Бульдозеры идут в гору

Сергей Красовский
После серьезного спада продаж строительной техники и, в частности, бульдозеров, который наблюдался в 2008–2009 годах, в настоящее время обозначился четкий рост спроса и соответственно увеличение объемов производства данного вида спецтехники.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пожалуй, самым ярким показателем оздоровления рынка бульдозеров можно считать оживление кустарного «производства» данного вида техники. И пусть вас не смущает тот факт, что трактор весьма серьезный и сложный механизм, который невозможно собрать «на коленке», ведь «кустарщина» заключается, по сути, в восстановлении старых машин до рабочего состояния и продаже их как новых. Такие работы по силам даже небольшим мастерским, где есть сварочное и окрасочное оборудование с помощью которого можно довольно качественно восстановить металлоконструкции и придать им товарный внешний вид. А мастеров, способных за сравнительно небольшие деньги восстановить машину из пепла, при нынешней безработице найти не сложно. Кстати, окраска машины в фирменные цвета и нанесение логотипа компании – производителя техники с подделкой документов делает капитально отремонтированные бульдозеры по сути контрафактной продукцией. Ей мы по понятным причинам не станем уделять время и место в журнале, а поговорим о машинах, легально продающихся на рынке, поскольку отмечен рост интереса к бульдозерам. Рыночный закон в действии – спрос рождает предложение.

Восстановление рынка бульдозеров, который, как свидетельствует статистика, за последние 30 лет не демонстрировал какого-либо значительного роста, по отношению к другой землеройной и специальной технике, в том числе экскаваторам, фронтальным погрузчикам, автогрейдерам, знак хороший. Отчасти спрос объясняется вливаниями бюджетных средств в строительство различных объектов, в том числе политически важных для нашей страны, например сочинского спортивного комплекса, возведение жилья для военных, строительство новых и ремонт уже имеющихся дорог. Без мощных, оборудованных огромными отвалами тракторов невозможно эффективно и качественно засыпать болото, расчистить от пней просеку, по которой пройдет скоростная автомагистраль, сделать откос или возвести насыпь. На дистанции в 100 м на данных земляных работах реальных конкурентов у бульдозеров не существует. Также трудно себе представить разработку полезных ископаемых или газонефтедобычу без могучих помощников. Ведь помимо своих прямых функций – работы с породой и грунтом (перемещение масс отвалом и вскрытие пластов мощными рыхлителями) трактор перемещает на объекте и буровое оборудование, и мобильные электростанции, котельные или жилые блоки – «теплушки». При использовании соответствующей навески бульдозер может «превратиться» в сваебойную машину или трубоукладчик. А лучшего тягача для засевших в топях машин обеспечения и вовсе не найти.

Все вышесказанное по большому счету справедливо применительно к тяжелым машинам массой под 20–30 т, особенно когда речь идет от вскрытии пластов мерзлого грунта, например при разработке полезных ископаемых или, что сегодня актуально, строительстве домов в черте города. Как известно, любые взрывные работы в городе запрещены. Снос зданий по данной технологии в расчет не берем, так как этот метод также уступает более тихим «разборкам» с применением мощных экскаваторов, оснащенных дробящими камень и бетон челюстями. Более легкая техника, например «семитонники», может применяться для расчистки дорог от сильных снежных заносов. В некоторых случаях бульдозером гораздо быстрее и безопаснее пробить дорогу, чем мощным и более дорогим шнекороторным снегоочистителем, особенно когда речь идет о горных участках, где под толщей снега и льда могут лежать валуны и камни. Попади такие в барабан шнекоротора, и агрегат может получить серьезные повреждения. Зачастую даже наличие в этих механизмах устройства для экстренного разрыва потока мощности не спасает ситуацию. Стальному отвалу бульдозера столкновение с камнями не страшно.

