Сельхозтракторы на выставке «Золотая осень-2011»
Прошедшая в октябре в Москве Международная специализированная выставка сельскохозяйственной техники «Золотая осень», главный аграрный форум России, вызвала большой интерес специалистов, продемонстрировав научные и технические достижения отечественных и зарубежных производителей машин, оборудования и технологий для агропромышленного комплекса (АПК), в том числе сельскохозяйственных тракторов (далее – тракторов).
Т-60ТК
Т-85ТК
Т-90 ТГ
ЛМЗ-904
ЛМЗ-804
ЛМЗ-704
Ряд тракторов ПО «МТЗ»
Belarus 3522
Belarus 92П
YTO 1204
YTO 404
DF 244
К сожалению, на выставке не показали тракторы ведущих зарубежных фирм из Западной Европы, США и Канады – флагманов мирового тракторостроения. Еще в 2010 г. эти фирмы приняли решение демонстрировать свои достижения раз в 2 года на международных выставках «Агросалон», ближайшая из которых состоится в 2012 г., а в 2011 г. сосредоточиться на маркетинговых мероприятиях в российских регионах. Поэтому в отсутствие тракторов ведущих зарубежных фирм на нынешней выставке экспонировались отечественные модели тракторов и тракторная техника из ближнего (в частности, из Белоруссии) и дальнего зарубежья (из стран, пока не ставших ведущими в области тракторостроения, – Китая и Южной Кореи). Компании из этих стран показали номенклатуру в основном полноприводных колесных тракторов классической компоновки различных тяговых классов (от 0,6 до 7) и мощностей (от 36 до 350 л.с.), а это 22 наименования, и две модели тракторов с гусеничной ходовой системой. Демонстрировавшиеся на выставке отечественные модели тракторов были представлены весьма ограниченно – только компанией «Агромашхолдинг», входящей в концерн «Тракторные заводы» и являющейся официальным поставщиком продукции его предприятий, причем все тракторы «Агромашхолдинга» показали в недавно появившемся, пока непривычном для обывателя дизайне. В частности, показали универсально-пропашные колесные полноприводные тракторы Т-60ТК и Т-85ТК классической компоновочной схемы 4К4а, а также гусеничный трактор Т-90ТГ общего назначения.
Указанные тракторы отличаются плавными, закругленными линиями, новой синей окраской и являются продукцией ведущих в России тракторных заводов – ОАО «ВМТЗ» (Т-60ТК и Т-85ТК, ОАО «ТК ВгТЗ» (Т-90ТК) соответственно тяговых классов 0,9…1,4; 1,4 и 3, относящихся к наиболее массовым моделям, причем их демонстрация на этой выставке свидетельствует о неослабеваемом интересе к ним со стороны отечественных сельхозтоваропроизводителей. Помимо тракторов «Агромашхолдинга» мы увидели еще одну интересную отечественную разработку – новый колесный трактор на автономной электротяге, выполненный полноприводным по компоновке 4К4а. В качестве базы для этого трактора использован наиболее распространенный на селе колесный трактор Belarus 920 тягового класса 1,4…2, оснащенный электродвигателем, работающим без подзарядки около 4 ч от блока высокоэффективных литий-ионных батарей емкостью 53 кВт.ч, время зарядки которых составляет от 30 мин. Данный образец электротрактора является экологически чистым, без вредных выбросов и отличается бесшумной работой; он может стать перспективным, особенно при эксплуатации внутри животноводческих помещений. Отдельно следует выделить экспонировавшуюся на выставке небольшую группу колесных тракторов ОАО «Лежнёвский машиностроительный завод» (ЛМЗ, Ивановская обл.), производимых по лицензии ведущей в Китае в области тракторостроения корпорации YTO Group. Были показаны три колесных полноприводных трактора классической компоновки 4К4а – ЛМЗ-704 и ЛМЗ-804 тяговых классов 1,4 и ЛМЗ-904 тягового класса 2, адаптированных к российским условиям эксплуатации и разработанных на основе шасси итальянских колесных тракторов FIAT. Отметим, что переход к освоению в России тракторов, имеющих китайскую конструкцию, в настоящее время является вынужденной мерой из-за большого дефицита аналогичных отечественных тракторов собственного производства.
