Во что обувают российские автомобили и спецтехнику? Российский рынок шин в 2006 году. Предварительные итоги

А. Рикошинский

Шины являются одновременно и товаром оптового рынка продукции промышленного назначения, и рынка потребительских товаров. Эта особенность сделала рынок шин одним из важнейших товарных элементов не только химического комплекса России, но и всей экономики страны. Высокая привлекательность шинного рынка и для отечественных, и для иностранных производителей связана с его постоянным развитием – ростом количества автомобильной, сельскохозяйственной и другой техники, требующей для оснащения шины, причем на большей части территории России и зимние, и летние.

Для отечественного рынка в последние годы характерна высокая товарная насыщенность и широкая по качеству и ценам номенклатура предлагаемых шин. В 2006 г. на российском шинном рынке была представлена различная по цене и качеству продукция отечественного и зарубежного производства. Доля импорта шин на рынке весьма значительна: с учетом «черного» и «серого» импорта – 35...40%. В разных сегментах она существенно различается: для грузовых автомобилей иностранного производства это менее 20%, причем более половины ввозимых в Россию грузовых шин – от белорусских и украинских производителей, традиционных партнеров российских предприятий. Для складских погрузчиков доля шин близка к 100%, что прежде всего связано с использованием погрузчиков зарубежного производства. Доля импорта шин для сельхозмашин – около 30% и последние годы имеет тенденцию к увеличению.

В России преобладает выпуск шин для легковых автомобилей.

В 1980-е годы СССР по выпуску шин входил в тройку крупнейших мировых производителей (после США и Японии), а по выпуску шин для с.-х. машин занимал первое место в мире. В СССР выпускали более 50 млн. шин в год, и в то время доля шин для грузовых автомобилей в структуре производства составляла более трех четвертей. В 1990-е годы структура автомобильного парка существенно изменилась в сторону увеличения парка легковых машин, с огромным ростом доли иномарок. При общем росте спроса произошло некоторое снижение объемов отечественного производства, но не такое значительное. В 1995 г. было произведено порядка 45 млн. шин, но уровень использования производственных мощностей тогда составлял 45%. К настоящему времени крупнейшие предприятия отрасли используют мощности на 70...80% (наиболее эффективным считается коэффициент загрузки оборудования 80...85%). В 2005 г. объемы производства составили примерно 40 млн. шин, т. е. около 90% максимального в новейшей истории уровня 1995 г. Структура производства шин в России значительно приблизилась к структуре ведущих стран мира, но по объемам производства мы отстаем даже от Испании.

В России действуют 12 предприятий – производителей шин, и более 90% производства приходится на три холдинга – «Сибур», ОАО «Амтел-Россия», ОАО «Нижнекамскшина».

В состав холдинга «Сибур – Русские шины» входят:

ОАО «Ярославский шинный завод» (грузовые цельнометаллокордные шины – ЦМК, по международной классификации AllSteel, легковые, легкогрузовые и авиашины);

ОАО «Омскшина – грузовые шины;

СП «Матадор-Омскшина» (шины для внедорожников, легковых и легкогрузовых автомобилей);

ОАО «Волтайр-Пром» (с.-х. и легкогрузовые шины);

ООО «Уральский шинный завод» («Уралшина», легковые, легкогрузовые, мотоциклетные и индустриальные шины, в том числе массивные и шины класса «суперэластик»).

ОАО «Амтел-Россия» имеет в России следующие шинные заводы:

Шинный Комплекс «Амтел-Поволжье» (Киров). Значительная доля продукции используется для комплектации автомобилей ГАЗа, ВАЗа и УАЗа, автобусов ПАЗ и автомобилей Арзамасского машиностроительного завода, остальное реализуется на вторичном рынке через оптовую сеть. С сентября 2005 г. начато серийное производство шин премиум-класса под маркой Vredestein;

Шинный Комплекс «Амтел-Черноземье» (Воронеж) производит шины для велосипедов, мотоциклов и транспортной техники. С 2004 г. начат выпуск шин под марками Amtel Planet и Amtel NordMaster.

