Рынок запасных частей

Московская компания «Механика» специализируется на ремонте и восстановлении двигателей на собственной производственной базе, а также поставках запасных частей известных западных брендов Federal Mogul, Goetze, FP Diesel, Mahle, ZF, Kolbenschmidt и др. Наш корреспондент Леонид Малютин встретился со специалистами компании и побеседовал о текущем положении на рынке запчастей для грузовых автомобилей и тенденциях его развития.
 
 
 
 
 
 
 
 

Сокращение объемов грузоперевозок повлекло за собой сокращение расходов на автотранспорт. Новые грузовики не покупают, на старых экономят. Обедневшие эксплуатанты стараются выгадать на обслуживании и ремонте, приобретая дешевые расходные материалы, ремонтируя по мере сил «на коленке» и выбирая запчасти подешевле. Что касается обслуживания техники, которая еще на гарантии, и здесь наблюдается перемещение на ценовой уровень пониже, уход от оригинальных запчастей. Спрос на запчасти упал и переместился в нижнюю ценовую категорию, причем по всему ассортименту. И АТП, и частные перевозчики, особенно сервисные станции, покупают все меньше запчастей. Впрочем, к лету первые две категории еще больше сократят свои расходы, когда последние инерционные процессы в экономике сойдут на нет.

Ситуация в строительстве оптимизма не вселяет – ожидаем дальнейшего падения в этой отрасли. Соответственно строители будут всеми силами экономить на технике. В результате эксплуатации строительной и грузовой техники на износ через год-два она будет «убита». Все надеются, что к тому времени экономика воспрянет и появится возможность обновить парки. Ведь надо на что-то надеяться.

Рынки запчастей для грузовиков и легковых автомобилей разительно различаются. Спрос на запчасти для легковушек не снижается, хотя есть вполне логичное стремление удешевить эксплуатацию. В этих условиях поставщики запчастей пересматривают свою ценовую и ассортиментную политику, прекращают гоняться за дорогими брендами, изобретают маркетинговые акции, в первую очередь чтобы избавиться от неликвидов. Проблема складов неликвидных запчастей остро встала перед дилерами – настолько силен спад спроса. Если год назад запчастей не хватало, то теперь их в избытке. Дополнительную пикантность ситуации придает следующее. Европейский автопром стоит. Автоконцерны в конце прошлого года как обычно разместили крупные заказы под конвейерную сборку без предоплаты, но потом от них отказались. Поставщикам на конвейеры остается только сбывать эту массу комплектующих по демпинговым ценам. Поставщики запчастей-аналогов оказались в непростом положении – в прямой конкуренции с оригинальными частями, а опускаться в цене для них труднее, чем поставщикам оригинала. И российскому дилеру, например, занимающемуся поставками запчастей-аналогов по «серым» схемам, нет смысла их заказывать и ждать две недели, когда в Москве можно найти оригинальные запчасти по такой же цене или даже дешевле, ввезенные по официальным каналам. Конечный потребитель от этого выигрывает, если успеет воспользоваться ситуацией, поскольку ситуация временная – пока у поставщиков на конвейеры автозаводов не иссякнут товарные запасы.

Рынок отечественных запчастей пребывает в перманентном хаосе. Кто-то из поставщиков поднял цены, кто-то торгует прошлогодними запасами по старым ценам. Основная проблема отечественных запчастей для отечественных грузовиков – по-прежнему низкое качество. Исключение составляет костромской завод «Мотордеталь», выпускающий детали цилиндропоршневой группы, фильтры и вкладыши по технологии фирмы Goetze и поставляющий свою продукцию на конвейеры «КАМАЗ-Дизель», Ярославского, Минского, Алтайского и Ульяновского моторных заводов. Западные фирмы Mahle, Ciguenales Sanz, United Motors поставляют детали для российских двигателей, которые сегодня можно приобрести по хорошей цене. Для импортных грузовиков запчасти на территории России не производят. И здесь мы вплотную подходим к проблеме контрафактных запчастей.

Если в мегаполисах, где действуют представители крупных производителей, пусть с переменным успехом, но ведется борьба с контрафактной продукцией, то регионы ею заполонены. Источник контрафакта – Китай. В России попросту нет для этого производственных возможностей. Помывка и покраска предприимчивыми дельцами старых деталей с целью выдать их за новые носит частный, не массовый характер. Если в России заняться производством контрафактных запчастей, то они получатся дороже, чем китайские. В Китае более чем достаточно производственных и юридических возможностей для масштабного изготовления контрафактных изделий в упаковке, искусно имитирующей оригинальную. В Китае делают всё – и оригинальные запчасти хорошего качества на заводах, принадлежащих крупным западным фирмам, и на заводах с китайским капиталом не оригинальные запчасти для чего угодно.

Здесь возникает еще попутная интересная тема – оригинальных запчастей для китайских грузовиков, изрядное количество которых ввезли за два прошлых года (в 2008 г. Howo/Sinotruk ввезла 2824 грузовика, Dongfeng – 2090, FAW – 1297, Shaanxi – 1036). Оригинальные запчасти существуют. Более того, ничего, кроме оригинальной запчасти, для китайского самосвала не подойдет. Компания «Механика», увидев интерес к китайским самосвалам, хотела заняться этим мейнстримом, однако, углубившись в тематику, решила повременить: пересортица, отсутствие технической документации, а если такая документация и существует, то она не соответствует действительности. Автомобили одной модели, но разных месяцев выпуска могут различаться и по комплектации, и по конструкции отдельных узлов или систем. Даже в одной партии самосвалы могут различаться. Из всей китайской номенклатуры компания оставила только действительно лицензионные двигатели Cummins и Steyr, для которых можно подобрать европейский или американский аналог. Для всего остального аналог можно найти только путем внешнего сличения либо это невозможно в принципе.

С защитой конечного пользователя от контрафакта складывается следующая ситуация. Технический уровень китайских заводов и их мастерство достигли такого уровня, что даже специалисту трудно отличить подлинную упаковку от поддельной. Так чего же требовать от простого покупателя? Тем более что ему, простому покупателю, сложно получить информацию о средствах защиты, даже если он и задастся такой целью. Теоретически магазины должны выкладывать листовки с подобным описанием, но этого никто не делает, иначе в магазине не останется места для товара. Русскоязычные сайты такой тематики встречаются крайне редко. Предложение «покупать в проверенном месте» не выдерживает критики. Таким образом, покупателю остается только сохранять чек на купленную запчасть и устанавливать ее в авторизованном сервисном центре. Так что, граждане, сохраняйте чеки!