В условиях значительной нехватки отечественной тракторной техники наиболее популярных тяговых классов 1,4…2, пока не очень дешевой и вместе с тем, к сожалению, невысокого технического уровня и качества, а также не всегда конкурентоспособной, у российских аграриев сейчас появилась альтернатива – дополнительно приобрести другие, не менее эффективные и качественные тракторы, в том числе за счет организации еще одного сборочного производства в России на принципах «промышленной сборки», например, колесных универсально-пропашных тракторов, теперь уже из Китая. Предполагается, что эти тракторы, не имеющие пока аналогов в России, станут изготавливать по международным стандартам качества по ISO 9000, а также OECD, при этом будет существенно увеличена обеспеченность отечественных аграриев нужными тракторами и значительно уменьшен их дефицит. Есть еще одна причина планируемого роста продаж этих тракторов в России. Это доступность и дешевизна китайских тракторов в сравнении с аналогичными моделями тракторов ведущих зарубежных фирм. Выпускаемые колесные тракторы ЛМЗ характеризуются вполне современным техническим уровнем комплектующих и агрегатов, близким по своим параметрам к мировым аналогам, а также высоким качеством изготовления и вполне приемлемой ценой. Поэтому можно предположить, что сельские товаропроизводители России станут охотно покупать такую технику с оптимальным соотношением цена–качество. Учитывая большую конкурентоспособность в этом сегменте тяговых классов (от 1,4 до 3) и мощности (от 80 до 180 л.с.) со стороны тракторов бренда Belarus, добиться в ближайшей перспективе роста спроса на тракторы ЛМЗ и увеличения их доли на рынке России будет непросто, хотя при сравнении основных технических показателей тракторов Belarus и ЛМЗ, например, тягового класса 1,4, видно, что основные показатели обоих тракторов практически эквивалентны или различаются незначительно. В частности, тракторы ЛМЗ комплектуют вполне современными узлами и агрегатами: экономичным двигателем (Великобритания) с большим запасом крутящего момента (40%), легким в управлении гидрообъемным рулевым управлением, эффективными «мокрыми» дисковыми тормозами повышенной износостойкости, комфортной и красивой кабиной из стеклопластика с кондиционером, причем их отличает дизайн с преобладанием мягких, оруглых форм. Группа тракторов из стран ближнего зарубежья была представлена только моделями ПО «МТЗ» в диапазоне мощности 30…350 л.с.: это 10 моделей колесных тракторов классической компоновки, в том числе 9 колесных полноприводных схемы 4К4а и один трактор с задним ведущим мостом схемы 4К2, а также мотоблок мощностью 9 л.с. и один образец гусеничного трактора мощностью 158 л.с. Характерно, что тракторы Belarus продолжают пользоваться весьма высоким спросом у российских аграриев, масштабы их поставок в нашу страну из года в год растут и в настоящее время являются максимальными, существенно опережая данные продаж в России тракторов других, в том числе зарубежных производителей.
Также ПО «МТЗ» представило образец промышленного колесного полноприводного трактора Belarus 92П классической компоновки 4К4а с навешенным на него погрузочно-разгрузочным оборудованием. Отличительными особенностями его были открывающееся заднее стекло из трех частей, усиленный каркас кабины, усиленная муфта сцепления и др.
