Главное средство борьбы с конкурентами

В. Васильев

Сегодня мы публикуем заключительную часть интервью (начало см. в «ОС» № 4, 2006 г.), которое любезно дал нашему журналу главный конструктор РУП «МАЗ» Владимир Владимирович Корсаков, поделившись секретами успеха Минского автомобильного завода
в жесткой конкурентной борьбе.

Бортовой МАЗ-437040

Качественным скачком в развитии модельного ряда, по твердому убеждению В. Корсакова, стало создание перспективного поколения грузовиков семейства МАЗ-6430 и автопоездов на их базе. Завод начал освоение новой продукции с изготовления седельных тягачей с колесной формулой 4x2 и 6x4, а также прицепного состава для их комплектации. Потребность в подобной технике останется значительной в ближайшие годы в странах СНГ (в основном в России) и, по прогнозам экспертов, снижаться не будет. Базовые узлы и агрегаты позволяют создать большой ряд автомобилей разного назначения с высокой агрегатной и детальной унификацией. Полная масса автомобилей колеблется от 17,5 до 65 т, грузоподъемность – от 8,5 до 42,5 т.

Грузовики МАЗ-6430 значительно отличаются от предшествующих моделей как по технико-эксплуатационным показателям, так и по внешнему виду, дизайну, интерьеру. Доведены до современных стандартов показатели по безопасности и экологии. Автомобили семейства оснащены ведущими мостами с планетарными пятисателлитными колесными редукторами, усовершенствованной передней осью, измененным рулевым механизмом со встроенным силовым гидроцилиндром. Ведутся работы по внедрению автоматических коробок передач. Создана подвеска с четырьмя пневмобаллонами, предназначенная для машин с усиленной рамой, ориентированных для работы на плохих дорогах. На заводе успешно осваивают процесс холодной клепки несущих рам.

МАЗ-544069 и полуприцеп МАЗ-97583 предназначены для стран Евросоюза

Автомобили семейства МАЗ-6430 практически все оснащены новыми узлами, агрегатами и системами, от серийных автомобилей заимствован только рулевой механизм МАЗ-64221, который вскоре заменят более совершенным интегральным устройством завода «Автогидроусилитель».

Путевку в жизнь новому семейству дал базовый двухосный седельный тягач МАЗ-5440. Еще в 1999–2003 гг. завод выпустил и поставил автотранспортным предприятиям промышленные партии автомобилей МАЗ-544008 (около 270 единиц) с двигателем ЯМЗ-7511 (Euro 2). По результатам их эксплуатации завод внес изменения в конструкторскую документацию, завершил технологическую подготовку производства и со второго полугодия 2003 г. развернул серийный выпуск двух- и трехосных седельных тягачей. В настоящее время в эксплуатации находится свыше 1600 седельных тягачей МАЗ-544008 и более трехсот МАЗ-544069. Малыми партиями завод выпускает трехосные седельные тягачи МАЗ-643008, началось изготовление бортовых трехосных МАЗ-631208 грузоподъемностью 14 т с кабиной увеличенного объема и самосвала МАЗ-650108 грузоподъемностью 20 т с трехсторонней разгрузкой, способного в составе автопоезда транспортировать до 40 т груза.

Благополучно складывается и судьба двухосных бортовых МАЗ-534008 с кабиной увеличенного объема, двухосных бортовых МАЗ-534003, МАЗ-534004 и седельных тягачей МАЗ-544003, МАЗ-544004, оснащенных короткой базовой кабиной типа 6501. Для экспортных поставок по временным технологическим маршрутам изготавливают двух- и трехосные автомобили с увеличенной нагрузкой на ось (13 т на ведущий мост и 26 т на тележку). Активно идет работа над бортовым автопоездом увеличенной вместимости.

Самосвальный автопоезд в составе тягача МАЗ-643008 и полуприцепа МАЗ-9530

Его тягач серии 5340-08 (6х2) оборудован последней подъемной осью и комплектуется прицепом с центральными осями.

