стимулировать развитие производства мелкосерийных и специальных сталей, внедрять дополнительные механизмы, которые позволят приобретать отечественную технику на льготных условиях, защитить рынок с помощью технического регулирования, стимулировать приток кадров на предприятия.