На волне прогрессивной тенденции

С. Протасов

Шведская компания Volvo, начав как фирма по производству легковых автомобилей, довольно скоро пополнила свой ассортимент грузовиками, автобусами и строительной техникой. Совершенствование и производство сельскохозяйственной, строительной и лесозаготовительной техники шло параллельно: на начальном этапе развития на всех машинах разного назначения использовались одинаковые шасси, узлы и агрегаты. Такая рациональная организация работы позволила Volvo войти в число мировых лидеров.

Грейдер Volvo BM VHK55 был специально разработан для дорожных работ

Доходное производство

Первую свою спецтехнику – навесные рабочие орудия для тракторов – Volvo по окончании Второй мировой войны выпускала довольно много. Это были гидравлические подъемники для уборки валунов с полей, установки для опрыскивания деревьев, оборудование ковшового погрузчика. Их производство оказалось очень доходным, и со временем на базе тракторов и навесных орудий Volvo стала выпускать все больше строительных машин и другого специального оборудования.

Из огромного разнообразия специальных машин, производимых Volvo, можно выделить три типа, ставших основой мирового лидерства компании в этой отрасли: самосвалы, фронтальные погрузчики и грейдеры.

Огромное значение для сокращения сроков строительных работ имело изобретение самосвалов. Volvo на волне этой прогрессивной тенденции в 1953 году выпустила модели тракторов большого типоразмера ВМ55/ Т55 с дизелями, и некоторые варианты этих тракторов оснащали самосвальными прицепами для использования на стройплощадках, предвосхищая на десятилетие или больше появление сочлененных самосвалов.

Первый навесной погрузчик Volvo BM Н10

Одной из независимых шведских фирм, которая также оснащала тракторы BM55/ T55 самосвальными прицепами собственной конструкции, была LIVAB, которую Volvo BM в конечном счете приобрела в 1953-м. Эта компания и стала базой для успешного проникновения Volvo на рынок строительного оборудования. На протяжении своей истории Volvo много раз приобретала компании, производящие конкурентоспособную продукцию, на рынок которой Volvo намеревалась проникнуть.

Появление первых

В 1954 году разработкой строительных машин на базе выпускаемых моделей тракторов занялось отделение в составе фирмы ВМ в г. Эскилстуна. Основой модельного ряда стал фронтальный колесный погрузчик. Первая модель получила наименование Н10. Это был, по сути, обычный трактор, но с оригинальной кабиной, в которой оператор сидел спиной к передней части машины, иными словами этот фронтальный погрузчик был «трактором наоборот». Расположенный сзади трехцилиндровый двигатель выполнял роль дополнительного противовеса. Управляемые задние колеса обеспечивали исключительно малый радиус разворота и делали машину маневренной.

С сочлененного самосвального автопоезда DR631 началось восхождение Volvo к положению мирового лидера

Грейдер Volvo BM VHK55, первый в большой серии разработанных в г. Эскилстуна грейдеров, также стал одной из машин, определивших мировой успех компании ВМ. Грейдеры в течение многих лет являлись одним из самых доходных видов продукции Volvo, поскольку значительная часть дорог в Швеции еще не имела твердого покрытия и нуждалась в постоянном уходе.

В 1964 году, спустя 10 лет после начала выпуска первого поколения грейдеров, было освоено производство второго поколения – VHK310. Новую машину оборудовали кабиной большего размера, обеспечивающей лучший обзор, и гидравлической трансмиссией, упрощающей управление. В 1968-м был выпущен еще более мощный грейдер с более комфортной кабиной.

Прорыв на рынок строительных и землеройных машин

В 1959 году ВМ выпустила новые тракторы Т350 Boxer и Т470 Bison, модели поистине легендарные – на их базе было создано множество машин, благодаря которым Volvo буквально ворвалась на рынок строительной и землеройной техники. На базе этих тракторов изготавливали сочлененные самосвальные автопоезда, и к 1966 году компания ВМ добилась больших успехов в их производстве. Самосвальный автопоезд DR631 состоял из модифицированного трактора и мощного одно- или двухосного самосвального прицепа.

