Наши на «КомТранс-2008»

Алексей Стариков

«ГАЗель» с обновленным интерьером

Мценский «Коммаш» в качестве исходного шасси тоже пробует Ford Cargo

БЦМ – 112.2

Howo Zil Sinotruk – таково будущее некогда главного автозавода?

КамАЗ «Олимп» («Транс-Альфа»)

Автопоезд МАЗ с двигателем Mercedes Euro4

Грузоподъемность автопоезда Тата 613 с кузовами от «Чайки-сервис» 6980 кг

Цветовая гамма нового «Волжанин Дельфин» заимствована у позднего Гогена

Полноприводный МАЗ-5309 вахтовка понравится нефтяникам

Выставка «Комтранс-2008» продолжила традицию прошлых лет – отечественные производители в ней участвуют, но как-то вяло, словно еще не решив, действительно ли это главная выставка коммерческой техники в России.

Группа ГАЗ по каким-то соображениям не привезла ни одного автомобиля «Урал», а выставила только машины главного завода – два фургона, «ГАЗель» и «Валдай», с максимальным объемом грузового пространства 18 м³ у «ГАЗели» и 32 м³ у «Валдая». Были и длиннобазная версия «Валдая» со «спальником», и Maxus с высокой крышей в версии длиннобазного цельнометаллического фургона. Из пассажирских машин главный интерес представлял Real – малый городской автобус, продукт совместной работы Группы ГАЗ и бразильской Marcopolo на шасси Hyundai, рассчитанный на 22 посадочных места (общая вместимость – 29 чел.), предназначенный и работы на пригородных маршрутах. Его салон оснащен травмобезопасными поручнями, антивандальными сиденьями, центральным освещением, индивидуальным освещением рабочего места водителя и переднего пассажира.
Дивизион «Силовые агрегаты» представил четырехцилиндровый двигатель УМЗ-4216 Ульяновского моторного завода с современными улучшенными характеристиками. Микропроцессорная система управления, многоточечный впрыск топлива и повышенная надежность за счет использования импортных и качественных отечественных комплектующих позволили привести характеристики системы к требованиям норм Euro 3.
Кременчугский автозавод по-прежнему сосредоточен на самосвальной технике. Выставлявшийся КрАЗ-65055-054-03 «Прораб» отличался новым двигателем ЯМЗ-6583.10 (Euro 3) мощностью 360 л.с., а в остальном остался прежним: колесная формула 6х4, грузоподъемность (г/п) 18 т. Зато настоящей новинкой был двухосный полноприводной грузовик с буквой «Д» в конце индекса, что означало его применение – участие в ралли Лиссабон–Дакар. Практически все узлы автомобиля усилены, установлены три топливных бака общей вместимостью 750 л. Сцеление – марки Sachs, коробка передач – китайская Shaanxi.
Патриарх коммерческого автопрома ЗИЛ, оставаясь в непростой ситуации, выставил несколько самосвалов дочернего подразделения – СаАЗа, в том числе с бескапотными кабинами китайского производства, а кроме того показал целую шеренгу… китайских грузовиков Howo. Это возможная будущая серийная продукция столичного автозавода, пока существующая в виде намерений. Кроме того, на своем известном карбюраторном двигателе ЗИЛ достиг норм Euro 3.
В последние годы в России появляются новые, амбициозные проекты по сборке коммерческого транспорта, и на «КомТрансе» они были широко представлены. Так, компания SOLLERS (новый бренд «Северсталь-Авто») представила новые модели и модификации автомобилей FIAT Professional и Isuzu. FIAT Ducato – новый коммерческий автомобиль российского производства, у него самая широкая линейка модификаций в своем сегменте. Всего в России планируется выпускать 14 базовых версий с возможностью выбора колесной базы и высоты кузова (по три варианта). Все Ducato российской сборки оснащают дизелем Euro 3 объемом 2,3 л (110 л.с., 270 Н·м). Специально для российского рынка двигатель дополнительно оснащают системой подогрева охлаждающей жидкости, гарантирующей быстрый его прогрев и поддержание комфортной температуры в салоне при остановке автомобиля. Подразделение «Северсталь-Авто-Исузу» представила обновленный Isuzu NQR 75P г/п 5,5 т с тремя перспективными кузовными надстройками – пищевой цистерной, изотермическим фургоном и мусоровозом.
Компания «Савеко» из Семёнова, совместное предприятие IVECO и «Самотлор-НН», показало целое семейство автобусов на шасси IVECO Daily, от маршрутного такси до специальной полноприводной модификации для МЧС.
Экстерьер опытного экземпляра туристского автобуса «Дельфин» от частной компании «Волжанин» был незаурядным, машина построена на немецких комплектующих. Шасси и двигатель носят марку Mercedes, другие агрегаты – ZF.
Ростовский РЗГА собирает автобусы по лицензии Hyundai и впервые показал среднюю модель Aerotown собственной сборки. МАРЗ из Мичурина привез свой малый автобус 4251 на китайском шасси Dong Feng с заметно улучшенным качеством серийных экземпляров. Минский «Белкоммунмаш» помимо собственных троллейбусов привез вахтовку для нефтяников на среднетоннажном шасси МАЗ-5309. Полноприводная машина комплектуется дизелем ЯМЗ-238 и вмещает 22 пассажира. Новоуральский «Амур» продолжает расширять модельный ряд грузовиков Tata – было выставлено восемь машин.
Самым активным из кузовных ателье была, пожалуй, «Чайка-Сервис»: она показала крайне интересный броневик, построенный совместно с ООО «Невская Техническая Компания». Он изготовлен на короткобазном шасси «Валдай Профит», и имеет низкую крышу. При внешних габаритах «ГАЗели» такой инкассатор столь же маневрен, а его грузоподъемность увеличилась с 500 до 2500 кг. «Чайка-Сервис» развивает и гамму двухосных грузовых прицепов-тандемов (шторников), построенных на шасси автовозов. В этот раз были показаны 9-тонник для КамАЗа-43085 и 3,8-тонник для Тата 613. На последней машине был установлен спальный отсек над кабиной, разработанный той же «Чайкой-Сервис».
Довольно обширную часть экспозиции нынешнего «КомТранса» составляли надстройки разных отечественных производителей. В частности, «Тонар» представил самосвальный тандем на базе «Урала-63685» полной массой 60 т. Грузоподъемность трехосной машины – 25 000 кг, трехосного прицепа с одиночной ошиновкой – 21 000 т.
В Переславль-Залесском наладили сборку из машинокомплектов французских полуприцепов Savell с тентом. Их сделано около 100 шт. Интересную новинку представила бобруйская «Спецавтотехника» – это самосвальный полуприцеп-щеповоз САТ-140 безрамной конструкции. При внутреннем объеме 60 м и г/п 23 т собственная масса составляет всего 9 т.
Экспозиция ОАО «КАМАЗ», главного производителя коммерческого транспорта в России, была на удивление скромной – всего два грузовика, и оба вполне серийные. Кузов среднетоннажника 5408 и полуприцеп тягача носят марку «Медведь», изготовлены они в Стерлитамаке из американских комплектующих. Аффилированный с КАМАЗом НефАЗ привез междугородный автобус 52996 на 59 пассажиров, построенный в сотрудничестве с голландской фирмой VDL. На стенде была еще одна пассажирская новинка – полунизкопольный автобус КамАЗ класса «Олимп». На самом деле этот первый экземпляр невысокого качества построен на камском шасси вологодской компанией «Транс-Альфа», до сих пор производившей троллейбусы.
Гигант магистральной техники Минский автозавод также сосредоточился на вполне рабочих экспонатах. Городской автобус МАЗ-103 подвергся внешнему рестайлингу, средний грузовик МАЗ-4380 получил новый дизель ММЗ Euro 3, а флагман – тягач МАЗ-544019 даже Euro 4. Он оснащен современным двигателем Mercedes OM501LA и коробкой передач ZF. Однако этот дизель мощностью 430 л.с. Работает с использованием технологии AdBlue, что увеличивает стоимость эксплуатации. По-видимому, машину создавали в расчете на потребителей из прибалтийских стран. Стоимость тягача – от 2 650 000 руб. Автопоезд укомплектован шторным полуприцепом 975830 собственной конструкции.
Интересная тенденция – в качестве основы наши производители надстроек все чаще используют не отечественные, а импортные шасси. Последняя выставка это наглядно демонстрировала – были выставлены самосвалы на базе Ford Cargo и Daewoo, цистерны и подъемники на шасси Isuzu, ломовозы и бетоносмесители на китайских шасси.

