Можно ли сэкономить на запчастях?
Проблема контрафакта при выборе запчастей
Казалось бы, ответ очевиден: конечно нет, поскольку использование дешевых, что соответствует в данном контексте понятию «некачественных», деталей может отрицательно сказаться на техническом состоянии машины, а также на безопасности водителя и других участников движения. Но все, пожалуй, не так однозначно и при выборе запчастей, как говорится, есть варианты...
На контрафакте не сэкономишь
Покупка запчастей и последующий ремонт спецтехники и коммерческого транспорта многие годы является одним из важнейших аспектов в работе отечественных строительных и транспортных предприятий: в связи с хронической нехваткой средств ими часто приобретаются подержанные грузовики, экскаваторы, погрузчики. О гарантийном ремонте такой техники и речи быть не может, а при обращении в авторизированные сервисные центры владельцев шокируют выставляемые счета. При выходе из строя какой-либо части агрегата в специализированных центрах, как правило, предлагают заменить узел на новый и не берутся его ремонтировать. Вот и приходится механикам искать обходные варианты, покупая запчасти подешевле.
После бума контрафактной продукции в области производства модной одежды и элитных часов проблема – предложение поддельных автозапчастей под брендами ведущих мировых марок – переместились в том числе и в область производства специальной техники. Однако использование поддельных запчастей может привести к более трагическим последствиям, чем продажа некачественных копий на рынке товаров повседневного спроса. Подделываются, как правило, самые востребованные и ходовые позиции, а изготовленные по максимально удешевленным технологиям детали могут нести в себе большую потенциальную опасность для владельцев техники.
Лучшее из возможного
Все знают популярную телеигру «Сто к одному». Если сыграть в эту игру применительно к установленной в России гидравлике и спросить 100 человек, решения какого производителя наиболее часто применяются в промышленной и мобильной гидравлике, то одним из самых популярных ответов будет: Bosch Rexroth. В России серийное применение гидравлики Bosch Rexroth на дорожно-строительной технике началось в 2000-х гг., и практически все производители включают компоненты Rexroth в свои гидросхемы как стандарт качества. Если говорить о мировых производителях буровой и дорожно-строительной техники, то список производителей, использующих компоненты Rexroth в своих машинах, будет намного более масштабен – это практически все лидеры дорожно-строительной отрасли. Пожалуй, легче перечислить производителей, которые не используют компоненты Rexroth в своей технике. Наличие на шильдике насоса, мотора или редуктора наименования производителя дорожно-строительной техники не исключает того факта, что установленные компоненты произведены в компании Bosch Rexroth. Повсеместное использование компонентов Bosch мировыми производителями техники и есть признание наивысшего уровня качества продукции.
Несмотря на то, что гидравлика Rexroth надежна и долговечна, тяжелые условия эксплуатации, а что еще более важно – сроки эксплуатации дорожно-строительной техники (ведь большая часть импортной техники, работающей в РФ это б.у.) заставляют владельцев рано или поздно задумываться об обслуживании. Как правило, обслуживание может осуществляться в виде замены отработавшего свой ресурс узла в сборе либо производиться его капитальный ремонт. Покупка нового узла Rexroth у дилеров, официальных представителей – наиболее безопасный шаг с точки зрения приобретения оригинальной продукции. Покупая компоненты у неофициальных дилеров, все же имеется вероятность приобрести поддельную продукцию.
Совсем другое дело – ремонт узла. Если набрать в любом русскоязычном браузере «ремонт гидравлики Rexroth», то откроется список из нескольких десятков, а может, и сотен компаний, предлагающих эту услугу. Возможно, часть их четко следует технологии и последовательности ремонта, какая-то часть ремонтных компаний использует оригинальные комплектующие, есть даже такие, которые «проводят испытания» отремонтированного изделия. Понятно, что найти на рынке компанию, которая использует в своей работе все три ингредиента, обеспечивающих высокое качество отремонтированного изделия, совсем непросто.