Машина для ремонта и обслуживания дорог Volvo BM RM695

В новой машине не было обычной системы рулевого управления, но лишь две секции с неуправляемыми колесами, соединенные шарниром. Полный привод обеспечивал машине прекрасную проходимость. Существовала модель большего типоразмера DD1524, состоявшая из трактора Т473 Bison и двухосного прицепа. Выпустив модель DR631, Volvo стала мировым лидером в производстве таких машин.

Одной из самых важных моделей ВМ из числа созданных к 1968 году был сочлененный самосвал DR860. Он заменил DD1524, который сняли с производства. DR860 состоял из тракторного модуля Т473 Bison и прицепа с балансирной двухосной подвеской. DR860 быстро завоевал популярность на зарубежных рынках.

Модель фронтального погрузчика LM218 создана на базе тракторов Boxer и Bison вместо Н10. У этого погрузчика были угловатый очень узнаваемый корпус, эргономичные органы управления и усиленные по сравнению с базовой моделью трактора Boxer узлы и детали. Позже на базе мод. Bison были созданы фронтальные погрузчики LM222/ LM225.

В 1966-м был разработан мощный шестицилиндровый тракторный двигатель, которым стали оборудовать самый мощный на то время фронтальный погрузчик Volvo LM640. Полный привод обеспечивал машине исключительную проходимость на любом грунте в любую погоду.

Конец 1960-х. ВМ расширяет производство техники для коммунальных, строительных и промышленных работ: увеличившийся в размерах колесный фронтальный погрузчик

Таким образом, во второй половине 1960-х годов Volvo выпускала популярные во всем мире грейдеры, сочлененные самосвалы и фронтальные погрузчики, но этим ассортимент изготавливаемых компанией специальных машин не исчерпывался. В 1964-м на базе трактора Boxer выпущен экскаватор-погрузчик GM611 – исключительно универсальная землеройная машина нового типа, получившего к тому времени огромную популярность в мире. Экскаваторное оборудование с ковшом вместимостью 0,25 м3 поставляла независимая фирма. Это был первый серийный экскаватор-погрузчик Volvo. Годом позже была выпущена модель GM612 на более мощном шасси грузового автомобиля, но с тем же экскаваторным оборудованием. Третьим в этой серии стал GM614, его выпускали с 1964-го по 1972 год. Стрела экскаватора могла сгибаться вправо и влево от продольной оси машины, чтобы копать у стены. Вместимость ковша увеличили до 0,3 м3.

В 1966-м был создан экскаватор-погрузчик G410, предназначавшийся для более легких работ, чем модель большего типоразмера G612. Трехцилиндровый двигатель Perkins обеспечивал ему достаточную мощность.

1977 год: выпущена первая модель абсолютно нового поколения колесных погрузчиков LM4300. Этот модельный ряд стал «бестселлером»

Фирма ВМ освоила выпуск богатого ассортимента узлов и агрегатов, из которых в различных комплектациях создавались рациональные и экономичные машины для отраслей, в которых Volvo ранее не работала. В 1968 году на базе трактора и фронтального погрузчика LM640 был создан кран легкого класса МК690, простой в эксплуатации и экономичный благодаря длинной крановой стреле.

Успехи 1970-х

В 1969 году ВМ добилась увеличения своей доли на рынке строительной техники, взяв под контроль производство колесных фронтальных погрузчиков известной шведской компании ASJ. Это был крупный успех. Машины ASJ идеально дополнили модельный ряд Volvo, однако техника Volvo создавалась на базе сельскохозяйственных тракторов, а погрузчики ASJ разрабатывались специально как землеройная техника. Большинство моделей ASJ, как и машины зарубежных конкурентов, имели сочлененную раму и стали очень популярны у дилеров Volvo. Двигатели Scania, которыми оснащали машины ASJ, заменили на двигатели производства Volvo, а кабину усовершенствовали, сделав ее более эргономичной и удобной.

