Оценка рабочего места водителя автомобилей «Урал»-4320-01, КрАЗ-5131ВЕ, МАЗ-4370

Т. Седлова, Д. Добров, фото М. Раллиева

Водитель – наиболее массовая, профессиональная группа в нашей стране. Работой на автотранспорте занято около 1/3 трудового населения. Поэтому процесс развития автомобильного транспорта тесно связан с системой «человек – машина». В какой отрасли хозяйства, для каких перевозок и целей не использовался бы автомобиль, он проектируется в первую очередь для человека. А у нас при конструировании часто смотрят иначе, обращая больше внимания на хозяйственное назначение. Это приводит к низкой надежности водителя в системе «водитель – автомобиль – среда движения» и, соответственно, к снижению безопасности движения и увеличению количества профессиональных заболеваний.

Установлено, что заболевания с временной утратой трудоспособности у водителей встречаются чаще, чем у представителей большинства других профессиональных групп. Какие же факторы влияют на состояние здоровья водителей, их работоспособность, а следовательно, и безопасность движения?

Уровень работоспособности находится в прямой зависимости от условий труда, быта, медицинского обслуживания и ряда других факторов. Одно из основных мест среди них занимает нервно-эмоциональное напряжение во время управления автомобилем, определяемое обстановкой на дорогах. Водитель современного автомобиля в условиях крупного города воспринимает множество производственно значимых раздражителей: 6 – 7 за каждую минуту. На эмоциональное напряжение водителя, кроме обстановки на магистралях, существенно влияет и тип автомобиля, его конструкция, интерьер кабины и ее цветовое оформление, расположение и компоновка органов управления, система подачи информации.

КрАЗ

Одним из наиболее очевидных путей снижения напряжения трудовой деятельности водителей является коренное улучшение условий их труда. Они характеризуются постоянно перемещающимся рабочим местом, не удовлетворяющим современным требованиям к его организации и оснащению, неблагоприятным микроклиматом, загрязненностью воздушной среды токсичными и канцерогенными веществами, повышенным шумом и вибрацией.

Первые несколько десятилетий своего существования автомобиль воспринимался людьми, как роскошь. Сейчас он уже и не средство передвижения, а неотъемлемый элемент человеческого бытия. Автомобиль сегодня можно уподобить внешней оболочке человека. Меняться будет только форма. При этом нужно четко разделить транспортные средства для частных лиц и автомобили, как средство производства – грузовики, тракторы, автобусы и т.д., и здесь мы обращаемся именно к последнему направлению.

При конструировании кабин в нашей стране явно недостаточно учитываются физиологические, психологические и антропометрические особенности человека. Существующие государственные стандарты ряд важных параметров или не нормируют вообще, или задают нормативы, не соответствующие научно-обоснованным требованиям. В частности, ныне действующий государственный стандарт на рабочее место водителя грузового автомобиля ОСТ 37.001.413-86 уже устарел и требует дальнейшей доработки. Приведенные в этой статье результаты исследований подтверждают это.

Инструментальным исследованиям рабочего места водителя подверглись три автомобиля с двумя типами кабин (капотная и бескапотная) по четырем основным направлениям:

– общая компоновка рабочего места водителя, включающая в себя основные размеры: между сиденьем водителя – рулевым колесом – педалью подачи топлива – рычагом переключения передач (табл. 2);

– рабочая поза водителей с уровнями репрезентативности: 10% (рост 162±5 см) и 95% (рост 182±5 см.) (табл. 1);

– основные размеры сиденья водителя и его возможные регулировки (табл. 3);

«Урал»

– расположение педалей управления (табл. 4).

Из капотных автомобилей КрАЗ-5131ВЕ за исключением одного параметра полностью соответствует стандарту. Ему по компоновочным показателям рабочего места водителя значительно уступает «Урал»-4320-41, но имеющиеся регулировки сиденья водителя позволяют человеку высокого роста (182±5 см), как самому проблематичному, занять рабочую позу, соответствующую требованиям ОСТ 37.001.413-86.

Бескапотный МАЗ-4370 по компоновочным показателям рабочего места водителя не соответствует требованиям стандарта, касающимся размещения рычага переключения передач и педалей управления.

Как видно из приведенных схем размещения водителя высокого роста на рабочих местах исследуемых автомобилей и таблиц, угловые размеры между основными антропометрическими частями тела человека, характеризующие рабочую позу, соответствуют предъявляемым требованиям. Тогда как в действительности (по экспертной оценке), особенно для автомобиля МАЗ-4370, рабочая поза не совсем удобна.

Дело здесь заключается в том, что при составлении нормативного документа и соответственно при конструировании кабин недостаточно учитывались физиологические, психологические и антропометрические особенности человека. А поскольку рабочее место в «среде движения» требует комплексного подхода, из поля зрения разработчиков автоматически выпали и другие направления, определяющие работу и жизнедеятельность водителя. Это конструкция и организация панели приборов, досягаемость органов управления, форма подушки и спинки сиденья, форма педалей, усилия на органах управления.

Для экспертной (органолептической) оценки были привлечены три специалиста. Два из них соответствуют уровню репрезентативности 10% (рост 162+5 см), но различаются весом тела и комплекцией, и еще один соответствует уровню репрезентативности 95% (рост 182+5 см).

МАЗ

Рабочее место водителя автомобиля КрАЗ-5131ВЕ, хоть и соответствует ОСТ 37.001.413-86, имеет ряд недостатков, сказывающихся, в первую очередь, на физическом состоянии человека. Сиденье не имеет пневмоподрессоривания, из-за чего появляются боли в пояснице. Далее. Водитель может отрегулировать посадку за рулем под себя, однако это займет огромное количество времени. Само сиденье не имеет боковой поддержки ни на нижней подушке, ни на спинке. А это немаловажный фактор для комфортной работы в условиях бездорожья, для которых данный автомобиль с колесной формулой 4х4 и предназначен. Но, даже имея удобную посадку за рулем, водителю приходится дотягиваться рукой до приборной панели, на которой установлены многие включатели. Не мешало бы украинским автостроителям установить регулируемую рулевую колонку, хотя сам руль гораздо удобнее, чем российского и белорусского производства.

К рабочему месту водителя автомобиля «Урал»-4320-01 претензии абсолютно те же. Только здесь добавляется неудобное расположение рычага коробки передач.

Претензии к сиденью МАЗ-4370 у водителей вряд ли появятся. Хотя по другим позициям минский бескапотник явно далек от совершенства. До рычага коробки передач тянуться и тянуться, а педаль газа расположена так, что ступню ноги приходится держать на ней с наклоном в левую сторону.

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что до настоящего момента нормативная документация, касающаяся организации рабочего места водителя автомобиля, не пересматривалась и не претерпевала изменений и дополнений, а новые конструкции кабин не проходили исследований по указанным свойствам.

Бесспорно, что грузовой транспорт необходимо разрабатывать в стране самостоятельно, так как это дает независимость от давления внешнего мира и возможность производить собственный валовый внутренний продукт. Но, к сожалению, выпускать самостоятельно качественный отечественный транспорт мы исторически не умеем. Русский автомобиль, как его не назови, в ближайшем будущем не станет удобной машиной. И дело не в советском менталитете, и не в бездарности отечественных конструкторов. Главная проблема – финансирование, а вернее, его отсутствие. Сегодня все автозаводы России, выпускающие грузовики, не могут ничего придумать для улучшения качества работы водителя в кабине, поскольку нет денег на такие разработки.

При этом будем все-таки верить в гениальность нашего народа, и, в конце концов, появится талант, который преобразует нашу автомобильную промышленность.