НАК
Не топливом единым... (Часть 2)

Рекомендации по подбору фронтального погрузчика

Электронное управление повышает экономичность

Невозможно обеспечить высокую точность дозирования топлива, управления согласованной работой двигателя, трансмиссии и других систем погрузчика без использования современных электронных технологий.

У погрузчиков Liebherr система Power Efficiency оптимизирует взаимодействие между агрегатами и системами, подбирает мощность и производительность в зависимости от нагрузок, в результате обеспечивается дополнительная экономия топлива до 25%.

Hitachi

Doosan использует на своих фронтальных погрузчиках полностью автоматическую трансмиссию с гидротрансформатором с электронной системой управления. Электронные системы управления двигателем и трансмиссией постоянно согласовывают свои действия, обеспечивая оптимальные затраты мощности двигателя и экономичность работы. Автоматическая регулировка скорости системой управления позволяет операторам погрузчиков Doosan мод. DL200-5 и DL200TC-5 использовать режим работы двигателя на максимальных оборотах при подъ­еме стрелы или работе навесного оборудования, а также развивать максимальную скорость движения машины путем выбора оптимального из семи запрограммированных уровней в пределах первого скоростного диапазона до 13 км/ч.

Функция автоматического выключения двигателя обеспечивает одно из самых больших по величине повышение топливной экономичности. Благодаря мониторингу системой электронного управления фактического времени работы погрузчика на холостом ходу и использованию телематического оборудования руководитель может видеть, что у некоторых операторов машина работает на холостом ходу от 45 до 65% рабочего времени. Если система управления автоматически выключает двигатель после 4–5 минут непрерывной работы на холостом ходу, экономится топливо.

Однако оператору необходимо, чтобы летом работал кондиционер в кабине, а зимой отопитель, поэтому он не будет выключать двигатель, даже если погрузчик стоит без работы. Это тоже стоит учитывать при расчетах затрат на топливо.

НАК

Также полезно помнить, что уменьшение времени работы на холостом ходу выразится в увеличении удельного расхода топлива в единицу времени работы по сравнению с предыдущим показателем, потому что погрузчик теперь почти все время будет работать на режимах высокой мощности. Но абсолютное значение расхода топлива уменьшится.

Благодаря электронным системам управления в современных фронтальных погрузчиках можно выбирать и устанавливать разные мощностные режимы работы. Это позволяет согласовать мощность машины с рабочей нагрузкой и условиями работы и за счет этого повысить топливную экономичность.

Например, у фронтального погрузчика нового поколения Hitachi мод. ZW220-5A «Система активного управления двигателем» (Active Engine Control System) помогает снизить расход топлива на 10%, одновременно с этим улучшая управляемость и повышая производительность. Датчики, расположенные в стратегических узлах, отслеживают движение компонентов машины и контролируют работу двигателя, уменьшая потери энергии и экономя топливо. За счет этого обеспечивается плавный ход и повышается топливная эффективность. Оператор может выбрать режим работы Standard или Power (повышенной мощности). Причем при переключении реверса хода или при обнаружении системой управления уменьшения тягового усилия автоматически активируется режим Standard. На мониторе панели приборов имеется индикация режима ECO (экономичный), которая помогает оператору выбирать более экономичный режим работы.

Caterpillar

К тому же погрузчик ZW220-5A оснащен новой 5-ступенчатой автоматической трансмиссией, имеющей режим ручного переключения. Оператор может выбрать режимы регулирования времени выключения сцепления в соответствии со скоростью движения и нажатием на педаль акселератора: Flat (равнина), Slope (склон) или OFF (выкл.). По заказу может быть установлена функция задержки переключения передач, которая позволяет избежать чрезмерного увеличения скорости, например, при выемке грунта и погрузке. При движении вперед с поднятой стрелой во избежание превышения скорости вторая передача удерживается включенной 4 сек., при движении задним ходом – 5 сек. Эти задержки переключения на третью передачу помогают экономить топливо и обеспечивают плавность погрузки.

Электронное управление также может повысить к.п.д. и производительность гидросистемы. Производительность гидронасосов точно регулируется электроникой и может мгновенно корректироваться непосредственно в процессе работы машины. Поэтому повышается экономичность работы гидросистемы и за счет этого повышается еще на 3–4% общая экономичность погрузчика.