На протяжении последних нескольких лет компания Bosch Rexroth производила серьезные инвестиции в развитие сервиса в России. Как результат был создан единственный в России сервисный центр, полностью отвечающий стандартам качества «материнской» компании. Безусловно, каждый владелец техники сам решает, что поставить во главу угла: качество, цену или срок, но всегда необходимо помнить: альтернатива есть – это оригинальный сервис Rexroth.
Обратившись в сервисный центр компании Bosch Rexroth, клиенту не придется выбирать между качеством, ценой или сроком – здесь клиент получит лучшее из возможного.
При выборе предупредительность не помешает
Парадоксально, но автокомпонент, самым непосредственным образом влияющий на безопасность движения транспортного средства – тормозные колодки, – является чуть ли не наиболее часто подделываемым. Взять хотя бы компанию TMD Friction, заслуженно считающуюся одной из ведущих по уровню качества, объемам производства и разнообразию ассортимента. Примерно 43–45% своей продукции TMD направляет на вторичный рынок, а основной объем колодок поступает на конвейеры автопроизводителей для комплектации новых автомобилей и в авторизированные сервисные центры.
TMD Friction принадлежат торговые марки Textar, Mintex, DON. Под этими брендами выпускаются тормозные колодки для грузовиков, автобусов, спецтехники. Производство тормозных колодок – процесс очень сложный и затратный, требующий контроля на каждом этапе изготовления. Для официальной реализации своей продукции на территории Евросоюза производителю тормозных колодок необходимо доказать, что они соответствуют требованиям стандарта безопасности и качества ECE R90. В ходе проверки на соответствие этому стандарту колодки должны выдержать тестирование не менее чем по шести показателям: термоустойчивость, ударная прочность и т. д. Компания Textar тестирует свои колодки по 24 различным параметрам, что говорит об их высочайшем качестве. Видимо, поэтому производители контрафактных автозапчастей чаще всего подделывают именно продукцию Textar. Но все же подделку от оригинала отличить можно.
Признаки контрафакта можно обнаружить уже при изучении упаковки. На коробке настоящих Textar полиграфия отличается множеством деталей, тонкими линиями, на лицевой стороне нанесена информация о продукте и указана страна-производитель, например «Made in Great Britain». На подделке же обычно написано просто «Textar Germany». На упаковке настоящих колодок должен присутствовать сертификационный знак R90. Часто изготовители подделок не комплектуют как положено свои изделия, не вкладывают в упаковку винты и крепежные пружины.
При изучении фрикционной накладки можно обнаружить, что текстура фрикционного материала в оригинальных деталях более однородная, на поверхности фрикционного материала не видны крупные инородные включения. Использование дешевых компонентов в контрафактных колодках приводит к тому, что состав фрикционной смеси может быть либо чрезмерно мягким, и тогда колодки быстро сотрутся, либо чрезмерно жестким, и тогда торможение будет вызывать быстрый износ тормозной поверхности диска.
Еще одной отраслью, столкнувшейся с проблемой контрафактных запчастей, является производство автомобильных фильтров. Один из крупнейших в мире производителей фильтров и систем фильтрации, компания Cummins Filtration, активно работает на рынке России и постоянно ведет борьбу с производителями и продавцами фильтров-подделок, и тем не менее они встречаются. Cummins Filtration производит фильтры и системы фильтрации торговой марки Fleetguard. Более 7 тыс. наименований высокотехнологичной продукции обеспечивают увеличение межсервисных интервалов и экономят затраты на эксплуатацию двигателей. Однако низкокачественные «копии» фильтров ТМ Fleetguard можно встретить даже на крупных международных выставках в России.
Надо отметить, что в Китае в последние годы активно борются с выпуском контрафактной продукции. Перекрываются пути вывоза подобных товаров экспортерам, которые еще недавно беспрепятственно отправляли подделки во все концы мира. Китайские таможенники сегодня требуют у экспортеров документы, разрешающие использование того или иного бренда, официальные договоры, в которых бы владелец известной торговой марки давал разрешение на производство продукции под этим брендом. Однако в ответ на «заградительные» действия правительства увеличились объемы экспорта автокомпонентов «насыпом». Изготовление коробок с наименованиями известных брендов и расфасовка в них деталей производятся уже в стране назначения.