Обилие разработанных ПО «МТЗ» новых тракторов, не только универсально-пропашных, но и универсальных и общего назначения, в очередной раз свидетельствует о высокой репутации бренда Belarus, внедрившего в производство более 70 моделей тракторов для всех климатических зон и эксплуатационных условий, а также обеспечившего лицензионную сборку в большинстве стран СНГ тракторов Belarus, по-прежнему пользующихся там большим спросом. Сейчас тракторы Belarus – это экономичные, надежные и долговечные в эксплуатации машины, агрегатируемые с многими сельхозорудиями различного назначения и требующие при этом минимальных затрат на обслуживание. В свою очередь тракторы из стран дальнего зарубежья были представлены техникой компании YTO и фирмы Dongfeng (Китай), а также компании Daedong Industrial (Южная Корея). Тракторы YTO были объединены в группу из трех моделей колесных полноприводных тракторов классической компоновки 4К4а: YTO 404 тягового класса 0,6…0,9; YTO 1204 тягового класса 2 и YTO 1804 тягового класса 3.
Компания YTO, крупнейший в Китае производитель колесных и гусеничных тракторов, имеет сертификат качества ISO 9000, ее техника отличается надежностью, экономичностью, высоким качеством изготовления, комфортабельностью. Тракторы YTO оснащают многими импортными узлами и агрегатами, в том числе двигателем по английской технологии, шасси по итальянской технологии и др. Китайские производители показали также колесный полноприводный многоцелевой малогабаритный трактор DF 244 Dongfeng классической компоновки 4К4а тягового класса 0,6 универсального назначения.
Трактор DF-244 по параметрам лидирует в своем классе. Его отличительные особенности – превосходный дизайн, удобная кабина, качественные изготовление и сборка комплектующих узлов и агрегатов; по заказу может быть оборудован кабиной либо дугой безопасности, гидроусилителем рулевого управления, отопителем. Он адаптирован к российским условиям эксплуатации, может выполнять широкий спектр работ в сельскохозяйственном производстве – от операций по обработке почвы до погрузочно-транспортных работ. Благодаря оснащению его задним трехточечным навесным устройством с прицепным оборудованием он может эффективно работать не только на пахоте, фрезеровании, посеве, сенокошении, подборе скошенных валков, но и в агрегате с картофелесажалкой, фронтальным погрузчиком, роторным снегоочистителем и многими другими машинами и орудиями. На выставке демонстрировались две модели южнокорейских тракторов марки Kioti от компании Daedong Industrial, одного из ведущих мировых производителей механизированной сельхозтехники, большая часть продукции которой (более 75%) поставляется в США и Европу. На внутреннем рынке Южной Кореи компания является лидером по производству тракторов с уровнем поставок более 30%, причем в год компания выпускает более 30 тыс. ед. сельхозтехники. По уровню автоматизации тракторного производства она давно приблизилась к такой промышленно развитой стране, как Япония. Показанные на выставке колесные полноприводные модели южнокорейских тракторов ЕХ 40 и СК 35 классической компоновки 4К4а относятся к тяговому классу 0,6. Фактически трактор Kioti EX 40 – это универсально-пропашная модель повышенной производительности, оснащенная новой комфортабельной, с высокой защитой кабины от шума, панорамным остеклением, совершенным дизайном и интерьером. Частота вращения ВОМ – 540 мин–1 с гидростатическим приводом, навесное устройство трехточечное 1-й категории, мощный гидронасос с подачей 63,9 л/мин. Трактор очень маневренный и благодаря компактности идеально подходит для выполнения полного спектра сельскохозяйственных и коммунальных работ. Он отличается облегченным доступом к моторному отсеку, а также оборудован независимой системой управления фронтальным и задним гидравлическим оборудованием. Трактор Kioti СК 35 в отличие от трактора ЕХ 40 имеет более компактную конструкцию с меньшей колесной базой, на нем нет кабины, вместо нее трактор оборудован дугой безопасности с ремнем (но с возможностью установки кабины производства Южная Корея в холодное время года). Оба эти трактора можно агрегатировать с широким комплексом машин-орудий, в том числе роторным культиватором, окучником, картофелесажалкой, картофелекопалкой, одно- или двухкорпусным плугом, пресс-подборщиком, сенокосилкой и др.
* * *
|
Новое семейство автомобилей «Урал»
|