НАК

Еще один источник экономии топлива – возможность регулирования оборотов вентилятора системы охлаждения за счет гидромуфты, когда охлаждение не нужно и при интенсивном разгоне вентилятор вообще отключается в целях экономии мощности. Вентилятор среднего размера может на максимальных оборотах потреблять мощность до 30 л.с. Таким образом, используя эту мощность для привода вентилятора только когда он действительно нужен, можно получить немалую экономию – еще 1–3% топлива.

Бортовая система взвешивания обеспечивает максимальную загрузку

Нет способа лучше убедиться, что фронтальный погрузчик развивает необходимую производительность, чем использование бортовой системы взвешивания (БСВ). Система позволяет отслеживать, сколько материала загружено в транспортное средство и сколько загружено за день. Измеряя ежедневную выработку и расход топлива, вы можете постоянно контролировать, сколько топлива затрачивается на тонну перевезенного материала. Использование БСВ также позволяет оператору видеть, перево­зит ли он оптимальный по величине груз за каждый рейс, чтобы быть уверенным в том, что он добьется максимальной выработки. Оператору не нужно приблизительно прикидывать, сколько материала он уже загрузил в кузов самосвала и сколько еще нужно загрузить, не нужно взвешивать самосвал пустой и загруженный на автомобильных весах, особенно если требуется нагружать самосвалы точным количеством груза или существует особенно жесткий контроль расхода материала. Поскольку эти системы определяют вес материала в динамике и останавливать для этого машину не нужно, время выполнения цикла уменьшается. Бортовые системы взвешивания могут формировать отчеты о производительности машины за рабочий день, о том, сколько и какого материала было загружено на какого типа транспортные средства, или отпущено каким потребителям, или по каким адресам и какими операторами.

JCB

В общем, бортовые системы взвешивания помогают увеличить производительность и экономичность фронтальных погрузчиков, и преимущества использования системы значительно превосходят затраты на ее установку.

Можно заказать установку бортовой системы взвешивания прямо при изготовлении погрузчика на заводе, или установить на новый погрузчик, приобретая у дилера, либо установить ее на погрузчик, уже находящийся в эксплуатации, воспользовавшись услугами сторонней организации. БСВ можно приобрести и отдельно на вторичном рынке. Система должна устанавливаться квалифицированными специалистами и регулярно проходить техобслуживание в местном сервисном центре. Необходимо следить за точностью показаний БСВ, регулярно ее проверять, потому что даже небольшие отклонения в точности повлияют на экономическую эффективность работы машины.

БСВ Caterpillar Production Measurement Payload Weighing System управляется с помощью сенсорного дисплея, отчеты можно просматривать на экране или с помощью другого гаджета через интерфейс VisionLink. Эту защищенную веб-систему разработала компания VirtualSite Solutions, совместное предприятие Caterpillar и Trimble. Среди других функций этой системы – «функция обязательной выгрузки последнего ковша» для ускорения цикла погрузки и «взвешивание при малой высоте подъема», т. е. для того, чтобы определить вес материала в ковше, не нужно поднимать ковш высоко. БСВ Caterpillar совместима со стандартным оборудованием Caterpillar – всеми датчиками, сенсорным экраном, электронным оборудованием и телематическими системами. Утверждается, что по сравнению с системами, предлагающимися отдельно на вторичном рынке, система Caterpillar более надежна и дешевле в эксплуатации. Обычно дилер калибрует эту систему в ходе первоначальной грубой настройки всего оборудования, а последующая тонкая подстройка может быть выполнена оператором в режиме Simple Cal. И далее в процессе эксплуатации точная подстройка может выполняться быстро и легко.

SEM

В России нередко используются БСВ итальянской компании VEI.

Компания John Deere разработала БСВ Loadrite L2180. Это опция, устанавливаемая на заводе, предлагается для всех фронтальных погрузчиков промышленного и коммунального назначения. L2180 передает информацию о величине полезного груза через телематическую систему John Deere JDLink. Сообщается время выполнения каждого рабочего цикла, производительность машины и т. д. Сведения могут просматриваться в режиме онлайн. К системе L2180 может подключаться портативный принтер, который распечатывает для водителей грузовиков бланки с указанием веса загруженного материала. Для мод. 724К (ковш 3,0–3,6 м3) и меньших моделей John Deere предлагает более простую БСВ «базового уровня»: EPS (Embedded Payload Scale, «Встраиваемая система взвешивания»). Эта система лишь определяет массу груза в ковше и в кузове самосвала, но не может составлять отчеты и передавать данные в другие электронные приборы.

