11.07.2019

Решение годового общего собрания членов Ассоциации «Росспецмаш»

Решение годового общего собрания членов Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования (Ассоциация «Росспецмаш»)

Россия является страной с огромным экономическим и промышленным потенциалом. Основой для интенсивного развития могут служить: обилие природных ресурсов, значительный научно-технический и производственный потенциал, высокое качество человеческого капитала.

Однако в настоящее время темпы развития отечественной промышленности значительно отстают от среднемировых, что, в значительной степени, объясняется низкой эффективностью использования ресурсов, а также вектором налоговой и денежно-кредитной политики.

В целях наиболее полной реализации потенциала российского сельскохозяйственного, строительно-дорожного, коммунального, прицепного и пищевого машиностроения (далее – специализированное машиностроение) необходимо продолжать работу по созданию благоприятных макроэкономических условий внутри страны, а также сохранять механизмы стимулирования производства и экспорта.

Совокупность указанных мер в отрасли специализированного машиностроения обеспечит технологическую и продовольственную независимость страны, позволит в течение 10 лет диверсифицировать экономику и снизить сырьевую зависимость бюджета, создать не менее 100 тысяч новых рабочих мест, вывести на принципиально новый уровень востребованность фундаментальной и прикладной науки.

Создание общего благоприятного фона.

Необходимо продолжить работу по пересмотру денежно-кредитной, налоговой и внешнеторговой политики:

  1. законодательно включить в перечень ключевых показателей эффективности Банка России, наряду с таргетированием инфляции и стабилизации курса национальной валюты, такие индикаторы как «рост выпуска продукции обрабатывающих секторов экономики» и «создание новых высококвалифицированных рабочих мест»;
  2. функции Налогового кодекса переориентировать с сугубо фискальных на стимулирующие, посредством налоговых льгот, вычетов и премий;
  3. пересмотреть налогообложение энергоносителей, транспорта и сырьевых товаров с целью снижения их стоимости внутри страны;
  4. заморозить тарифы на электроэнергию для предприятий обрабатывающих секторов экономики;
  5. в области внешнеэкономической деятельности усовершенствовать защиту внутреннего рынка продукции обрабатывающих секторов и снизить экономическую привлекательность экспорта необработанного сырья и металлов.;

Развитие производства.

С целью опережающего развития и роста выпуска продукции для предприятий специализированного машиностроения на период не менее 5 лет создать комфортные финансовые условия, а именно:

  1. сохранить финансирование действующих механизмов стимулирования и развития спроса на специализированную технику;
  2. обеспечить стабильность и прогнозируемость спроса на продукцию специализированного машиностроения;
  3. внедрить механизм предоставления субсидии из федерального бюджета на компенсацию части затрат, связанных с разработкой и выпуском новой продукции специализированного машиностроения;
  4. увеличить размер субсидирования лизинговых платежей для потребителей, снявших с регистрационного учета и утилизировавших прицепное транспортное средство старше 15 лет (постановление Правительства Российской Федерации от 03.05.2017 No 518);
  5. предусмотреть выделение в 2019 году бюджетных ассигнований в размере 100 млн. рублей на предоставление субсидий на возмещение части затрат, понесенных в связи с гарантированием обратного выкупа продукции, по Постановлению No 1269.

Протекционизм.

Помимо финансовой поддержки следует обеспечить достаточную защиту российского рынка от субсидируемого, контрафактного и небезопасного импорта:

  1. повысить ставки таможенных пошлин на продукцию специализированного машиностроения минимум до уровня, закрепленного в обязательствах России перед ВТО;
  2. ввести утилизационный сбор в отношении стационарного оборудования, а также прицепных и навесных видов специализированной техники;
  3. исключить продукцию специализированного машиностроения из перечня технологического оборудования, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 No 372);
  4. прекратить допуск импортной специализированной техники и оборудования, аналоги которой производятся на территории Российской Федерации или планируются к постановке в производства в течение трех лет, к участию в закупках за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и муниципалитетов, а также компаний с государственным участием, через субподрядные организации, лизинговые и кредитные механизмы (изменение в постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 No 656);
  5. запретить органам власти субъектов Российской Федерации при реализации механизмов региональной поддержки предоставлять субсидии на приобретение специализированной техники зарубежного производства;
  6. утвердить обязательное подтверждение соответствия самоходных машин требованиям технических регламентов в форме одобрения типа самоходных машин (ОТСМ) с обязательным утверждением в уполномоченном государственном органе;
  7. установить предельный срок временного ввоза специализированной техники на таможенную территорию Евразийского экономического союза в 5 календарных дней;
  8. пересмотреть ограничения по допустимой полной массе транспортных средств, при сохранении ограничений по осевым нагрузкам (изменение постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 No272, технического регламента Таможенного союза ТРТС018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств»);
  9. 9) усовершенствовать процедуру выдачи заключений о наличии производства промышленной продукции на территории Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 No 719);
  10. защита внутреннего рынка от субсидируемого импорта компонентов для специализированного машиностроения из-за рубежа (введение антидемпинговых мер в отношении третьих стран);
  11. борьба с контрафактным и низкокачественным импортом компонентов для специализированного машиностроения (введение сертификации и маркировки компонентов);
  12. исключить импортную прицепную технику из субсидирования сельхозпроизводителям затрат на уплату процентов по кредитам в рамках Постановления No 1528.

Развитие экспорта.

Обеспечение равных конкурентных условий для российской продукции на зарубежных рынках и создание позитивного имиджа и узнаваемости российских брендов потребует:

  1. повысить уровень поддержки экспорта с сегодняшних 15-20% до 25-30% от стоимости;
  2. при использовании таких механизмов как страхование, гарантирование и кредитование экспортных сделок отменить принцип безубыточности, а сами меры рассматривать как прямая государственная поддержка компаний-экспортеров;
  3. увеличить финансирование и усовершенствовать условия механизмов продвижения продукции на внешних рынках в соответствии с приоритетами, установленными в документах стратегического планирования;
  4. сохранить меры государственной поддержки экспорта продукции специализированного машиностроения в 2019-2021 годах в действующей редакции и не распространять на них условие о наличии у производителей КППК и обязательства по росту выручки;
  5. ввести упрощенный порядок возмещения НДС для экспортеров специализированной техники.

В случае системного выполнения перечисленных мероприятий произойдет резкий рост не только в области специализированного машиностроения, но и в смежных отраслях – металлургии, нефтехимии, станкостроении, производстве частей и компонентов, будут достигнуты рекордные темпы роста в строительстве, грузоперевозках, торговле и образовании.

При этом в целях реализации неоспоримого потенциала отечественного специализированного машиностроения необходима скоординированная работа производителей техники и оборудования, Ассоциации «Росспецмаш» и органов государственного власти, поддержка которых, в последние годы, осуществлялась в недостаточном объеме.