ЗАО « Бецема» на «КомТранс-2008»
На выставке «КомТранс-2008» ЗАО «Бецема» показало один из самых удачных своих проектов, рассчитанных для городских условий перевозки, – БЦМ-112.2 – автоцистерну-бензовоз из алюминиевого сплава на шасси Volvo FE 6x2 с трехотсечным сосудом номинальной вместимости 17 000 л, продукт совместной деятельности ЗАО «Бецема» и ЗАО «Вольво-Восток», можно сказать, хит последних лет.
Использование легкого многоосного шасси совместно с алюминиевым сосудом (масса надстройки 1560 кг) позволило создать транспортное средство, обладающее динамикой и маневренностью легкового автомобиля, для перевозки топлива. Наличие третьей (подъемной) оси позволило увеличить полную массу транспортного средства на 7 т, с 18 т (для двухосных) до 25 т (для трехосных) шасси при перевозке в двух отсеках бензина, а в одном дизтоплива. Автоцистерна полностью укладывается в разрешенную полную массу и в осевые нагрузки, что было главным условием первого заказчика таких машин – компании «Химзащита». Унаследовавшая эти бензовозы компания «Транс-М» (официальный перевозчик ВР в Московском регионе) заказала партию аналогичных машин (на шасси FM9). Повторный заказ от компании-перевозчика можно считать признанием проекта удачным, подтверждением чего является изготовление таких машин для московского подразделения «ГазПромНефть» и для «ПодольскНефтеПродукт» (подразделение «РосНефть»).
Приятно сознавать, что доставлять топливо на АЗС Московского региона будут бензовозы, оказывающие минимальное разрушающее воздействие на полотно дорог, соответствующие нормам Euro 3 по токсичности выхлопа и не мешающие движению основного транспортного потока.