07.03.2023

На Урале будут производить дизтопливо из старых шин

Запустить новое производство планируется в ряде регионов Уральского федерального округа. Сразу в нескольких из них откроются цеха по производству дизельного топлива. Сырьем для него будут отходы полимеров и бывшие в употреблении автомобильные шины.

Старт процессу даст ХМАО-Югра, где пиролизный цех откроют в Нижневартовске, следом на очереди — Тюмень. Обсуждается вопрос об открытии похожего производства в Свердловской области.

Как рассказывал на Югорском промышленно-инвестиционном форуме в Ханты-Мансийске журналистам исполнительный директор АО «Югра-Экология» Виталий Якимчик, технология пиролизной печи позволяет перерабатывать покрышки и любые пластиковые отходы без предварительной обработки. Это первая в России установка, которая позволяет из данных отходов делать конденсационное дизтопливо. Его можно использовать для дизельных электростанций или автотранспорта.

Установка будет перерабатывать 10 тонн покрышек в день, или 3,65 тысячи тонн в год. За год из этого количества можно произвести 2 тысячи тонн дизтоплива и 600 тонн топливных пеллет.

Главный инженер ООО «Тюменское экологическое объединение» Вольдемар Крауш рассказал, что пиролиз — это высокотехнологичный процесс, основанный на молекулярных изменениях полимеров и резины. В отсутствии кислорода под воздействием температуры от 500-600ºС эти отходы переходят в жидкое состояние. Новое молекулярное соединение при правильной фильтрации становится дизельным топливом. В проектах тюменского и свердловского цехов будут использованы российские разработки и оборудование отечественных производителей. В Тюмень оборудование поступит уже в этом году. Запуск цеха запланирован на 2024 год.

По словам г-на Крауша, ежедневно в пиролизный цех будет поступать до 10 тонн отсортированных на мусоросортировочном заводе отходов полимеров и бывших в употреблении автомобильных шин. Из каждой тонны исходного сырья будут получать от 500 до 700 кг топлива. Оборудование рассчитано на круглосуточную работу, цикл от загрузки сырья до выработки топлива составляет примерно 20 часов, 4 часа уходят на очистку, техническое обслуживание и подготовку нового цикла. Использование герметичных емкостей для пиролиза исключает вредные выбросы в атмосферу. Для разогрева пиролизной печи будут использовать ранее произведенный дизель.

Пиролизный цех станет крупной площадкой по глубокой переработке отходов полимеров и использованных автомобильных шин, аналогов которой в Уральском федеральном округе нет.

Сочетание мусоросортировки и переработки вторсырья в одном экокластере позволяет решить комплекс экологических проблем: отсутствует вред от перевозки сырья к месту производства, сам цех пиролиза является дополнительной мощностью перерабатывающей инфраструктуры, которой ощущается острый дефицит.