Нет предела совершенству

Новые разработки – компоненты трансмиссии

Станислав Протасов
Резиновый элемент механизма поворота колес моста для прицепа семейства TrailerAxleSystems
Редуктор моста Dana Spicer® G190
Агрегат TurboCompaund от Voith
Автомобиль повышенной проходимости Mercedes-Benz Zetros, укомплектованный мостами с планетарными редукторами
Мост для прицепа семейства TrailerAxleSystems, разработанный Mercedes-Benz
Пневморессора моста для прицепа семейства TrailerAxleSystems
Усовершенствованный мост из серии Dana Spicer® G11.170/13.190

(Окончание. Начало см. «ОС» № 4, 2009 г.)

Prognostics

Allison Transmission, Inc. создала первую, как утверждают специалисты компании, систему мониторинга и прогнозирования нового поколения для автоматических трансмиссий, предназначенных для коммерческого транспорта: Prognostics. С июля 2008 г. систему устанавливают на трансмиссии Allison серий 1000/ 2000/ 3000/ 4000. Система учитывает индивидуальные условия работы и определяет, когда машине необходимо техобслуживание, сообщая об этом водителю и упрощая планирование и проведение технического обслуживания. Она проводит мониторинг по трем основным направлениям – масло (Oil Life Monitor), масляные фильтры (Filter Life Monitor) и заданные внутренние компоненты трансмиссии (Transmission Health Monitor). Уровень масла постоянно контролируется, и его заменяют только при необходимости, что позволяет использовать масло в течение максимального срока. При этом обеспечивается полная гарантия того, что трансмиссия будет работать только на качественном масле. Система способна контролировать состояние масла ATF любой марки при условии, что оно имеет сертификат Allison TES 295. Параметры работы трансмиссии, такие как время работы, скорость вращения и частота переключений, все время находятся под наблюдением и учитываются при оценке состояния масла.

Новая система прошла тщательные испытания в реальных условиях эксплуатации: в автобусных парках крупных городов, на бетономешалках и прочей тяжелой технике.

Мосты

Специалисты Mercedes-Benz разработали конструкцию семейства мостов для прицепов TrailerAxleSystems, представитель которого DCA Steermaster, самый легкий управляемый мост для прицепов, был впервые представлен на нынешней ганноверской выставке. DCA – это аббревиатура Durable Compact Axle (надежный компактный мост), семейства мостов, три главных представителя которого – DCA Airmaster, DCA Weightmaster и DCA Megamaster. DCA Steermaster весит всего 575 кг, при допустимой нагрузке 9 т это самый легкий мост в своем классе. Известно, что управляемый мост улучшает маневренность прицепа, сокращает износ шин и расход топлива автопоезда с 40-тонным полуприцепом примерно на 3%.

DCA Airmaster, премьера которого состоялась на ганноверской выставке 2006 г., по-прежнему остается единственным мостом в мире, у которого ресивер с запасом сжатого воздуха для тормозной системы и пневмоподвески расположен в картере, а значит, обычные устанавливаемые на прицепах ресиверы не нужны. Благодаря этому высвобождается пространство и уменьшается масса прицепа – до 50 кг.

Усовершенствованную версию ведущих мостов известной в мире серии Spicer G 11.170/13.190 представила Dana Corporation. Модульная конструкция мостов удобна для создания агрегатов для любых тяжелых грузовиков и автобусов с разной шириной колеи. В новой конструкции на 50% меньше деталей по сравнению с прежними вариантами. В соответствии с современной тенденцией колесные ступицы выполнены в виде единого узла с подшипниками и дисковыми тормозами, что сокращает объем техобслуживания. Картер стальной, кованый, упрочнен термообработкой. Запатентованная конструкция: чашка дифференциала выполнена в виде единого узла с корпусом дифференциала. Используется зубчатая пара со сверхширокой зоной зацепления.

Специально для европейских коммерческих автомобилей разного назначения разработана новая серия редукторов ведущего моста Spicer® G190. Предлагается широкий ряд передаточных отношений главной передачи. Используется зубчатая пара со сверхширокой зоной зацепления, что повышает надежность конструкции, не увеличивая массы. Изготовленный способом горячего формования картер обеспечивает высокую жесткость на кручение и повышает грузоподъемность моста. Кованый упрочненный термообработкой картер дифференциала обеспечивает высокую жесткость и прочность конструкции, благодаря чему увеличивается срок службы шестерен и подшипников. Жесткость и прочность конструкции повышаются, поскольку чашка и корпус дифференциала выполнены как единый узел, при этом устраняется возможность утечек масла.

ZF разработала экологичное биомасло Ecofluid M для смазки компонентов трансмиссии. У него увеличенный срок службы, т. е. увеличен интервал замены в зависимости от типа транспортного средства: без замены, 3 года, 360 тыс. км и 540 тыс. км.

Премьера IAA 2008 – оснащенный полным приводом грузовик Zetros капотной компоновки повышенной проходимости нового семейства Mercedes-Benz. В составе семейства двух- и трехосные модели (полной массой 16/ 18 и 25/ 27 т соответственно). Автомобили в значительной степени унифицированы по узлам с другими грузовиками Mercedes-Benz. Мосты оснащены высоконадежными планетарными редукторами. В качестве опции с этого года Zetros станут оборудовать АКП Mercedes-Benz G 131 с гидравлическим приводом переключения передач, с 8 передачами переднего хода и «ползущей» передачей.

TurboCompaund

У современных большегрузных коммерческих автомобилей только 44% энергии, содержащейся в топливе, превращается в полезную работу, затрачиваемую на движение. Остальное – это тепловые потери и потери на трение, 28% энергии теряется (уносится) с отработавшими газами (ОГ). Компания Voith разработала систему TurboCompaund, с помощью которой можно превратить эти 28% энергии в полезную работу.

В системе TurboCompaund поток ОГ из турбонагнетателя направляется в так называемую турбину съема мощности. Энергия отработавших газов непосредственно превращается в полезную энергию движения и более не рассеивается бесполезно в окружающем воздухе. Полученная энергия передается через зубчатую передачу на карданный вал автомобиля, и к.п.д. двигателя, таким образом, повышается. Экономию при использовании этой системы иллюстрируют такие расчеты: магистральный грузовик при годовом пробеге 160 тыс. км потребляет в среднем 35...40 л топлива на 100 км и в зависимости от условий эксплуатации может сэкономить за это время более 1000 л дизтоплива.

Система TurboCompaund, не допуская дополнительных потерь, позволяет значительно увеличить количество рециклируемых ОГ. Благодаря этому на американском рынке грузовики, оборудованные TurboCompaund, могут соответствовать нормам ЕРА07 без применения технологии SCR. К тому же вследствие повышения к.п.д. и полезной мощности появилась возможность использовать на грузовиках двигатели меньшего объема.

На 2009 г. запланирован выпуск 50...100 тыс. агрегатов TurboCompaund. Первые агрегаты уже эксплуатируются на автомобилях Freightliner Cascadia, отвечающих нормам ЕРА07, а также на колесных тракторах New Holland 4х4.