Что касается фильтров Fleetguard, то Cummins Filtration призывает покупателей не рисковать и по возможности приобретать продукцию у проверенных поставщиков. С целью помочь покупателям найти надежные каналы покупки продукции Fleetguard компания опубликовала перечень своих партнеров в России и странах СНГ на официальном сайте Cummins Filtration. Самостоятельно распознать подделку бывает трудно. Например, непрофессионалу сложно оценить качество фильтрующего материала, а ведь он играет ключевую роль в работе любого фильтра. Например, в некоторой продукции Fleetguard используется запатентованный 5-слойный синтетический материал StrataPore™: один слой целлюлозы, три слоя полиэстера и дополнительный защитный слой. При визуальном осмотре материала StrataPore™ на фильтре-картридже видны точки ультразвуковой сварки, которой материал StrataPore™ прикреплен к основе из целлюлозы. Внедрение StrataPore™ увеличило срок службы фильтров Fleetguard. Инновационный фильтрующий материал NanoNet™, применяемый в последнем поколении фильтров Fleetguard, еще больше улучшил характеристики качества и надежности фильтрации.
Можно купить дешевле и оригинал, а не подделку
Современные гидравлические агрегаты достаточно сложны в своем устройстве и являются прецизионными механизмами. Починить их, не имея специальных навыков и необходимого оборудования, задача практически невыполнимая. Поэтому большинство производителей гидравлических агрегатов в качестве запчастей поставляют только уплотнения и укрупненные узлы, а не отдельные детали и рекомендуют заменять дефектные агрегаты в сборе.
Но новые агрегаты очень дороги. Купив же более дешевые, но неизвестного качества, владелец рискует приобрести дополнительные поломки и затратный ремонт. Поэтому для удобства клиентов и снижения стоимости обслуживания многие ведущие производители спецтехники и автокомпонентов развивают сегодня программы Reman, в рамках которых можно поменять вышедший из строя агрегат на восстановленный самим производителем с соблюдением всех технических условий. Важно отметить, что срок гарантии на Reman-агрегаты, как правило, такой же, как и на новые компоненты, а иногда даже превышает его, но стоимость восстановленного узла или отдельной детали на 30–70% ниже нового изделия.
Reman – это сокращение от английского слова remanufac–turing – «восстановление».
Voith Turbo GmbH & Co. KG – это немецкий производитель продукции для промышленности и сельского хозяйства с мировым именем. Ключевым направлением работы компании является производство гидромеханических передач (ГМП) серии DIWA для автобусов, гидродинамических тормозов-замедлителей, или ретардеров, используемых в конструкциях многих видов транспортных средств, и воздушных компрессоров, которыми комплектуются грузовики, спецтехника и автобусы. С 1996 г. действует российский офис компании, которая уже прочно обосновалась на рынке СНГ.
Для более продуктивной и гибкой работы с клиентами в компании разработаны три направления по восстановлению выработавших свой ресурс компонентов. Первое – это программа Reman ГМП DIWA, в рамках которой производится обмен вышедших из строя ГМП на восстановленные, поступающие со склада в компании в Казани. Надо сказать, что восстановление осуществляется с использованием самых последних технических достижений компании, на изделие дается гарантия в 1 год либо на 60 тыс. пробега. Все восстанавливаемые изделия обязательно тщательно испытываются и полностью соответствуют стандартам качества Voith.
Вторым направлением является программа «Reman Ретардер Voith». Ретардеры обеспечивают надежное торможение и снижают выбросы CO2, сокращают расход топлива и эмиссию пыли на 80%. Процесс торможения с ретардером увеличивает срок службы тормозных элементов и машины в целом. Заявки на получение обменных восстановленных ретардеров выполняются сотрудниками Voith в кратчайшие сроки, а гарантия предоставляется на год эксплуатации или на 100 тыс. пробега автомобиля. Компания Voith может также предложить отдельные восстановленные узлы ретардеров.