Спрос на проведение работ с использованием бульдозера отразился в количественном распределении производимой техники по массе. Так, если оценивать объемы производства бульдозеров российскими предприятиями, на долю «семитонников» в прошлом году выпало чуть больше 20% всего объема, в то время как машин массой 17–22 т – 65%. Чуть больше 10% досталось «прочим и разным». Динамика продаж и соответственно производства техники в текущем году позволяет прогнозировать на примерно тот же расклад сил. Что касается основных игроков, то они остались на своих местах с той лишь разницей, что одни ослабили, а другие усилили свои позиции, сократив и нарастив объемы производства техники соответственно. Столпами рынка, как и прежде, являются такие крупнейшие производители тракторной техники, как «ЧТЗ-Уралтрак», «Промтрактор», Волгоградский тракторный завод. По сути каждый из них прочно удерживает свою немалую долю рынка. Так, в прошлом году на Волгоградский тракторный завод и «Промтрактор» приходилось практически 46%, тогда как один «ЧТЗ-Уралтрак» подмял под себя 52% рынка. Оставшуюся долю поделили между собой принадлежащий Группе ГАЗ завод ЧСДМ и предприятие «Дормаш». Кстати, в 2010 г. столпы рынка имели по его трети с разницей в 2–3%.

А что же иностранцы? У них свои амбициозные планы в отношении нашего рынка. Еще бы, объем работ растет, финансирование профильных отраслей идет полным ходом, техника, находящаяся в эксплуатации, стареет и тянет из бюджета эксплуатирующей организации все больше средств для поддержания ее в рабочем состоянии, и ей требуется замена. «Подсевшие» на импортные машины организации переходят на отечественную технику неохотно. Заметим, что данное явление наблюдается даже при том, что ведущие отечественные производители не отстают от именитых западных и применяют современные трансмиссии с электрогидравлическим управлением, надежные импортные и отечественные, последней разработки дизели, отвечающие как действующим в России экологическим требованиям Tier 2, так и принятым в развитых странах Tier 3. При этом надо отдать должное отечественным моторостроителям, которые усовершенствовали свои двигатели, повысив их ресурс, мощностные и экономические характеристики практически вплотную к показателям современных западных образцов.

Что касается пусковых характеристик, они нивелируются установкой жидкостных предпусковых подогревателей. Причем здесь, как и с двигателями, ситуация повторяется. Отечественные «котлы» ряда производителей не уступают импортным ни по надежности, ни по ресурсу, а по стоимости гораздо привлекательнее. Тот факт, что ряд импортных машин при предпродажной подготовке дооснащают российскими предпусковыми подогревателями, говорит о многом. Стоит ли напоминать, что цена запасных частей также разнится, причем весьма существенно, разумеется, в пользу отечественного продукта. Все чаще российские тракторостроители комплектуют свои машины импортными гидронасосами, гидрораспределителями и прочими ответственными компонентами гидросистем, повышая тем самым надежность своих бульдозеров. Даже системы охлаждения ряд производителей предпочитают закупать за рубежом, хотя им известно приличное качество российских компонентов. Например, популярностью пользуется продукция немецкой компании AKG. Словом, российское железо все больше «насыщается» высокотехнологичной импортной начинкой, а цены на комплектные машины при этом растут незначительно, что позволяет нашим промышленникам удерживать свои ниши.

Однако фирмы, работавшие на зарубежных бульдозерах конкретной марки, уже успели, что называется, вложиться в бренд, обучив операторов, ремонтный персонал, обслуживающий конкретные машины, закупив расходные материалы, в том числе оригинальные фильтры и масла, имеющие допуск производителя спецтехники. Особо «продвинутые» и богатые организации успели даже обзавестись собственным обменным фондом агрегатов, создав, по сути, некие капиталовложения. Все это, а также практически безупречная репутация и положительный опыт эксплуатации бульдозеров европейских и японских производителей спецтехники наложило свой отпечаток на сознание российских бизнесменов. Недаром от импортной б/у техники многие фирмы не спешат избавляться. Ее доля от всего российского рынка бульдозеров составляет около 10%. Очень хороший показатель. Причем немалая часть этих машин пришла в Россию из Китая. Лидирующие позиции среди поставщиков из КНР держит компания Shantui. Только за прошлый год фирма отгрузила российским потребителям без малого 1000 бульдозеров разных классов, что в общем объеме составило почти 40% всех импортных машин, проданных в России.