ОАО «Нижнекамскшина» создавалось как базовое производство шин для ВАЗа и КАМАЗа, в настоящее время производит шины легкового, грузового и с.-х. ассортимента.

Надо отметить, что себестоимость производства шин в России определяется стоимостью сырья для их производства. Основное сырье – каучук, причем в России используется исключительно синтетический каучук из нефти. Все большая часть сырья экспортируется: экспорт в связи с высокими мировыми ценами на нефть и нефтепродукты становится более привлекательным по сравнению с переработкой химической промышленностью внутри страны. Поэтому более выгодные позиции у предприятий, входящих в вертикально интегрированные нефтяные компании, имеющие собственные мощности по добыче и переработке нефти: у «Нижнекамскшины», входящей в Газпром, и холдинга «Сибур – Русские шины» («Татнефть»).

Выпуск шин для легковых автомобилей за 2005 г. составил 27 239 тыс. шт., или 108,5% к уровню 2004 г. Указанный рост производства был обусловлен развитием платежеспособного спроса со стороны вторичного рынка.

В 2005 г. выпущено для грузовых автомобилей 11 665 тыс. шин, или 99,5% к 2004 г. Негативно на уровне производства сказались реконструкция и институциональные преобразования на некоторых предприятиях. Так, существенно снизили выпуск Московский шинный завод (на 66,4%), воронежское ПТП «Шинный завод» – на 47,7%, Ярославский шинный – на 19,5%.

В январе–апреле 2006 г. предприятия шинной промышленности выпустили для грузовых автомобилей 33 622 тыс. шин (91,9% к январю–апрелю 2005 г.) и для легковых автомобилей – 8634 тыс. (100,8%).

По результатам первого полугодия 2006 г. предприятия России произвели шин для грузовых автомобилей 5093 тыс. (89,2% к январю–июню 2005 г. Снижение производства во многом обусловлено сменой ассортимента на Ярославском шинном заводе, в ОАО «Омскшина», ОАО «Волтаир» и ОАО «Уралшина»), для легковых автомобилей – 13 222 тыс. (101,2%). В январе–июне 2006 г. по сравнению с январем–июнем 2005 г. сократилось производство шин для с.-х. машин (73,5%). Потребности отечественных потребителей удовлетворялась за счет расширения импорта.

За 8 месяцев 2006 г. в России произведено 26 млн. шин всех типоразмеров – это 98,5% к тому же периоду 2005 г. Московский шинный завод снизил объемы производства почти в 4 раза, Ярославский шинный – на 25%. Производство в ОАО «Нижнекамскшина» выросло в 1,1 раза, в ООО «Мишлен» (Московская обл.) – в 1,5 раза, в ЗАО «Петрошина» – на 32%.

Производство шин для грузовых автомобилей в январе–августе 2006 г. снизилось на 9,6%, их выпуск составил 6,995 млн. шт. Сокращение производства в этот период произошло на большинстве предприятий отрасли, что обусловлено неблагоприятной конъюнктурой на рынке шин данной группы, а более всего – на предприятиях Свердловской области, Ярославском и Кировском шинных заводах. В связи с реконструкцией и организацией строительства нового производства шин для грузовиков практически прекратил выпуск шин Шинный Комплекс «Амтел-Черноземье». Остановлено производство на Московском шинном заводе (идет реконструкция), на Красноярском заводе произошла смена собственника и проводится модернизация (планируется выпускать пользующиеся повышенным спросом крупногабаритные шины).