Hitachi

Система «плавного хода»

Системы «плавного хода», демпфирующие раскачивание погрузчика в продольном направлении в процессе езды, повышают комфортность условий работы оператора и помогают уменьшить усилия, действующие на рычаги ковша и стрелы, а также раму погрузчика, это увеличивает срок службы погрузчика. Они являются популярным дополнительным оборудованием, например, до 70% фронтальных погрузчиков Kawasaki, 80% Case продаются с этой системой.

«Система плавного хода» очень распространена на погрузчиках больших типоразмеров, но о ней обычно забывают, выбирая погрузчики меньших размеров, и особенно владельцы погрузчиков, которые сами на них не ездят. И это большая ошибка.

Когда машина должна перевезти большой объем материала, система плавного хода позволяет избежать просыпания его из ковша и тем самым сохранить довольно много материала. Одна из компаний проводила испытания и выяснила, что производительность машины при выполнении погрузки/ перевозки увеличивается приблизительно на 15%, когда она оснащена системой «плавного хода». В большинстве случаев при правильном использовании эта система окупается в течение 6–12 месяцев.

Телематическое оборудование

Большинство производителей фронтальных погрузчиков сегодня предлагают телематические системы для них, эти системы предоставляют информацию, которую раньше невозможно было получать оперативно. Цветной монитор с сенсорным управлением предоставляет оператору в реальном времени данные о работе машины. Оператор может отслеживать, сколько топлива потребляет машина, и рассчитывать средние показатели для различных работ или строительных объектов. Данные могут загружаться в портативные гаджеты (планшеты, смартфоны) и передаваться с помощью телематического оборудования в центральный офис или в другие машины. Благодаря мониторингу данных с помощью телематики руководители компании могут видеть, недогружена или перегружена машина работой, кто из операторов любит подолгу оставлять машину работать на холостом ходу, и указать им на нерациональное использование топлива и моторесурса машины, может увеличить количество самосвалов на строительном объекте или еще как-то изменить рабочий процесс, чтобы сократить простои погрузчика.

Для того чтобы сделать управление парком машин еще эффективнее и комфортнее, компания «Хитачи Констракшн Машинери Евразия Сейлз» запустила новый автоматизированный сервис отчетов о работе техники ConSite. Телематическая система ConSite непрерывно отслеживает рабочее состояние машин и наличие аварийных сигналов, позволяя владельцу точно управлять работой машин в соответствии с их состоянием и задачами. Информация передается по каналам спутниковой связи и сохраняется в базе данных Global e-Service. Используя эти данные, система ConSite ежемесячно автоматически создает отчет по каждой машине и отправляет его клиенту и дилеру вместе с информацией об аварийных сигналах. Уведомления об аварийных сигналах высылаются по мере их возникновения, что позволяет владельцам машин оперативно выявлять возникающие неисправности и устранять их.

SDLG

Телематическое оборудование Caterpillar обеспечивает доступ к собранным данным с помощью системы VisionLink. Система дает возможность получать статистические и аналитические отчеты, а также другую информацию, с помощью которой компании – владельцы машин Caterpillar могут повысить экономичность и производительность их работы.

Китайская компания SDLG позиционирует свои погрузчики как «бюджетные», но по желанию клиентов может быть установлено и телематическое оборудование, и бортовая система взвешивания и проч.

Одна из новейших опций, набирающая популярность, – это подготовка к установке телематического оборудования. Если машина подготовлена к установке телематического оборудования, ее цена на вторичном рынке будет выше.

Все тяжелые фронтальные погрузчики Case (от мод. 521F и выше) в стандартной комплектации имеют «подготовку к установке телематического оборудования» с трехлетней подпиской на телематический сервис Advanced Case SiteWatch. Компания считает, что включение в стандартную комплектацию этого оборудования и сервиса упрощает в дальнейшем владельцу машины начало использования телематики и осознание ее преимуществ без дополнительных вложений финансов. Телематика также пригодится тем владельцам, которые хотели бы вести регулярные записи и отчеты о работе и обслуживании машины.

