Думпер Barford SK10

Леонид Малютин



Кузов опускается до земли

Кабина «надета» поверх ROPS-ограждения

Открыв окно, можно поднять крышку моторного отсека

Счетчик машино-часов

Отопитель удачно вписывается в интерьер

Рычаг сделан нарочито низко или закрыт поручнем

Относительно названия стоит сразу оговориться. Предоставленный компанией «ЛОНМАДИ» для ознакомления думпер, или компактный самосвал, Barford SK10 с шарнирно-сочлененной рамой для строительных площадок теоретически можно зарегистрировать как транспортное средство, пригодное для движения по дорогам общего пользования. По габаритным размерам он укладывается в требования ПДД и подготовлен к установке световой сигнализации. В принципе, на нем можно раскатывать по дорогам со скоростью 26 км/ч, но все же основное поле его деятельности – строительная площадка.

Название для этого пока экзотического для нас вида техники еще не устоялось. В Западной Европе, где эти машины весьма популярны, их называют site dumper (строительный самосвал). Словом «самосвал», даже в сочетании со «строительный», можно воспользоваться, но оно сразу ассоциируется с дорожным автомобилем, и непонятно, о чем идет речь, да и длинно. Можно назвать «землевозом», но этот термин ближе к большим шарнирно-сочлененным самосвалам. Мне больше нравится калька с английского dumper – думпер, ее и буду дальше использовать.
Как гласит история, свой первый думпер английская фирма Aveling-Barford предложила публике в 1936 году. Самосвальчики с передней и трехсторонней разгрузкой прижились на европейских строительных площадках и практически стали их неотъемлемой частью. Думпер компактен, но строители ценят его больше всего за маневренность и проходимость. Стройплощадка никогда и нигде не отличается простором и благоустройством, особенно после дождя. Что бы ни говорили о проходимости, о дорожном просвете и усиленной раме дорожных самосвалов, эти машины к боевым маневрам на стройплощадке никак не пригодны. Зачем мучить трех- или четырехосный автомобиль, биться кабиной о сваи, в конце концов застрять и вытаскивать застрявшего другим таким же монстром, в итоге поломать оба, если можно найти местечко поближе к воротам, разгрузиться и затем спокойно развозить материал думпером куда надо. Да, зачастую так и делают, но только используя погрузчик. Место для такого перевалочного пункта найти несложно, достаточно зайти на стройплощадку и посмотреть, куда начальство ставит свои джипы. Кроме того, автомобиль перед выездом со стройки надо мыть, а еще представьте, на что он будет похож после часовой пробуксовки. Автомобиль должен быть чистым и возить грузы по дорогам, а не заниматься несвойственными ему функциями. Грязевые ванны пусть принимает думпер. Европейские подрядчики и перевозчики, например, иного и не представляют, а наши сегодня перенимают западные веяния быстро. Тем более что думпер не только песок или щебень может возить, но и строительный раствор, и много чего другого.
Мне и раньше не раз предоставлялся случай прокатиться на думпере по пересеченной местности, и тогда сразу оцениваешь ремень безопасности, но «наш» думпер Barford SK10 отличался от предшественников заметной деталью – кабиной. Если и вылетишь из кресла, то не дальше кабины. Обычно думперы кабиной не оснащают, и это дополнительное оснащение – дань нашему климату. Кабина представляет собой остекленный купол, водруженный прямо поверх ROPS-ограждения. Сооружение не слишком изящное, но функцию свою выполняет. При необходимости кабину несложно демонтировать. Она оснащена одинаковыми дверями слева и справа, сдвижными и распашными окнами и спереди стеклоочистителем, а также отопителем. Этот аксессуар поместили справа за креслом, за свой правый бок оператор может быть спокоен. Насколько отопитель окажется эффективным зимой, узнаем через полгода. Двери открываются нешироко, и при повороте рамы кузов загораживает дверь, зато выходу с другой стороны ничто не препятствует.