В III квартале 2006 г. заводы России произвели 9,675 млн. шин, это на 118,4 тыс. больше, чем во II квартале. Увеличили выпуск «Нижнекамскшина» (110%), Ярославский шинный завод, ОАО «Омскшина» (104,4%), Шинный Комплекс «Амтел-Поволжье», Алтайская шинная компания (Барнаул). Снизили выпуск в III квартале ОАО «Уралшина», Московский шинный завод, СП «Матадор-Омскшина», ОАО «Волтайр-Пром», «Петрошина». В общем выпуске шин доля ОАО «Нижнекамскшина» в III квартале составила 33,5%, «Амтела» – 27,6%, заводов холдинга «Сибур – Русские шины» – 34,5%.

Производство с.-х. шин за январь–октябрь 2006 г. составило 75,3% к тому же периоду 2005 г., причиной чему – снижение объемов производства сельхозтехники (мини-тракторов – 87,9%, тракторных сеялок – 78,5%, культиваторов тракторных – 69,7%, тракторных плугов – 42,0% и т. д.). По итогам 2006 г. можно ожидать, что объем выпуска шин (автомобильных, для с.-х. машин, мотоциклов и мотороллеров) будет на уровне 39 млн. шт.

В 1990-е годы из-за низкого качества продукции немногие российские предприятия могли конкурировать с зарубежными, поэтому они устанавливали более низкую цену по сравнению с западными конкурентами. Однако удерживать ее на низком уровне становилось все трудней: издержки продолжали расти, а предприятиям были необходимы средства на реконструкцию. Шинным заводам требуется повышать конкурентоспособность продукции, что означает переход на автоматизированное производство высококачественных и высокоскоростных шин. Все большим спросом пользуется высококачественная продукции категорий А и В. Сегменты средних цен и премиум-класса постепенно растут, тогда как доля дешевого ценового сегмента С снижается. Специалисты прогнозируют дальнейшее снижение производства универсальных и всесезонных шин. В сегменте грузовых шин будет развиваться рынок шин с цельнометаллическим кордом (ЦМК) и связанный с ними сервис.

Многие производители стараются выпускать не только стандартные виды шин, но и уделять большое внимание специальным их видам. Вообще производители выбирают для себя одну из двух стратегий развития: либо широкую номенклатуру шин для разных видов техники, входящих в разные ценовые сегменты, либо ориентацию на узкий сегмент рынка, например, грузовые и с.-х. шины, где российские производители традиционно сильны.

В последнее время отмечается улучшение качества отечественных шин. Основные производители постоянно оптимизируют ассортимент. Оживлению рынка способствует и то, что российская шинная промышленность ориентируется не только на нужды отечественного автомобилестроения, но и освоила выпуск автопокрышек для массовых моделей грузовых и легковых иномарок.

Приведем некоторые примеры успешной работы предприятий-производителей. ОАО «Омскшина» увеличило в январе–сентябре 2006 г. выпуск на 5% – до 1819,1 тыс. по сравнению с тем же периодом 2005 г., в том числе для грузовых автомобилей выпущено 1721,2 тыс. шин (к тому же периоду 2005 г. – 104,4 %), для легковых – 62,4 тыс. (123,6%), для сельхозтехники – 35,5 тыс. (104,7%). Его дочерняя компания ЗАО «Матадор-Омскшина» освоило модели под маркой «Матадор» – это высокоскоростная покрышка с асимметричным рисунком протектора МР-21,
шина МР-95 для внедорожников, а также новые модели под маркой Cordiant – Cordiant Sport, Cordiant Polar. К 20 мая 2005 г. СП выпустило 10-миллионную шину, а за 2005 г. произвело 2 771 761 шину на сумму 1 605 156 тыс. руб.

За 10 месяцев 2006 г. «Матадор–Омскшина» произвело 2 282 718 покрышек, в том числе R12” – 1,6%, R13” – 38,2%, R14” – 36,1%, R15” – 14,7% и R16” – 9,4%. За этот период реализовано 2 358 615 покрышек. Уровень прибыли до налогообложения достиг 106 млн. руб., что на 7% больше запланированного в бизнес-плане. Рентабельность выручки от продаж составила 7,4% при плане 7,6%, а в сравнении с 2005 г. выросла на 133%. Показатель эффективности EBITDA за 10 месяцев достиг 185,4 млн. руб. (+57,5%). В этот период приобретено по инвестиционной программе имущества стоимостью 231 млн руб., в основном производственные здания и новое оборудование.