В соответствии с требованиями клиентов часть автомобилей комплектуют доступными по цене двигателями ЯМЗ и шинами производства стран СНГ, другие – силовыми агрегатами МАN, бескамерными шинами Мichelin (Франция) и Continental (Германия). Например, комплектация МАЗ-544069, работающего в составе автопоезда полной массой 40 т (грузоподъемность 26 т), двигателем MAN D2866 LF25 (410 л.с.) позволила по топливной экономичности выйти на уровень зарубежных аналогов, при этом автомобиль отвечает нормам Euro 3.

Новые узлы – передняя ось, ведущие мосты, рама, подвеска, кабина – позволили увеличитьресурс автомобилей МАЗ последнего поколения до 800 тыс. км при сроке эксплуатации 6 лет, а на ближайшую перспективу – до 1 млн. км, при этом гарантийный пробег за год составляет 100 тыс. км. Ресурс серийных автомобилей семейства МАЗ-64221 – 600 тыс. км, гарантийный пробег – 50 тыс. км. Периодичность техобслуживания МАЗ-544069 (ТО-1 – 22,5 тыс. км и ТО-2 – 45 тыс. км) соответствует аналогичным характеристикам грузовиков фирмы МАN серии F 2000. Для МАЗ-544008 с двигателем ЯМЗ-7511 эти параметры составляют 15 и 30 тыс. км пробега. Сейчас «Автодизель» и МАЗ проводят комплекс работ для увеличения периодичности ТО-1 до 30 тыс. км, а ТО-2 – до 60 тыс. км грузовиков с двигателями ЯМЗ-658 (Euro 3).

Эвакуатор с наклонно-сдвижной платформой

Применение двигателей МАN позволило решить проблему сервиса: с германской компанией подписано соглашение по техническому обслуживанию на сервисных станциях МАN Европы грузовиков МАЗ с немецкими моторами.

На Минском автозаводе активно разрабатывают перспективные электронные системы. Так, новая бортовая система контроля и диагностики осуществляет контроль и выдает данные по нагрузке на ось, расходу топлива, средней скорости движения грузовика, а цифровой 28-суточный тахограф позволяет за любой период времени автоматизировать учет и контроль работы водителя транспортного средства.

Автомобили последнего поколения сертифицированы и удовлетворяют всем международным требованиям по безопасности, экологии и техническому уровню. В соответствии с программой развития дизельного автостроения, рассчитанной до 2008 г., МАЗ в содружестве с ОАО «Автодизель» станет осуществлять полный переход на выпуск автомобилей, отвечающих требованиям Euro 3, а затем и Euro 4.

Заводские специалисты, чтобы удовлетворить внутренний спрос и обеспечить экспортные поставки автомобилей для массовых городских, пригородных и региональных перевозок, разработали конструкцию и начали выпуск среднетоннажного МАЗ-437040 грузоподъемностью 4,5...5 т с двигателем ММЗ Д-245.9Е2 (Euro 2) мощностью 136 л.с., механической пятиступенчатой КП, кузовами с тентом и кузовами-фургонами вместимостью 30...35 м3. На его базе создан автопоезд для перевозки грузов малой плотности в составе бортового МАЗ-437141 и двухосного прицепа МАЗ-837300 с 71-кубовым кузовом грузоподъемностью 9,6 т.

Седельный тягач семейства МАЗ-6440

Тягач с двигателем ММЗ Д-245.30Е2 (Euro 2) с увеличенной до 155 л.с. мощностью оснащен новой комфортабельной кабиной с откидным спальным местом, рулевым механизмом интегрального типа, электронно-пневматической системой круиз-контроля, бортовой системой контроля и диагностики. В условиях региональных и междугородных перевозок его производительность на 80% выше, чем одиночной машины. В среднетоннажном классе созданы также эвакуаторы, самосвалы для строительных и сельскохозяйственных работ и шасси для монтажа разнообразных надстроек.