Компания Shantui Construction Machinery Co., Ltd является крупнейшим производителем бульдозеров в КНР, поставляя 70% от числа всех новых бульдозеров в Китае и активно продвигая свою продукцию на внешние рынки. В настоящее время бульдозеры Shantui на территории России не нуждаются в представлении – имя компании давно на слуху, техника зарекомендовала себя как надежная и неприхотливая, запчасти на бульдозеры можно найти в любом уголке нашей страны. Только за 2011 г. российские потребители приобрели более 1000 единиц техники Shantui, что составило 40% импорта иностранных бульдозеров, проданных в России.

Так в чем же причина успеха Shantui? Скорее всего, дело в соотношении цена–качество. Потребитель за относительно небольшие деньги получает надежную, качественно собранную машину с мощным турбодизелем Cummins, Steyr или Shanghai, приспособленным к невысокому качеству топлива, с надежной гидромеханической трансмиссией, с гидравликой, адаптированной для работы в условиях низких температур. Существует статистика, согласно которой компания, закупившая однажды бульдозер Shantui, при следующей потребности в 90% случаев вновь приобретает Shantui, в оставшихся 8–9% – бульдозер европейского, американского или японского производства и только в 1–2% случаев – отечественную технику. Исходя из этих данных можно сделать вывод, что бульдозеры Shantui по своим эксплуатационным характеристикам и надежности удовлетворяют абсолютное большинство российских потребителей.

Немаловажную роль в успехе данного китайского производителя в России сыграла развитая дилерская сеть. Например, компания «Промтехкомплектация», один из крупных поставщиков техники Shantui, имеет региональные представительства со складами запасных частей и выездными бригадами в 8 городах России. Это позволяет максимально оперативно удовлетворять потребности клиентов, связанные с поставками запчастей и расходных материалов, что уменьшает простои техники, а следовательно, и финансовые потери.

Еще одним преимуществом техники Shantui является очень широкий модельный ряд предлагаемой продукции. Компания поставляет семь базовых моделей бульдозеров массой от 7,7 до 49 т. Также существуют модификации-болотоходы, на базовый агрегат можно установить несколько типов отвалов (прямой, поворотный, наклоняемый, полусферический) и рыхлителей (однозубый и трехзубый). По желанию клиента можно установить предпусковой подогреватель, фильтр тонкой очистки топлива, кондиционер.

Совокупность этих факторов позволила бульдозерам Shantui занять достойное место как на мировом рынке, так и в России – машины можно встретить в районах Крайнего Севера, на олимпийских стройках в Сочи, на строительстве дорог в болотистой местности недалеко от Санкт-Петербурга и на Дальнем Востоке.

Что касается старожилов рынка – а ими является постоянно конкурирующий между собой дуэт Caterpillar и Komatsu – в прошлом году они хотя и показали рост продаж, но подняться выше докризисной планки не смогли. Их доля российского рынка в сегменте «иностранцев», по некоторым статистическим данным, составляет 26 и 20% соответственно. То есть на двоих практически половина рынка. В затылок им дышит немец Liebherr, продав в прошлом году более сотни бульдозеров, что в разы меньше, чем у лидеров. Однако продукция данного производителя год от года пользуется все большим спросом, что связано отчасти с развитием дилерской и сервисной сетей марки. Небольшие доли имеют John Deere, Shewa, Zoomlion, Dressta. Однако, несмотря на незначительное число реализованных в 2011 г. машин, эти фирмы имеют шансы улучшить свои показатели в 2012 г.

компании по теме статьи
компании по теме статьи