В 1970 году построен мощный четырехцилиндровый двигатель D42, которым стали оборудовать колесные фронтальные погрузчики LM622/ LM642 и мобильный кран МК692. Год 1972-й примечателен появлением оригинального погрузчика LM1240. По массогабаритным параметрам он относился к верхнему сектору среднего класса – наиболее востребованному сегменту строительного рынка.

Год 1978-й: полностью обновленная гамма моделей колесных погрузчиков Volvo BM дополнена модельным рядом компактных машин L4200

Моделью наибольшего типоразмера стал LM1641, оборудованный 10-литровым двигателем Volvo. В том же году освоен выпуск дорожно-строительного грейдера VHK510 эксплуатационной массой 16 600 кг, оснащенного 10-литровым турбодизелем и идеально дополнившего немалую гамму грейдеров, выпуск которых к тому времени Volvo освоила. Модели грейдеров меньшего типоразмера оснащали 6- и 7-литровыми силовыми агрегатами. Эти дорожные машины производили теперь не только в Швеции, но и на зарубежных предприятиях Volvo.

В 1979-м Volvo BM выпустила сочлененный самосвал модели 5350. Конструкция подвески машины была прекрасной, он развивал транспортную скорость свыше 50 км/ч и поэтому был реальной альтернативой обычному строительному грузовому автомобилю, если груз перевозили на короткие расстояния. Модель окрашивали в традиционный желтый цвет, кабина была рассчитана только на водителя.

Реструктуризация Volvo BM

К концу 1970-х годов Volvo BM испытывала серьезные финансовые затруднения. Совет директоров, чтобы сохранить стабильность, принял решение свернуть производство сельскохозяйственной и лесозаготовительной техники и сосредоточить все ресурсы на выпуске строительных машин.

Карьерный самосвал Koсkum 425С

С этого момента началась одна из самых крупных программ реструктуризации в шведской промышленности. За два года (1979–1980) производство лесозаготовительной, сельскохозяйственной техники, гусеничных машин и мобильных кранов передали другим компаниям, а производство грейдеров свернули. Все ресурсы были сосредоточены на производстве и развитии трех типов машин – колесных погрузчиков, сочлененных самосвалов и землеройной техники. К 1982 году реорганизация почти завершилась – все ресурсы использовались для завоевания мирового лидерства в производстве строительных машин, главным образом сочлененных самосвалов и погрузчиков. В этом же году Volvo присоединила шведскую фирму АВ Kockum Landsverk, выпускавшую хорошо известные большегрузные карьерные самосвалы Kockum. Они прекрасно дополнили модельный ряд сочлененных самосвалов Volvo, в производстве которых Volvo BM уже являлась мировым лидером.

В 1986 году произошло объединение Volvo BM и Volvo Michigan Euclid, и новая фирма получила название VME.

С 1986 года вместо L4400 выпускали модель L90

Первой ее моделью стал сочлененный самосвал А35 с 12-литровым двигателем, трансмиссия с гидротрансформатором которого была разработана Volvo. Сочлененный самосвал модели А20 выпущен позднее, он являлся существенно модифицированной версией классических моделей 860/ 861. Промежуточная модель А25 представляла собой по сути немодернизированную старую модель 5350. В 1988 году на главной американской выставке строительного оборудования Intermat был представлен карьерный самосвал Euclid R32, изготовленный на заводе VME в г. Ландскруна (Швеция).

Модельный ряд колесных погрузчиков L10, L120, L90, L70 и L50, созданных на основе старых моделей, но с усовершенствованными узлами и агрегатами, был выпущен двумя годами раньше, в 1986 году, а в 1987-м его дополнили моделью L30, самой малой в ряду, которую и по сей день изготавливают на заводе в г. Пенедейрас (Бразилия).

(Окончание следует)