Среднетоннажный автопоезд МАЗ-437130+837300 отличается высокой эффективностью. Он представляет собой модификацию модели МАЗ-437040, на нем применен двигатель Deutz BF 4M (Euro 3) мощностью 170 л.с. и механическая 5-ступенчатая КП компании ZF. Автомобиль интересен прежде всего для международных автоперевозчиков, ведь без прицепа его полная масса менее 12 т, а значит, он может передвигаться по автобанам Германии без дополнительной оплаты. Как на грузовике, так и на прицепе установлен жесткий изотермический кузов производства компании «МАЗ-Купава». Объем платформы автомобиля – 37 м3, прицепа – 34 м3. Грузоподъемность автопоезда – 8900 кг. Грузовик оборудован двумя топливными баками по 130 л каждый, оснащен усиленным сцеплением и АБС тормозов. На базе среднетоннажника МАЗ-4370 сейчас создается вариант с полным приводом.

Минский автозавод – одно из немногих предприятий СНГ, производящих помимо автомобильной прицепную технику – более 140 моделей и модификаций. Особое внимание завод уделяет увеличению вместимости кузовов общетранспортных полуприцепов, снижению снаряженной массы, повышению их надежности и ресурса до 800...1000 тыс. км.

Автопоезд в составе тягача МАЗ-437141 и прицепа МАЗ-8373

Например, вместимость кузова полуприцепов перспективных моделей составляет 85, 89 и 92 м3; полуприцепы агрегатируют с тягачами, имеющими высоту седла соответственно 1250, 1150 и 1050 мм. Вместимость кузовов прицепных автопоездов достигает 110, 116 и 120 м3, в скором времени появятся 130-кубовые автопоезда.

Повышенным спросом пользуется автопоезд в составе модернизированного трехосного полуприцепа МАЗ-97583 с односкатными шинами и тягача МАЗ-544069. Он соответствует всем европейским нормам. На базе этого полуприцепа разработаны рефрижератор и фургон. Еще одним достижением минчан стал изотермический прицеп, который для снижения массы выполнен безрамным. Завод освоил изготовление самосвальных прицепов с боковой разгрузкой – это МАЗ-8561, предназначенный для двухосного самосвала, и МАЗ-8571 для трехосного. Налажено и производство прицепов-тяжеловозов грузоподъемностью до 45 т для перевозки строительной техники – бульдозеров, экскаваторов, фронтальных погрузчиков и др.

Международный рынок резко повысил требования к оснащению автомобильной техники электроникой, вводятся стандарты по обязательному применению устройств обеспечения безопасности и улучшения экологии. Новый этап широкого внедрения электронных устройств на автомобилях МАЗ связан с производством семейства МАЗ-64221. Именно на этих машинах впервые в отечественном автомобилестроении нашли применение независимый отопитель-подогреватель с электронным управлением, блоки коммутационной аппаратуры, электронные реле поворота, устройство блокировки включения демультипликатора в КП, тахографы и др.

Здесь испытывают агрегаты трансмиссии

Этими же устройствами комплектуют автомобили семейства МАЗ-4370.

Перед минскими автомобилестроителями стоит еще более важная задача – интеграция электрооборудования и электроники в единую сеть для осуществления контрольной диагностики, диспетчеризации перевозок и гибкого технического обслуживания в процессе эксплуатации с применением спутниково-навигационной системы на основе технологий GPS/GSM.

В. Корсаков обратил внимание на то, что с выходом изделий Минского автозавода на международный рынок повысились требования к качеству автомобилей, прежде всего по безопасности и экологии, оценивается соответствие их государственным и международным стандартам, национальным требованиям стран-импортеров, Правилам ЕЭК ООН, Директивам ЕС и другим нормативным документам. Сегодня действуют 117 Правил ЕЭК ООН, из которых 36 являются обязательными для автомобильной техники МАЗ, а 12 Директив ЕС, не эквивалентных требованиям Правил ЕЭК ООН, обязательны при омологации в странах ЕС. Все транспортные средства, выпускаемые РУП «МАЗ», сертифицированы на соответствие отдельным Правилам ЕЭК ООН, Директивам ЕС и национальным стандартам.