SK10 – крупногабаритный думпер грузоподъемностью 10 т, предназначенный для масштабных строительных проектов. Он оснащен ковшеобразным кузовом с передней разгрузкой и вывезет в три-четыре приема содержимое кузова 20-тонного дорожного самосвала. Серьезная машина. При разгрузке кузов наклоняется до самой земли, так что просыпание материала будет минимальным. У думпера мощная сочлененная рама, как у фронтального погрузчика, большой дорожный просвет, короткая база, полный привод, шины 500/60-22.5 высокой проходимости. Такой размер шин не часто встречается, а потому возможны проблемы с их заменой. Проходимость думпера отличная. После недели дождей дороги развезло, но размытая колея не стала препятствием для порожнего думпера. Уверен, с полной загрузкой дело пошло бы еще веселее.
Рабочее место оператора – над двигателем. Чтобы проникнуть в моторный отсек, поднимают крышку вместе с креслом. Сиденье и спинка, кстати, регулируются. Как поднять крышку на думпере с кабиной, ведь кресло будет упираться в заднее стекло? Решение очень простое – поднять заднее окно, и кресло свободно пройдет в оконный проем. А что же мы обнаруживаем под крышкой? Так и напрашивается: Perkins Но нет, там оказался четырехцилиндровый дизель IVECO и даже с турбонаддувом. Здесь же горловина топливного бака, что, с одной стороны, защищает от несанкционированного доступа, а с другой – при каждой заправке такая канитель с крышкой.
По ходу дела решаем каверзный вопрос: как узнать наработку двигателя? Счетчик машино-часов цифровой, при выключенном зажигании ничего не показывает. При включенном зажигании тоже ничего не хочет показывать, только зуммер пищит. Решение опять же простое – запустить двигатель и поднять крышку. Ну вот, пожалуйста, целых 4,5 машино-часа. Что-то мне подсказывает, что для остальных каверзных вопросов найдутся простые решения.
Интерьер отличается нарочитой простотой и некоторыми отклонениями от ставших привычными требований к эргономике: рычаги подъема кузова, стояночного тормоза и переключения передач расположены так низко, что к ним надо тянуться, а рычажок переключения направления движения слева на рулевой колонке закрыт поручнем. Это сделано специально, чтобы оператор случайно не зацепил их при движении по ухабам, когда его будет мотать из стороны в сторону. Перед кабиной на кузове наклеена аппликация по безопасному вождению – вещь познавательная и полезная. Перед тем как допустить оператора к рулю, надо потребовать от него заучить эту инструкцию наизусть и принять зачет.
Трансмиссия думпера гидромеханическая с гидротрансформатором и синхронизированной коробкой передач powershuttle от International Transmissions с четырьмя передачами вперед и четырьмя назад. При переключении передач силовой поток размыкают, нажав кнопку на рычаге. Педалей две – «газ» и тормоз. Тормоза гидравлические дисковые с масляным охлаждением.
«Наш» думпер не был оснащен приборами внешнего освещения и световой сигнализации, но посадочные места для них предусмотрены. На рулевой колонке есть селекторный переключатель света, при нажатии на него срабатывает звуковой сигнал. Есть и пара заглушек под дополнительные переключатели. Самостоятельной установкой световых приборов лучше не заниматься, а заказывать думпер уже полностью укомплектованным.
Думпер SK10 маневренная машина с высокой проходимостью, вместительным кузовом, способная обслуживать крупную стройку. Конструкция машины очень простая, странная на первый взгляд эргономика рабочего места на самом деле продумана и проверена опытом. Отличительные особенности SK10 – двигатель IVECO и шины редко встречающегося размера. Однако главная особенность – это, конечно, кабина. Насколько она окажется эффективной и полезной зимой, покажет время. Да, чуть не забыл сказать еще об одной «изюминке» – хромированной табличке «Barford» под кузовом. Берегите ее!

Техническая характеристика думпера Barford SK10

Грузоподъемность, кг 10000
Вместимость кузова геометрическая, м3 4,6
То же с «шапкой», м3 5,5
Двигатель IVECO N45 MNTD
Мощность, кВт 94 при 2300 мин–1
Вместимость топливного бака, л 68
Вместимость бака гидросистемы, л 40
Радиус поворота, м 6,5
Скорость, км/ч 26,8
Габаритные размеры, мм 4466х2485х3246
Эксплуатационная масса, кг 5000

 

компании по теме статьи
компании по теме статьи