Volvo CE

Упрощение техобслуживания

Ряд особенностей конструкции погрузчиков Volvo СЕ существенно упрощают их техобслуживание. Система «быстрой замены моторного масла» ROX (Rapid Oil Exchanging) предлагается для погрузчиков Volvo больших типоразмеров. В погрузчиках компании Doosan система дистанционного слива моторноого масла и охлаждающей жидкости идет в базе на всех моделях серии DL. Обычно, чтобы заменить моторное масло, механику нужно залезть под машину и снять защиту картера, эта операция занимает около 30 мин (а потом ее еще нужно установить на место). ROX позволяет выкачивать масло из двигателя буквально в течение 1–2 минут. А если обслуживается большой парк техники, экономия рабочего времени получается очень солидная. Если техобслуживание машин производится через каждые 500 моточасов, в год получается примерно 5 ТО, а за счет сокращения затрат времени на обслуживание экономятся немалые средства. Система удаляет масло из масляных фильтров, и когда механик откручивает фильтры, из них не вытекает масло. К тому же исключается вероятность получения механиками ожогов горячим маслом. Система смазки заполняется свежим маслом, исключается попадание в свежее масло загрязнений, обеспечивается заполнение фильтров маслом перед пуском двигателя, что предотвращает работу некоторых компонентов двигателя без смазки в первые секунды после пуска.

Система ROX устанавливается на погрузчике вместе с насосом и соединительными штуцерами. Механику, выполняющему ТО, остается только подсоединить шланги от емкости со свежим маслом. Еще одним преимуществом ROX является то, что насос прокачивает масло по всей системе смазки двигателя, включая турбокомпрессор, когда двигатель выключается. Таким образом, турбокомпрессор защищается от обычной «болезни» этих агрегатов – недостатка смазки.

Liebherr

Собранные в одном удобном для доступа месте точки обслуживания упрощают проведение ежедневного ТО. В подвеске задней оси установлены необслуживаемые втулки и подшипники с заложенной на весь срок службы смазкой. Чтобы демонтировать весь комплекс компонентов обработки отработавших газов в системе выпуска, достаточно открутить несколько деталей крепления.

У нового погрузчика Hitachi ZW220-5A для упрощения обслуживания три боковые панели моторного отсека поднимаются, четыре «точки обслуживания» собраны в одном легкодоступном месте: топливные фильтры грубой и тонкой очистки, указатель уровня масла в двигателе и бачок стеклоомывателя.

Централизованные системы смазки также обеспечивают экономию времени, затрачиваемого на техобслуживание, так как устраняют необходимость выполнять вручную операции смазки, которые занимают немало времени. Такие системы могут быть в штатной комплектации или устанавливаться непосредственно на месте эксплуатации техники.

Наличие централизованной автоматической системы смазки является гарантией того, что смазка узлов машины производится должным образом, и за счет этого может повысить стоимость машины на вторичном рынке, ведь покупатель на вторичном рынке предпочитает машины, которые правильно эксплуатировались и получали регулярное техобслуживание.

Hyundai

Например, компания Hyundai сразу закладывает в конструкцию своих фронтальных погрузчиков централизованную автоматическую систему смазки.

Компания Doosan также поставляет погрузчики серии DL с централизованной смазкой в стандарте.

Производители предлагают также много другого дополнительного оборудования, уменьшающего требуемый объем ТО, например фильтр грубой очистки воздуха. Наличие штуцеров для отбора проб масел значительно упрощает отбор анализов для контроля состояния масла. Такими штуцерами оснащаются фронтальные погрузчики ряда производителей.

Реверсивный вентилятор помогает очищать сердцевину радиатора от мусора и пыли, что особенно полезно при работе в условиях высокой запыленности.

Гарантийные программы и пакеты комплексного сервисного обслуживания также упрощают ТО. А в зависимости от того, сколько времени данный фронтальный погрузчик находился в собственности, наличие в прошлом продленной гарантии и контрактов на плановое сервисное обслуживание может увеличить стоимость машины на вторичном рынке.

Например, компания Case предлагает пакет сервисного обслуживания ProCare (гарантия/ контракт на плановое техобслуживание/ телематическое оборудование).

Hitachi

Как выбрать фронтальный погрузчик для сельхозпредприятия

Фронтальный погрузчик для сельскохозяйственного предприятия имеет свои особенности. Условия работы на животноводческой ферме для фронтального погрузчика являются исключительно жесткими. Поэтому, выбирая погрузчик для такой работы, следует обратить внимание на некоторые его характеристики, от которых зависит в данном случае срок службы машины. Также, как и всегда при покупке машины для какой-либо сферы, рекомендуем приобрести некоторое дополнительное опционное оборудование, которое поможет вашему фронтальному погрузчику лучше справляться с данной работой.

