Мини-транспорт на улицах Санкт-Петербурга

М. Пашин

Можно уверенно утверждать, что в городе за грузовым и коммерческим транспортом малого класса будущее. В грузовом сообщении между городами и странами пальма первенства – за траками большой тоннажности, а в пассажирских перевозках – за большими комфортабельными автобусами. Транспорт, идеально подходящий для дальних перегонов и широких трасс, – далеко не оптимальный вариант в городе на коротких дистанциях с обилием пробок и нехваткой дорожных развязок. Гиганты автомира здесь почти беспомощны. Однако машиностроители нашли выход из сложившейся ситуации: на дорогах Санкт-Петербурга все чаще встречаются малотоннажные грузовики и микроавтобусы.

Volkswagen Crafter в России модернизируют в пассажирские автобусы

Рост парка пассажирского автотранспорта малого класса свидетельствует не только о доходности подобного бизнеса, но и о том, что транспорт этот удобен и наиболее эффективен в большом городе. На петербургском рынке микроавтобусов и спецтехники широко представлены и российские производители, и китайские, корейские, итальянские, немецкие компании.

Самым востребованным транспортом в современном городе стала техника на базе фургонов. Этот сегмент рынка на данный момент является самым динамичным и быстро растущим, и основными игроками здесь традиционно выступают иностранные компании Mercedes-Benz, IVECO, Volkswagen, Ford, а из российских – семейство ГАЗ. Например, немецкое предприятие Mercedes-Benz, представленное малотоннажными грузовиками и микроавтобусами на петербургском рынке, занимает, по словам Андрея Грузного, менеджера отдела продаж компании «Звезда Невы» (официальный дилер Mercedes-Benz), 30% всей иностранной техники в этом сегменте.
Весьма интересным представителем микроавтобусов и спецтехники на петербургском рынке в сегменте иномарок является компания IVECO, она предлагает примерно 20% общего количества зарубежной коммерческой техники.

Дилеры IVECO считают одними из основных конкурентов компании Mercedes-Benz и Volkswagen. Как рассказывает Дмитрий Демидов, руководитель отдела продаж дилерского центра «Ив-Парнас», по некоторым характеристикам микроавтобусы IVECO Daily bus превосходят даже Mercedes. Например, технически – наличием рамы и усиленной подвески, зачастую – высокой крыши. И по стоимости эти семейства примерно сопоставимы – до 40 тыс. евро.

Volkswagen Caddy

Ford Motor Company на рынке С.-Петербурга также заметный игрок. По словам Андрея Зарафьянца, начальника отдела корпоративных продаж официального дилера Ford «Аларм-Моторс Озерки», в последние два года наблюдается ощутимый рост рынка коммерческого транспорта в Санкт-Петербурге и России в целом. Так, в 2006 г. число контрактов на поставку автомобиля Ford Transit увеличилось в 4 раза. Большим преимуществом Ford Transit является достаточно низкая стоимость владения: так, межсервисный пробег составляет 25 тыс. км, стоимость ТО фиксированная, около 90 евро. Существует и специальный прайс-лист на основные сервисные работы по автомобилю. Еще одним конкурентным преимуществом А. Зарафьянц называет развитую дилерскую сеть в России, которая насчитывает более 150 автосалонов. Основными конкурентами фургона Ford, как и фургонов IVECO, являются автомобили компаний Mercedes-Benz и Volkswagen – их модели VW Transporter, Krafter и MB Vito/ Viano, Sprinter.

Однако известным маркам в последние годы не удается спокойно почивать на лаврах. На смену заслуженным брендам все чаще приходят более доступные азиатские новинки. Дмитрий Демидов, руководитель отдела продаж петербургского дилерского центра IVECO «Ив-Парнас», заявляет, что основным препятствием для продвижения спецтехники и микроавтобусов IVECO на петербургском рынке является автотехника из Китая. По его словам, сейчас идет активная экспансия петербургского и российского рынка в целом машинами китайского производства. По характеристикам эти машины, по мнению Д. Демидова, уступают европейским аналогам. Несмотря на это соотношение цена/ качество позволяет дилерам китайской техники уверенно наращивать объемы продаж в России.