«Амтел-Поволжье» (холдинг «Амтел-Фредештайн») в 2007 г. планирует выпустить 7,3...7,4 млн. шин. В январе–сентябре 2006 г. завод выпустил около 5,2 млн. шин. Всего в 2006 г. планировалось произвести около 7 млн. шин, в том числе 700 тыс. Vredestein (премиум-класс). В настоящее время в предсерийном производстве находится 25 моделей, и после того, как они пройдут проверку в лаборатории голландского завода Vredestein Banden, начнется серийный выпуск. «Амтел-Поволжье» ведет переговоры о поставке шин на завод Renault в России – «Автофрамос» (Москва). Сейчас две модели шин Amtel проходят испытания во Франции. Напомним, что «Амтел-Поволжье» начало серийное производство шин премиум-класса под маркой Vredestein. Их технология и спецификация полностью соответствуют европейским оригиналам. Инвестиции в модернизацию предприятия для производства шин Vredestein составили 40 млн. евро.

Nokian Tyres 22 ноября 2006 г. запустил вторую очередь завода во Всеволожске (Ленинградская обл.). Стоимость проекта составила 40 млн. евро. Резиновые смеси нового цеха будут использованы в производстве шин на заводе во Всеволожске. Ранее смеси поступали с завода компании в Финляндии. Как считает руководство предприятия, вполне реально к 2008 г. достичь объема производства 4 млн. шин, как было запланировано. Завод во Всеволожске производит летние и зимние шины Nokian для легковых автомобилей. Большая часть продукции продается на рынке России и стран СНГ.

Российский завод французской фирмы Мichelin (Орехово-Зуевский р-н Московской обл.) в 2005 г. выпустил 925,3 тыс. шин для легковых автомобилей 13”, 14” и 15”. В январе–июне 2006 г. выпуск увеличился на 49,5% – до 653,1 тыс. шин по сравнению с тем же периодом 2005 г. Торговые марки – Energy (летние шины) и Alpin (зимние шины). Проектная мощность завода – 2,1 млн. шин в год. Инвестиции Мichelin в создание собственного производства в России составили свыше 70 млн. USD.

ОАО «Нижнекамскшина» увеличило в январе–октябре 2006 г. выпуск шин на 10,1% – до 10,25 млн. шт. по сравнению с тем же периодом 2005 г., в том числе для легковых автомобилей произведено 6162,4 тыс. шин (+6,9%), для грузовых автомобилей – 3808,4 тыс. (+15,9%), для сельхозтехники – 268 тыс. (+13,1%), шин прочего назначения – 19 тыс. (–14%).

Цены на шины могут различаться в регионах и растут приблизительно в соответствии с инфляцией. Зимние шины стоят на 5...8% больше, чем летние. В свою очередь цены на всесезонные шины выше, чем на зимние, на 7...9%.

По статистике за два года эксплуатации на среднестатистическом автомобиле происходит смена одной шины. В «Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года» намечается совершенствовать структуру шинного производства за счет увеличения доли шин радиальной конструкции (намечается довести удельный вес шин радиальной конструкции до 75% для грузовых и до 80% для легковых автомобилей), что позволит удовлетворить комплекс современных и перспективных требований по долговечности шин, их эксплуатационным свойствам, экономии ресурсов (топлива) и экологической безопасности, а также увеличить производство шин к импортным автомобилям с высокой скоростной характеристикой. Предполагается развитие производства шин с применением анидного (найлон 66) и полиэфирного кордов. Удельный вес шин для легковых автомобилей с применением анидного и полиэфирного кордов к 2007 г. ожидается на уровне 70%.