То, что нужно иметь обязательно. Системы охлаждения и фильтрации масла в картерах мостов необходимы для работы на молочной ферме, потому что грязь и навоз налипают на картеры мостов, образуют сплошную засох­шую корку и действуют как теплоизолятор. В результате масло в мостах может перегреваться, терять свои свойства, и из-за этого подшипники и шестерни в агрегатах моста, а также тормозные механизмы могут преждевременно выйти из строя. Фильтрация масла в мостах способствует увеличению ресурса подшипников и шестерен, поскольку фильтр задерживает абразивные частицы, циркулирующие вместе с маслом. Масло и фильтр моста должны заменяться с периодичностью, указанной производителем моста или машины.

Реверсивное вращение вентилятора, которое включается автоматически или вручную для продувки и очистки от мусора сот радиатора, еще одно оборудование, которое обязательно должен иметь погрузчик, работающий в сельском хозяйстве. Удаляя загрязнения из сот, вентилятор восстанавливает способность радиатора охлаждать, в результате общая температура в системе охлаждения масла будет поддерживаться на более низком уровне.

И наконец, дополнительный первичный воздушный фильтр помогает продлить срок службы основного воздушного фильтра двигателя и задержать мусор и загрязнения, которые в противном случае могли бы попасть в цилиндры двигателя и повредить детали цилиндро-поршневой группы.

Case

То, что рекомендуется. Удлиненная стрела, обеспечивающая увеличение высоты разгрузки ковша, это одна из наиболее часто используемых опций в погрузчиках, предназначенных для сельского хозяйства. Погрузчикам, загружающим кормораздаточные тележки, часто требуется поднимать ковш повыше, чтобы избежать столкновения с бортом тележки.

Иногда бывает недостаточно даже опционной удлиненной стрелы, но некоторые производители предлагают дополнительное оборудование, позволяющее увеличить высоту подъема еще больше. Во-первых, это ковш с выталкивателем – плитой, которую передвигает гидроцилиндр, плита выгружает материал из ковша. Ковши с выталкивателями очень полезны и удобны для загрузки отмеренных порций дорогостоящих кормов в кормораздаточную тележку. Во-вторых, это «ковши для высокой выгрузки», оснащенные гидроцилиндром, который поднимает заднюю часть ковша, опрокидывая его, тогда как у обычного ковша нижняя часть при разгрузке опускается. В результате высота выгрузки такого ковша увеличивается.

У компании Doosan опция удлинения стрелы доступна на всех моделях, включая модели DISD.

Если на сельскохозяйственном предприятии преобладает шпагатная вязка тюков сена, рекомендуется приобретать погрузчик с защитой осей от наматывания шпагата, так как намотавшийся на ось прочный шпагат может повредить уплотнения на оси, что в конечном счете приведет к серьезным повреждениям и дорогостоящему ремонту.

Многие производители погрузчиков предлагают системы «плавного хода». Эта опционная функция не только предотвращает рассыпание материала, но и уменьшает нагрузки на цапфы колес и оси шарниров, увеличивая срок их службы. Корм для животных стоит дорого, и система «плавного хода» позволяет сэкономить на его потерях при транспортировке.

При езде по грязи и мокрой почве автоматические механизмы блокировки дифференциалов без всякого участия оператора повысят проходимость погрузчика, а противобуксовочная система поможет наполнять ковш и уменьшит износ шин за счет уменьшения буксования колес.

Бортовая система взвешивания поможет точно измерять количество доставленного корма, вес тюков с сеном и укладывать в кузов количество груза, точно соответствующее грузоподъемности автомобиля.

Амкодор

Техобслуживание погрузчика. И вот вы подобрали фронтальный погрузчик, точно соответствующий условиям работы на вашем сельскохозяйственном предприятии. Теперь нужно поддерживать его в рабочем состоянии, чтобы он проработал как можно дольше. Герметичность уплотнений картеров мостов следует ежедневно проверять визуально. Если будет замечена утечка или хотя бы «влажность», уплотнение следует заменить. Мост не может работать без смазки, и от состояния масляных уплотнений качество смазки также очень зависит. Рекомендуется очищать уплотнения от налипшей грязи и каменной крошки, это поможет продлить их срок службы. К тому же очень полезно (периодически, регулярно) чистить охладители масла в мостах.

Итак, следует выбирать фронтальный погрузчик для сельскохозяйственного предприятия очень тщательно. Постарайтесь объяснить дилеру-продавцу, какие конкретно требования предъявляют к будущему погрузчику условия работы именно в вашем хозяйстве, выясните подробно, какое дополнительное оборудование предлагается производителем и какое можно приобрести на вторичном рынке, чтобы из погрузчика в базовой комплектации сделать специализированную машину для сельского хозяйства.