Китайский фургон Golden Dragon

Отечественные покупатели познакомились с китайской техникой не так давно – в С.-Петербурге, как и по России в целом, активные продажи идут только с начала 2006 г. К настоящему моменту Китай занимает уже третье место в мире по объему производства строительных машин после США и Японии. На долю КНР приходится около 15% мирового выпуска техники для строительных работ. Теперь китайские заводы увеличивают продажи коммерческого транспорта.

В основном рынок состоит из новых машин. «Недавнее появление на рынке китайской техники привело к тому, что машины не успели состариться и попасть на «вторичный рынок», – поясняет Константин Ефремов, генеральный директор ООО «Специальная промышленная техника», дистрибьютора ChengGong Construction Machinery (завод в западном Китае по производству фронтальных колесных погрузчиков, автогрейдеров, экскаваторов и дорожных катков) в СЗФО и Центральном округе. – Немалую роль в том, что петербургский рынок китайской спецтехники состоит в основном из новых машин, сыграло то, что разница между стоимостью новой и б/у техники практически нулевая. То есть новая техника стоит очень недорого и нет смысла покупать б/у. Особой выгоды не будет. Практически, ничего не сэкономив при покупке подержанной техники, вы получите машину без гарантийного срока, так как на автомобили с пробегом гарантия не предоставляется».

Пассажирский автобус Mercedes-Benz

К. Ефремов называет несколько причин стремительного прорыва на российский рынок китайских производителей. Во-первых, в Россию завезли качественную, но при этом недорогую продукцию, спрос на которую к тому моменту уже сформировался в нашей стране, хотя и не находил реализации. Китайские заводы предлагают недорогие машины с достаточно длительным ресурсом. Во-вторых, важным аспектом стало понимание китайскими производителями громадного потенциала российского строительного рынка и в связи с этим необходимости агрессивного захвата этого сегмента.

Импортеров привлекли экономически стабильная ситуация и строительный бум в России. Следует добавить, что в китайской спецтехнике при невысокой стоимости часто используются различные инновации. «Нужно ломать стереотип о том, что все китайское плохо работает», – уверен К. Ефремов.

Если китайская спецтехника уже завоевала позиции в России, то перевозочные автомобили, сделанные в Китае, пока не так широко представлены на рынке. «В основном китайские производители предлагают бортовые автомобили и автомобили с кузовом фургон; на рынке цельнометаллические фургоны китайцы практически не предлагают», – объясняет Андрей Зарафьянц.

Несмотря на небольшую высоту двери автобуса очень удобны

Дмитрий Демидов сетует на низкое качество перевозочных автомобилей из Китая и считает, что этот фактор ограничит их распространение в России. По его словам, в последнее время российские потребители выказывают повышенное внимание к качественной профессиональной технике, и потому отмечается спад в объемах продаж китайских фургонов и автобусов малого класса.

Не соглашается с коллегой Константин Ефремов, полагая, что трудности продвижения китайской техники в сегменте коммерческого транспорта временные и связаны лишь с обслуживанием и сервисом. «По техническим характеристикам китайские автомобили при сравнении с характеристиками автобусов малого класса и фургонов других стран если и уступают заграничным аналогам, то незначительно, а если сравнивать их с российскими, то техника КНР заметно превосходит наши машины», – уверен К. Ефремов.

Можно предположить, что если хозяин Ford Transit и не пересядет в китайский автофургон, то водитель российского микроавтобуса сделает это с удовольствием. Примером тому могут стать просторные китайские маршрутки, которые сменили на улицах С.-Петербурга привычные желтые «ГАЗели».