16.11.2017

ЧТЗ отгрузил военному ведомству партию тракторов-броненосцев

По сообщению пресс-службы ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК», Челябинский тракторный завод (входит в группу УВЗ) в оговоренные контрактом сроки отгрузил Минобороны РФ   партию бронированных бульдозеров  Б12С5020ЕН. Все машины прошли обкатку на заводском полигоне и были приняты специальной комиссией.

С отгрузкой этой техники военному ведомству  появилось новое направление в российском   тракторостроении  – производство инженерных машин с усиленной защитой, которые могут применяться  в самых разных сферах, где со стороны внешних факторов существует угроза оператору.  Это может быть ликвидация стихийных бедствий в составе подразделений МЧС,  тушение лесных пожаров, работа в гористой местности, где возможны камнепады. Отдельная сфера  – выполнение инженерно-строительных  задач в зоне локальных конфликтов, где существует вероятность пулевого обстрела.

Тракторы с усиленной защитой на предприятии начали разрабатывать в  инициативном порядке, продемонстрировали готовый макет на ряде выставок. Модель бронированного бульдозера заинтересовала военных в силу своей экономичности.  Прежде инженерные машины для работы на передовой создавались на базе  танков и БМП. Они в десятки раз дороже в изготовлении, чем  челябинский трактор. И по стоимости  эксплуатации  у бульдозера ЧТЗ тоже солидное преимущество – его эксплуатация обходится дешевле в 20 раз. А рабочий ресурс, напротив, в десятки раз выше, чем у техники на базе танков.

– Первые тракторы-броненосцы стали делать в Израиле в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века, – рассказывает директор по спецтехнике ЧТЗ Сергей Гусев. – Использовали их для борьбы с террористами. С их помощью разрушали постройки, в которых те находились, что позволяло избежать жертв среди мирного населения и «силовиков».  Бронированные тракторы в дальнейшем стали выпускать и в США, Японии, а впоследствии и в Китае.

Но наша отечественная разработка  имеет важные отличия. Базой для «тракторов в камуфляже» служат их гражданские собратья – выпускающиеся на предприятии серийные машины 10-го и 15-го классов тяги. Для превращения их в «армейские агрегаты»,  требуются незначительные технические изменения. Еще одна особенность отечественной разработки – все узлы защиты унифицированы для бульдозеров Б10 и Б12 –  машин, находящихся в разных «весовых категориях». Заводская конструкция предусматривает также использование единого стеклоблока для кабины массой 35 кг и возможностью его замены за 15 минут, тогда как у иностранных аналогов на одной машине четыре типа стеклоблоков и масса отдельных достигает 100 и более килограммов. Заменить их в полевых условиях без крана проблематично.

У разработки челябинцев в отличие от зарубежных машин бронелистами полностью защищен капот. У него отсутствуют жалюзи для забора воздуха по бокам. Воздух поступает через зазор между кабиной и капотом.  Вся защита – плод творческой мысли специалистов ЧТЗ. На эту конструкцию сегодня оформляются соответствующие патенты.

Основным двигателем опытно-серийной партии бронетракторов является дизель Ярославского моторного завода (ЯМЗ), но по желанию заказчика  он может меняться на другую силовую установку. Спереди и сзади трактора установлены видеокамеры, которые выводят изображение на дисплей в кабине.  «Мертвых зон» у этой техники гораздо меньше, чем у серийного трактора,  оператор увидит все, что ему необходимо. В кабине есть кондиционер, что делает микроклимат в ней комфортнее в любую погоду «за бортом».

Сегодня на ЧТЗ прогнозируют, что сфера применения бульдозеров с усиленной защитой будет только расширяться.  Свою заинтересованность в «бронированной продукции» завода продемонстрировал ряд заказчиков, в том числе зарубежных.