Третье сервисное направление развивает ретрофит, то есть модернизацию устаревших конструкций и систем на основе новейших технологий, воздушных компрессоров Voith. На этом направлении специалисты Voith готовы оказать техническую поддержку и поставить необходимые детали либо просто заменить устаревший компрессор любого производителя на современный марки Voith, что обеспечит, как утверждают в Voith, экономию топлива до 1 л на 100 км, снижение энергопотребления в ненагруженном состоянии благодаря использованию инновационной системы холостого хода и другие «плюсы».
Восстановлением изношенных агрегатов и узлов по тем же технологиям и на аналогичном оборудовании, на котором делаются новые детали, занимается специальное подразделение в компании John Deere. В компании Hitachi уже несколько лет действует программа восстановления бывших в употреблении деталей и узлов Reman Select Program. Программа позволяет приобрести реконструированные гидравлические насосы и моторы, испытанные в соответствии с оригинальными спецификациями, с экономией до 60%.
Успешно действует более 10 лет индустрия восстановления б/у компонентов Liebherr Reman. Перед отгрузкой каждый восстановленный агрегат подвергается глубокому комплексному тестированию, что гарантирует получение заказчиком агрегата высокого качества по конкурентной цене.
Программа восстановления компонентов Caterpillar, осуществляемая по единой фирменной системе Cat Reman, дает возможность «вторичного использования» оборудования за счет замены в нем старых поврежденных деталей и добавления функций недавно вышедших моделей. В марте 2015 г. на более чем 70 сервисных станциях компании Volvo Group, расположенных в разных частях России, была запущена программа обмена вышедших из строя узлов и агрегатов Volvo Exchange Program. Цена восстановленных компонентов Volvo примерно на 30% ниже стоимости новых, а гарантия – год эксплуатации без ограничения пробега.
Программы по восстановлению изношенных узлов действуют и в компании JCB – JCB Service Exchange. В 2016 г. компания Scania запустила программу обмена запчастей Service Exchange. Центр Reman по восстановлению компонентов техники Komatsu уже действует в Кемеровской области, а в 2017 г. начнет полноценную работу аналогичный центр Reman в Магадане.
Есть и еще вариант приобретения качественных запчастей огромного ассортимента на спецтехнику ведущих мировых производителей. Для этого лишь надо обратиться к надежному и проверенному поставщику, который может предложить как оригинальные, так и неоригинальные запчасти, но по очень привлекательной цене, и таким поставщиком является компания «Белра Импекс». С 2005 г. представительство этой бельгийской компании открыто и успешно работает в Туле.
Предлагаемые компанией аналоги полностью соответствуют европейским требованиям к качеству запчастей и зачастую являются запчастями, изготовленными на мощностях тех же производителей, у которых размещают заказы на изготовление оригинальных деталей известные производители. Это так называемые конвейерные, или ОЕМ-поставщики. Продукция ОЕМ-поставщиков по определению имеет такое же качество, как и оригинальная запчасть, но у нее нет фирменного логотипа, а цена, конечно, намного более привлекательная.
Сегодня «Белра Импекс» может предложить нашим потребителям весь спектр оригинальных и неоригинальных запчастей Caterpillar, весь спектр необходимых деталей к технике Komatsu и неоригинальные запчасти на двигатели и ходовую часть этого производителя. Менеджеры «Белра Импекс» также предлагают покупателям как оригинальные, так и неоригинальные детали к оборудованию компаний Cummins, Detroit Diesel, неоригинальные запчасти на строительную технику компании Volvo. Используя возможности, предлагаемые компанией «Белра Импекс», можно сэкономить значительные средства при покупке запчастей, не волнуясь при этом о надежности и качестве своих приобретений.
Итак, бесспорно, восстановленные детали являются в основном отличной альтернативой новым – они дешевы, их можно легко найти в продаже. Но к сожалению, автопроизводители сегодня берутся восстанавливать лишь около 10% всего ассортимента деталей и узлов, участвующих в работе транспортного средства, хотя и имеется тенденция к росту. Так что выбор запчастей, оригинальных и неоригинальных, неизбежен, и нужно быть бдительным, ведь качественную подделку могут продавать как оригинал даже крупные оптовые фирмы.